Публикации «Как организовать работу по самообразованию»
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Самостоятельная работа педагогов по изучению теории воспитания и обучения дошкольников – основа повышения их профессиональной квалификации, одна из форм познавательно-практической деятельности, средство ее активизации.
На основе изучения научно-популярной и методической литературы, а также нормативных документов появляется понимание психологии дошкольника, развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируются гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал педагогов.
Педагог, изучая теорию, пополняет и конкретизирует свои знания, что помогает осуществлять глубокий и детальный анализ возможных в работе с детьми ситуаций. Давно работающий педагог не только пополняет копилку своих знаний, но и ищет эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми, родителями, одновременно получая навыки элементарной диагностической, исследовательской деятельности.
Образовательный процесс «выиграет» в большей степени, если выбранная педагогом тема не только интересна ему, но и является актуальной для учреждения в целом. Должны быть продуманы реальный объем, формы и виды работы, сроки исполнения и спрогнозирована практическая ценность данной самостоятельной деятельности для повышения качества работы с детьми и уровня их развития как в конкретной группе, так и во всем учреждении.
Основные условия эффективной самостоятельной работы: выбор темы и проблемы; постановка целей и задач; определение этапов и путей работы над темой; подбор методических и наглядных пособий, планомерное и систематическое их изучение; сочетание глубокого усвоения теоретических знаний и практического овладения способами, приемами самостоятельной работы; последовательное усложнение содержания, видов, методов и форм организации работы по самообразованию; разработка методических рекомендаций в помощь воспитателю; стимулирование взаимопроверки, самоконтроля и самоанализа, разнообразных форм отчета по самообразованию.
Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства, личностного роста, служит важным этапом подготовки и перехода к целенаправленной научно-практической, исследовательской работе педагогов, что свидетельствует об их более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на результативность педагогической деятельности.
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ –
ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Памятка-рекомендация
1. Четко определитесь с темой самообразования.
2. Наметьте цель, задачи, план работы по данной теме для себя.
3. Продумайте пути реализации работы по данной теме.
4. Начните изучение литературы по данной теме.
5. Разработайте критерии диагностики с детьми по данной теме, после проведения наметьте план работы с детьми.
6. Оформите все документально в отдельную папку:
– титульный лист:
учреждение
тема
Ф.И.О., должность, категория
год
План работы составьте по схеме:
Тема: ______
№ |
Изучение литературы |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
Срок |
|
|
|
|
|
|
7. Все наработанные материалы сделайте как приложение в папку.
8. По окончанию изучения тема, подведите итог работы по данному направлению, а именно – составьте отчет примерно по такой схеме:
– эффективность в изучении материалов (что конкретно изучено, какие новые технологии, методики, что разработано самой, эффективность изучения данной темы для профессионального роста);
– покажите результативность диагностики детей, родителей, отметьте выполнение целей, задач.
9. Форму отчета продумайте заранее. Это может быть отчет на педсовете, семинаре, методическом часе, открытые мероприятия, выставка, выступление на местном и районном уровне и т.д.
10. Мы желаем вам результативности в работе!
«Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях! Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы делаете сами».
К.И. Чуковский