Родительское собрание «Как общаться с детьми, чтобы они выросли психологически здоровыми?»
Как общаться с детьми, чтобы они выросли психологически здоровыми? Докладчик: педагог-психолог, Стратилат Карина
Что такое общение? Сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информации и выработку единой стратегии взаимоотношения.
Стороны общения Перцептивная сторона общения (восприятие и понимание друг друга); Коммуникативная сторона общения (обмен информацией); Интерактивная сторона общения (совместная деятельность).
Психологическое здоровье Отсутствие сильно выраженных отклонений душевной жизни человека, мешающих его социально-психологической адаптации, достижению целей и задач, которые человек ставит перед собой. Нарушения психологического здоровья - это стойкие негативные изменения в работе психических процессов, склонность к дискомфортным психическим состояниям, расстройства характера, наличие зависимостей, проявление весьма необычных интересов и склонностей. склонность к психологическим защитам.
Факторы, мешающие благоприятному психологическому развитию детей 1) Нарушение отношения в диаде «ребенок – учитель» (чрезмерная критика ребенка, несправедливое отношение к нему, двойные стандарты); 2) Нарушение детско – родительских отношений (гиперопека, гипоопека, предъявление требований, которых ребенок не может выполнить, злокачественный симбиоз, излишняя строгость, позиция «я и только я знаю как тебе жить, а ты еще мал…», использование ребенка в преодолении своих комплексов; 3) Родители как негативный пример для подражания; 4) Отсутствие авторитета у сверстников.
Насилие - основная причина нарушения здоровье детей Виды : физического насилие; 2. психологического насилие; 3. Неудовлетворение потребностей ребенка (депривация); 4. сексуального насилия
Рекомендации по общению с ребенком Психологически поддерживайте (ПП) ребенка! ПП - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, что позволяет последнему: ♦ укрепить самооценку и веру в себя; ♦ избежать ошибок и/или адекватно на них реагировать; Причем ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Чтобы поддержать ребенка необходимо делать следующее: Чтобы поддержать ребенка необходимо делать следующее: 1. Опираться на сильные стороны ребенка; 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка; 3. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку. Любить ребенка без всяких условий. Любовь – уважение и активная заинтересованность в жизни и развитии ребенка; 4. Помогите ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он сможет справиться; 5. Проводите больше времени с ребенком (причем общение не должно ограничиваться темой учебы и носить формальный характер);
6. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком; 6. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком; 7. Знать о всех попытках ребенка справиться с заданием (Не вещать сразу ярлык «лодыря»); 8. Позволить ребенку самому решать проблемы (там, где это возможно); 9. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний (Метод «кнута и пряника»); 10. Принимать индивидуальность ребенка; 11. Проявлять эмпатию, признавать и отражать чувства ребенка;
12. Замените «Ты» - высказывание на «Я» - высказывание. Например, вместо «твое поведение ужасное», целесообразнее сказать: «меня расстроило твое поведение»; 13. Старайтесь не устраивать допросов и не начинать общение со своим ребенком со слова почему. Вместо «почему» лучше использовать конструкцию «с чем это связанно»; 14. Старайтесь не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните, что ребенка можно сравнивать только с самим собой; Старайтесь не использовать жестких конструкций: надо, должен, обязан. Замените их на более мягкие: желательно, хотелось бы и т.д. 15. Научитесь слышать вашего ребенка, то есть внимательно слушать, не перебивать, не отвлекаться, когда разговариваете с ребенком.
Кияйкина Наталья Федоровна