Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Лексическое значение слова»
Технологическая карта
Лексическое значение слова
Учебный предмет |
Класс |
Автор УМК |
Тема урока |
Тип урока |
Цели урока |
|
Деятельностные |
Содержательные |
|||||
Русский язык |
5 |
Учебно-методический комплект (УМК) «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А |
«Лексическое значение слова» |
Урок «открытия» нового знания. |
Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. |
Формировать представление о способах определения лексического значения слова, способность определять лексическое значение слова. Развивать умение работать с толковым словарем, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать. |
\
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
УУД |
|||
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. На партах у учащихся лежат по три смайлика. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные результаты Самоопределение, смыслообразование (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Учитель представляет внимаю учащихся просмотр видеофильма «Пеппи и кукарямба». -Ребята, вы посмотрели небольшой ролик о том, как девочка Пеппи придумала новое слово. Что это за слово? Почему ребята так долго искали, что же оно означает? Как вы думаете, почему? А когда «кукарямба» стала словом? Когда Пеппи его придумала или когда она нашла под него предмет? -Может ли простой набор звуков быть словом? - Как вы думаете, какова тема урока? -Какова главная цель урока? -Какова задача урока? |
Ребята просматривают ролик. Отвечают на вопросы. Рефлексия, вывод. Ребята формулируют тему рока (лексическое значение слова) Формулируют цель урока (понять, что такое лексическое значение слова) Определяют задачу урока( научиться определять лексическое значение слова) |
Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П – логические) Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися |
-С чего же начать «открытие нового знания»? Учитель предлагает разгадать кроссворд . - Какое слово получилось? - Что такое лексика? -Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? Почему? Приведите примеры. -Какие еще термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или лексическое значение? -Что такое лексическое значение слова? |
Учащиеся работают с кроссвордом. В кроссворде представлены названия различных разделов науки о языке. Разгадав все слова, учащиеся могут прочитать зашифрованное слово. Отвечают на вопросы. |
Метапредметные результаты Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание решения проблемы поискового характера (П) |
Первичное закрепление Цель этапа: Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию |
Организует деятельность по применению новых знаний Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, предлагает выполнить задание. - Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? -Давайте попробуем дать лексическое значение словам интерьер, фестиваль, фольклор? - Какие трудности возникли? -Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? |
Ребята делятся на 3 группы. Каждой группе загадано слово. Учащиеся должны объяснить разными способами ЛЗ слова, а другие команды отгадать. Отвечают на поставленный вопрос ( наглядно, путем подбора синонимов, антонимов, описательным путем) Анализ и вывод внутри каждой группы. Оценивают при помощи смайликов проделанную работу. Индивидуальная работа. Отвечают на поставленные вопросы. Обращаются к толковому словарю. |
Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся: - Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся) |
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. Поднимают смайлики, тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке, продуктивно ли поработали. |
Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |