Комплект заданий по лексикологии «Как определить лексическое значение слова?» (9–10 класс)
Разработка заданий на тему: «Как определить лексическое значение слова?»
Задание №1. К новым словам, изученным на классном занятии, подобрать подходящие по теме слова различных частей речи.
Задание №2. Подобрать подходящие имена прилагательные, наречия и глаголы к существительным, которые были разобраны на занятии с преподавателем по теме «Мой день». И наоборот – к приведенным прилагательным разного рода придумать существительные.
Задание №3. Используя словари синонимов и антонимов, подберите пары к наречиям: далеко, зимой, плохо, медленно, нельзя. Составить с ними словосочетания по теме «Мой день».
Задание №4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.
Я просыпаюсь в семь утра. Открываю глаза и выключаю будильник. Потом я встаю, прибираю кровать, открываю форточку, делаю зарядку и иду умываться. Затем я завтракаю, одеваюсь, собираю сумку с тетрадками, выхожу из дома и еду в университет на общественном транспорте.
В университете я оставляю пальто в раздевалке, готовлюсь к занятиям и разговариваю со своими друзьями. Каждый день у меня пары с 8:30 до 15:00. В перерывах между занятиями мы с друзьями можем сходить в деканат или купить полный поднос еды в нашей университетской столовой.
Когда заканчиваются занятия, мы с друзьями едем ко мне домой и выполняем задания от куратора. Моя соседка готовит нам ужин. После ужина я прощаюсь с ребятами, провожаю их до подъезда или до остановки. Затем я возвращаюсь домой, собираю вещи на завтра, мою посуду и иду спать в 23:00.
Как вы поняли значение выделенных слов? За помощью обратитесь к толковым словарям русского языка. Составьте с выделенными словами предложения.
Объясните значение подчеркнутых конструкций, придумайте синонимичные предложения.
Чем вы занимаетесь после занятий в университете? Расскажите об этом.
Составьте план текста.
Задание №5. Подберите синонимы к именам прилагательным с помощью словаря синонимов. Составьте и запишите предложения.
Золотой, мокрая, маленькая, белый, новый, длинный, короткая, чуткий, большого, синяя, круглое, красная, чужой.
Задание №6. Распределите слова по группам. Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Назовите группы. По какому признаку вы распределили слова в группы?