Сценарий занятия по русскому языку «Как пополняется словарный состав русского языка»
Открытый урок по теме «Как пополняется словарный состав русского языка»
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Оргмомент
Знаете, ребята, сегодня шла к вам на урок и думала, как здорово, что у человека есть возможность познавать новое. Счастлив тот, кому нравится учиться. А если предстоит узнать что- то особенно интересное, то учение становится удовольствием. Сегодня у нас как раз очень интересная тема, так что, мы будем работать с усердием и удовольствием.
- Вам хочется узнать, о чем мы сегодня будем говорить? Я с радостью вам в этом помогу.
Вхождение в тему
-Знакомо ли вам слово «биография». Знаете ли вы, что такое биография? (учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты)
- О чем бы вы рассказали в своей биографии? Можно ли из биографии узнать, откуда человек родом? (учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты)
- А как вы думаете, у СЛОВА есть биография? О чем нам может рассказать биография слова? (учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты)
(Как оно появилось в языке, что оно означает, изменяется ли его значение со временем, может ли оно умереть? Есть ли у него родственники).
- Какой раздел языка помогает узнать о значении слова, о его происхождении? (лексика)
Лексикой называют не только раздел лингвистики, но и весь словарный состав языка.
- О чем же мы будем говорить? О словарном составе языка (верно, но не о лексике вообще, а о том, как пополняется словарный состав нашего языка).
Открываем тетради, записываем число, тему (учащиеся записывают тему в тетрадь «Как пополняется словарный состав в русском языке»), название темы выводится на слайд 1.
-Ребята, а для чего нам нужно это изучать? (учащиеся предлагают свои варианты)
Хорошо, молодцы! Давайте сравним то, что у вас получилось с тем, что есть у меня.
(выводятся поочередно на слайд 2)
Выяснить основные способы пополнения словарного состава слова.
Иметь представления об исконно русских и заимствованных словах.
Расширить словарный запас, чтобы использовать в устной и письменной речи.
Повторение материала
-Скажите, впервые ли вы встречаетесь с разделом науки о языке - лексикой?
- Давайте повторим то, что вам уже известно:
1. можете ли узнать слово по такой характеристике: существительное 1 склонения женского рода, нарицательное, неодушевленное.
А по такой? (раздел языкознания, изучающий словарный состав языка)
(выводятся поочередно на слайд 3)
- Почему? (в первом случае - грамматическое значение, во втором индивидуальное значение слова)
- Как вы думаете, сколько примерно слов в русском языке? (около 200 тысяч слов)
- Может ли человек знать значения всех слов?
-Как же быть в том случае, если мы не знаем значения слова? (в толковом словаре)
- А почему толковые? (толкуют, то есть объясняют) Что это за слова с точки зрения лексики?
(выводятся на слайд 4)
- А что такое синонимы? Можете привести еще примеры синонимов? (дети предлагают свои варианты)
картинка выводится на слайд 5
Мы сейчас с вами вспомнили слова со схожим лексическим значением, а как называются слова с противоположным лексическим значением? (антонимы) Можете привести еще примеры антонимов? (дети предлагают свои варианты)
картинка выводится на слайд 6,7,8
А теперь посмотрите на 2 словосочетания- железный гвоздь- железный характер (выводятся на слайд 9) (в каком случае к прилагательному можно подобрать антоним? Мягкий характер. А почему во втором случае можно, а в первом – нет (выходим на прямое и переносное значения слов).
Вот видите, наши знания лексики - это ключ, который помогает открывать нам «тайны» слова. Ребята, ключ может открывать не только двери, «тайны» слова, но и стоять в начале нотной строки, из ключа можно напиться воды. Ключ….что это за слово? Может синоним? Антоним? Или……? (омоним)- слайд 11. Что такое омонимы?
Можете привести еще примеры омонимов? (дети предлагают свои варианты)
картинка выводится на слайд 12, 13
Объяснение нового материала
- Видите, сколько вы уже знаете о слове, а сколько еще предстоит узнать! Продолжим же наше путешествие в удивительную страну лексики. Прочитайте предложения, выпишите слова, значения которых вам неизвестны «Надел боярин доху, сел в пролётку да и был таков. Да и крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке». (выводится на слайд 14) слова разбираем!!! (на слайде поочередно)
- Все ли слова в этом предложении вам понятны?
- Может это иностранные слова? (нет, вам как раз непонятны исконно русские слова)
-А почему? (исчезли)
-Значит слова исчезают из языка с течением времени. Становится ли язык от этого беднее?? А может он вообще исчезнет, когда «уйдут» все слова?
-Почему это не может произойти? (многие слова отмирают, другие в него приходят). Язык становится от этого сильнее. И мы сейчас станем с вами сильнее, потому что пришло время ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. Встали со своих мест, вышли из- за парт, слушаем музыку, повторяем движения!
Хорошо, молодцы! Усаживаемся!
Итак, ребята, перед физкультминуткой мы выяснили, что словарный состав языка постоянно пополняется. Как вы думаете, как это происходит? За счет чего пополняется словарный состав русского языка? (ученики высказывают свои версии).
- Давайте проверим наши версии, а в этом нам поможет учебник. Откроем стр. 97 и поработаем с теоретическим материалом под цифрой 3.
Какой первый способ пополнения словарного состава языка - словообразование (выводится на слайд 15)
Читаем материал под цифрой 4. Назовите второй путь пополнения словарного состава языка- заимствования (выводится на слайд 15).
Ребята, а какой из этих двух способов связан с лексикой - заимствования. Поэтому мы подробнее останавливаемся на втором способе пополнения словарного состава русского языка.
Если я вам скажу, что вы можете говорить на многих иностранных языках, вы мне поверите?
За завтраком: чай(китайск.), кофе(франц.), кекс(англ.),мармелад(португал.),бутерброд (немецк.), джем (английск.)
А вы знаете, как отличить заимствованное слово от исконно русского? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 98
(после прочтения называем эти признаки, также они появляются на слайде)
Слова начинаются с гласной А или Э
Сочетания в корнях КЕ,ХЕ,ГЕ,ПЮ,БЮ,ВЮ,МЮ,КЮ
Наличие в слове буквы «ф»
Соседство двух и более гласных в корне
Закрепление нового материала
А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы определить заимствованные слова по признакам заимствования. Мы работали все вместе, а сейчас поработаем в парах. На слайде даны слова, определите, по каким признакам они относятся к заимствованным (слайд 16). На подготовку 1 минута
Затем проверяем, объяснения выводятся на слайд 17
Хорошо, молодцы! А сейчас попробуем отличать заимствованные слова от исконно русских. На карточках 1 вам даны слова. Найдите среди них заимствованные и докажите, по каким признакам они относятся к заимствованным словам. Мы продолжаем работать в парах. На подготовку 2 минуты. (слайд 20) карточка 1
Затем проверяем, объяснения выводятся на слайд 21
Молодцы!
Давайте попробуем подобрать к заимствованным словам синонимичные слова. На доске записаны заимствованные слова: дефект, аромат, экзамен, катастрофа, фотография, фантазер, а на слайде даны синонимы: бедствие, запах, изъян, испытание, снимок, мечтатель. Найдите и запишите их (выводятся на слайд 22). На подготовку 1 минута.
Затем проверяем, объяснения выводятся на слайд 23
Хорошо, молодцы! А сейчас внимательно послушайте отрывок из произведения, попробуйте догадаться, из какого текста он взят, кто является автором:
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской. (А.С.Пушкин «У лукоморья»)
Какие интересные слова вы услышали: дол, брег, чредой. Что это за такие слова? (это старославянизмы) За счет них также происходит пополнение словарного состава языка. Как отличить старославянизмы от исконно русских слов. Прочитаем теоретический материал на стр. 99
Подберите к старославянизмам исконно русские слова (карточка 2)
Град город выведены на слайд 24
Брег берег
Златой золотой
Хранить хоронить
Стража сторож
Если остается время, выполнить номер 278
Рефлексия (слайд 25)
Мы с вами изучили интереснейшую тему. Давайте посмотрим, достигли ли мы целей, которые ставили перед собой (слайд с целями!!!), рассмотреть подробнее в зависимости от времени.
Скажите, ребята, мы можем считать себя профессорами? (нет, конечно). А почему? Сегодня была интересная тема, но нам много с вами еще предстоит узнать.
Спасибо большое за вашу работу, за вашу активность, любознательность. Я поняла, что вы проявляете большой интерес к русскому языку. Вы все сегодня молодцы, но особенно хочется отметить……. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК!
Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать еще раз теоретический материал, стр.97-99, упр. 274, 277
Полянская Оксана Николаевна