12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Литвиненко Светлана Юрьевна129
Работаю в школе 32 года учителем русского языка и литературы. Люблю детей, книги, театр.
Россия, Хабаровский край, Хор

 

Лексическое значение слова

 

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Лексическое значение слова

Учебный элемент

Определить лексическое значение слова разными способами

Учебное задание 

Представим себе, что язык – это особый код или шифр. Единица кода – слово. В нём зашифрована информация о мире, который окружает человека. Чем больше слов мы знаем, тем лучше понимаем язык и узнаём мир. Часто в повседневной жизни нам приходится задумываться, что означает то или иное слово. Чтобы понимать слова нужно уметь их объяснять, толковать.

Основная задача – научиться объяснять значение слова разными способами.

Для этого необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Рассмотреть схему способов толкования слова в учебнике. Используем приём «Чтение с пометой».
  2. На основе полученной информации сделать выводы, используя рубрику учебника «Советы помощника» по определению способов значения слова.
  3. Составить собственную схему толкования слова разными способами, используя словари (как бумажные, так и электронные)
  4. Представить результат работы в виде слайда презентации гугл.

 

Что делает учащийся

(не весь класс, а один учащийся)

Что делает или заранее готовит учитель

Получает учебное задание

Сделал “аранжировку” учебной задачи, получил учебную ситуацию.
Представил учащимся в форме учебного задания

 

продолжаем описание, пишем подробнее, что влияет на интерес учащихся к учебному заданию

Обсуждает проблемный вопрос, понимает, что необходимо изучить способы толкования слов, чтобы решить задачу

Формулирует цель и обсуждает план работы

Формулирует проблемный вопрос:

Как объяснить значение слова разными способами?

Рассматривает схему  толкования слова  различными способами и соотносит с определением способов, делает пометы

Предлагает учащимся рассмотреть схему способов определения конкретного слова при помощи приёма «Чтение с пометками».

Какие способы толкования существуют? Все ли знакомы?

Захотелось ли узнать о каком-то способе больше?

Отсылает учащихся к рубрике учебника «Советы помощника» с определением способов значения слова.

На основе полученной информации составляет собственную схему толкования слова различными способами.

Даёт слово  для толкования

Находит значение слова в словаре.

Подбирает синоним.

Создает графическое изображение.

Фиксирует информацию в тетради в виде схемы.

Наблюдает, задаёт направляющие вопросы, консультирует, представляет ресурсы Интернет, словари, направляет поиск

Сравнивает свою работу с образцом, вносит коррективы

Обращает внимание на критерии оценивания

Представляет результаты работы в виде слайда презентации гугл

Показывает инструменты гуглпрезентации. Обсуждает с учащимися критерий по оформлению презентации

 

Пишет отзыв на работу одноклассника

Подготавливает подробный инструктаж для комментирования, разъясняет

Дополняет предложения рефлексии

Предлагает учащимся облако «тегов» на интерактивной доске

 

Критерии оценивания

  1. Представлены все способы толкования слова.
  2. Даны правильные определения значения слова.
  3. Правильно подобран синоним к слову.
  4. Графическое изображение соответствует значению слову.
  5. Толкование значения слова, в соответствии с нормами языка.
  6. Оформление презентации:

- информация представляется в виде схемы или таблицы;

-использование не более трёх цветов;

размер шрифта для заголовков 20, для текста 16;

выделение, подчёркивание допускается;

шрифт TimesNewRoman.

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.