Урок русского языка на тему «Лексическое значение слова» (5 класс)
Лексическое значение слова |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 |
Тема урока |
Лексическое значение слова |
Учебный элемент |
Определить лексическое значение слова разными способами |
Учебное задание |
Представим себе, что язык – это особый код или шифр. Единица кода – слово. В нём зашифрована информация о мире, который окружает человека. Чем больше слов мы знаем, тем лучше понимаем язык и узнаём мир. Часто в повседневной жизни нам приходится задумываться, что означает то или иное слово. Чтобы понимать слова нужно уметь их объяснять, толковать. Основная задача – научиться объяснять значение слова разными способами. Для этого необходимо выполнить следующие шаги:
|
Что делает учащийся (не весь класс, а один учащийся) |
Что делает или заранее готовит учитель |
Получает учебное задание |
Сделал “аранжировку” учебной задачи, получил учебную ситуацию.
продолжаем описание, пишем подробнее, что влияет на интерес учащихся к учебному заданию |
Обсуждает проблемный вопрос, понимает, что необходимо изучить способы толкования слов, чтобы решить задачу Формулирует цель и обсуждает план работы |
Формулирует проблемный вопрос: Как объяснить значение слова разными способами? |
Рассматривает схему толкования слова различными способами и соотносит с определением способов, делает пометы |
Предлагает учащимся рассмотреть схему способов определения конкретного слова при помощи приёма «Чтение с пометками». Какие способы толкования существуют? Все ли знакомы? Захотелось ли узнать о каком-то способе больше? Отсылает учащихся к рубрике учебника «Советы помощника» с определением способов значения слова. |
На основе полученной информации составляет собственную схему толкования слова различными способами. |
Даёт слово для толкования |
Находит значение слова в словаре. Подбирает синоним. Создает графическое изображение. Фиксирует информацию в тетради в виде схемы. |
Наблюдает, задаёт направляющие вопросы, консультирует, представляет ресурсы Интернет, словари, направляет поиск |
Сравнивает свою работу с образцом, вносит коррективы |
Обращает внимание на критерии оценивания |
Представляет результаты работы в виде слайда презентации гугл |
Показывает инструменты гуглпрезентации. Обсуждает с учащимися критерий по оформлению презентации
|
Пишет отзыв на работу одноклассника |
Подготавливает подробный инструктаж для комментирования, разъясняет |
Дополняет предложения рефлексии |
Предлагает учащимся облако «тегов» на интерактивной доске |
Критерии оценивания
- Представлены все способы толкования слова.
- Даны правильные определения значения слова.
- Правильно подобран синоним к слову.
- Графическое изображение соответствует значению слову.
- Толкование значения слова, в соответствии с нормами языка.
- Оформление презентации:
- информация представляется в виде схемы или таблицы;
-использование не более трёх цветов;
размер шрифта для заголовков 20, для текста 16;
выделение, подчёркивание допускается;
шрифт TimesNewRoman.