12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пусикова Наталья Александровна84
2

Как провести урок развития речи по технологии развития критического мышления? (сборник сценариев открытых уроков развития речи по разделу "Типы речи")

Как провести урок развития речи по технологии развития критического мышления? Сборник сценариев открытых уроков развития речи по разделу «Типы речи: повествование, описание, рассуждение»


Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к обучению работе с информацией, без которой не формируются универсальные учебные действия. Помощь в работе с информацией может оказать технология развития критического мышления. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».


В своей педагогической практике преподавания русского языка, развития речи и литературы мною опробированы такие эффективные приемы формирования личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, как:


Стратегии по повышению учебной мотивации:

Стратегия «Верите ли вы»?

Рассказ – предположение по опорным словам;

Прием «Лови ошибку!»;

Стратегии выявления проблемы:

Подводящий к теме и побуждающий от темы диалог (технология проблемно – диалогического обучения);

Стратегии работы с текстами:

Чтение с остановками;

Таблица «Толстых» и «тонких» вопросов;

Стратегии структуризации и интерпретации информации:

Стратегия «Бортовой журнал»;

Прием «Сводная таблица»;

Стратегия «Инсерт»;

Прием «Кластер»;

Стратегии формирования навыков рефлексии:

Методика «Закончи предложение»

Использование листов взаимо- и самоконтроля


В данный сборник включены разработки уроков развития речи, выполненных в технологии развития критического мышления. Ознакомившись со сборником, учителя – словесники смогут применять на своих уроках такие приёмы, как «Бортовой журнал», «Лови ошибку», «Толстые и тонкие вопросы», «Фиш – боун», «Зигзаг». Каждый сценарий, включённый в сборник, использовался автором в практике преподавания, по нескольким из них сняты видеоуроки.







Урок №1. ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК ТИП РЕЧИ.

Цели: актуализация и углубление понятия «повествование как тип речи»;

Развитие навыков самостоятельной работы со статьёй, умения обрабатывать информацию; формирование умений подбирать вопросы разного уровня к данному тесту, исследовать текст на предмет изучаемого типа речи

МПС: реализуются через работу с текстом посредством развивающих вопросов и заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельный поиск информации по таким отраслям знаний, как география и этнография.

Ход урока.

Этап 1. Мотивация.

Мы смотрим и слушаем новости и узнаём о том, что происходит в мире каждый час, каждую минуту. Благодаря чему?

Что помогает режиссёру снять кино, а писателю написать роман?

Что лежит в основе истории? Благодаря чему мы узнаём о делах наших предков?

Этап 2. Работа со статьёй.

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата или с помощью видеосъёмки)

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Типичная композиция повествовательных текстов включает:

1) завязку (начало событий);

2) развитие действия;

3) кульминацию;

4) развязку (итог событий)

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). При этом в повествовании, в отличие от рассуждения, может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.





Этап 3. Работа с текстом.

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Узкие

Расширяющие

Развивающие*(дома, интернет)

Кто? Что? Когда? Где? Откуда? Что делает? Как? Какой?

Почему? Зачем? Чем похожи? В чём различие? Что будет, если? Докажи, что


1. Что сделал орёл?

1.Почему закипела битва?



2. Как выглядел орёл?

2. Докажи, что оба противника равны по силе

2. Объясни, зачем орлу нужны могучие крылья, крепкий клюв и сильные когти.

3. Что сделала кошка после битвы?

3.Почему кошка выиграла битву?

3. Сравни этот текст с рассказом Е.Носова «Белый гусь» и стихотворением С.Есенина «Лебёдушка»

Этап 4. Исследование в парах.

На основе прочитанного текста исследуйте положения положения:

- Какие части речи чаще всего употребляются в повествовании?

- Могут ли в тексте – повествовании встречаться и другие типы речи?

Этап 5. Рефлексия.

Стратегия «Кластер».

Стратегия «Закончи предложение»





Урок №2. ОПИСАНИЕ КАК ТИП РЕЧИ.

Цели: совершенствование имеющихся знаний по теме «Описание как тип речи; развитие умения вести проблемный диалог на всех этапах урока; развитие навыков классификации информации (известное – новое), умения предполагать; формирование речевой культуры при работе в парах.

Ход урока.

Этап 1. Мотивация.

Как найти пропавшего щенка?

Как узнать, из чего сделан продукт или лекарство?

Как добраться до нужного дома, если не знаешь его точный адрес?



Придумать свои ситуации.

Этап 2. Стратегия «Бортовой журнал» («Знаю»)

Стратегия «Верю – не верю» (в парах)

Верите ли вы в то, что:

1.В описании чаще всего используются глаголы?

2.Описание может иметь несколько видов?

3.В описании обязательно должен быть вывод?

4.Описание помогает передать отношение автора к тому, что он описывает?

5.В одном тексте может быть несколько видов описаний?

6. В одном тексте могут встречаться разные типы речи?

Этап 3. Работа со статьёй (в парах)

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление с помощью перечисления его признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Если повествование – это мир в движении, то описание — это мир в покое.

Обычно текст-описание включает в себя:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

3) авторскую оценку, вывод, заключение (эта часть не обязательна)

Описание имеет несколько разновидностей:

1) описание предмета, человека, животного (его характеристика)

Какой он?

2) описание места

Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание действий (Как человек или животное выполняет действие)

Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Какие предположения можно проверить с помощью статьи?(2,3,6)

Этап 4. Работа с текстом. Стратегия «Чтение с остановками»

Чудесное время весна. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчётливо разносится по лесу торопливый стук дятла. А над синими ручейками и зелёными кочками бегает в кронах могучих елей белка.

Отыщет пушистая шустряга шишку и не спеша просунет свои зубки-резцы в щель. Срежет белка чешуйку, хрупнет ею - и готово: семечко само лезет в рот. Умоет лесная красотка свою мордочку лапками и скроется в дупле. Поминай как звали!

Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за знакомой мне белочкой. У моей красавицы милая усатая мордочка с быстрыми чёрными глазками. Уши кисточками, словно бубенчики, венчают беличью головку. А вот хвост такой роскошный, что ему позавидует сама лиса!

Узкие

Расширяющие

Развивающие*(дома, интернет)

Кто? Что? Когда? Где? Откуда? Что делает? Как? Какой?

Почему? Зачем? Чем похожи? В чём различие? Что будет, если? Докажи, что


1.Каких животных можно увидеть в лесу весной?

1.Чем похожи дятел и белка?

1.Почему стук дятла разносится в лесу отчётливо?

2.Как белка грызёт шишки?

2.Почему у белки зубки – резцы?

2.Объясни смысл выражения «Поминай как звали»

3.Как выглядит белка?

3.Почему автор называет белку «моя красавица»?




Какие предположения можно проверить с помощью текста? (1,4,5)

Этап 5. Рефлексия.

Стратегия «Кластер».

Стратегия «Закончи предложение».

Урок №3. РАССУЖДЕНИЕ КАК ТИП РЕЧИ.

Цели: актуализация и углубление понятия «рассуждение как тип речи»;

развитие коммуникативного умения решать учебные задачи через сотрудничество в паре, умения отбирать и классифицировать информацию через приём ИНСЕРТ, умение анализировать текст, устанавливать причинно – следственные связи через подбор расширяющих вопросов, умение грамотно, связно и осмысленно отвечать на поставленные вопросы; развитие критического мышления через выдвижение предположений и самостоятельный поиск информации для их подтверждения или опровержения; формирование навыков само- и взаимоконтроля;

воспитание ответственности за свои решения, культуры сотрудничества, интереса к национальной культуре своей страны.

МПС: реализуются через работу с текстом посредством развивающих вопросов и заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельный поиск информации по таким отраслям знаний, как география и этнография.

Ход урока.

Оргмомент.

Лови ошибку (актуализация, стратегия «Перепутанная логическая цепочка»)

В русском языке выделяют три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Повествование передаёт последовательность действий и отвечает на вопрос «Какой предмет?». В описании перечисляются признаки предмета (человека, природы…) Для описания характерен приём видеосъёмки, для повествования – приём фотографирования. А вот что из себя представляет последний тип речи?

Стратегия «Бортовой журнал» (актуализация)

Знаю

Предполагаю

Узнал нового

Заполняется в парах





Мотивация. Проблемная ситуация (актуализация, ситуация выбора)

Маша и Даша написали диктант. Теперь им нужно проверить свои работы, прежде чем сдать их учителю. Маша быстро перечитала свой диктант 3 раза, но ошибок не нашла. Даша читала свой диктант 1 раз, медленно, задавая к каждому слову вопрос «Почему?». Почему в слове ВОДА буква О, а не А? Почему здесь нужно ставить запятую, а там нет? Как вы думаете, какая из девочек лучше справилась с диктантом?

Что поможет человеку выбраться из леса без компаса?

Что поможет человеку отличить полезный продукт от вредного?

Что поможет человеку правильно решить тест по предмету, даже если он чего – то не знает?

Умение рассуждать!

Сформулируйте утверждение: умение рассуждать может пригодиться человеку……(в любой жизненной ситуации)

Работа в парах (составление рассуждения на основе литературного текста):

Взять данный тезис за основу и дополнить его примерами из литературы

6 кл. – «Васюткино озеро»

7 кл. – «Кладовая солнца»

Дописать вывод.

Вписать вывод в 3 – ю колонку Бортового журнала.

Стратегия «Верю – не верю» (в парах обсуждаются предлагаемые учителем постулаты. Если уч-ся верят в это – утверждение вписывается во 2 – ю колонку, если не верят – не пишут). Все вписанные предположения комментируются и аргументируются.



Верите ли вы в то, что:

1.В рассуждении может вообще не быть тезиса?

2.Что тезис может быть написан в форме вопроса?

3.Что тезис можно либо доказать, либо опровергнуть?

4.В рассуждении может вообще не быть вывода?

5.Нужно приводить не менее 2 – 3 доказательств?

6.Что в тексте – рассуждении могут встречаться другие типы речи: описание, повествование?

7.Что в тексте – рассуждении может вообще не быть слов – связок?

Стратегия «Инсерт» (работа со статьёй в парах)

+ - я это уже знаю

V – моё предположение правильно

? – моё предположение ошибочно

! – новое для меня

Совместно заполнение 2 и 3 – й колонок бортового журнала.

Рассуждение как тип текста отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность (ход, порядок) человеческих мыслей, и этот порядок должен быть строгим и чётким.

Главная задача автора при рассуждении —объяснить причины того или иного явления, события. Для этого автор сначала обязательно выдвигает утверждение (тезис), а потом доказывает его или, наоборот, опровергает с помощью аргументов (доказательств) или примеров. Иногда достаточно одного доказательства (примера), чтобы подтвердить или опровергнуть тезис.

Например,

Почему книгу нужно листать с верхнего угла? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

Рассуждение строится по следующей схеме:

Тезис - доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами - вывод

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Однако часто бывает и так, что части текста – рассуждения связаны только по смыслу (то есть без слов – связок)

- Какие предположения подтверждаются статьёй?(1,2, 3, 5, 7)

Работа с текстом (стратегии «Чтение с остановками», «Тонкие и толстые вопросы»)

В любое время года Карелия, этот край светлых озёр и гулкой лесной тишины, поражает путешественников своим разнообразием.

Необычайно живописны её дороги, уютные стоянки на берегах озёр, которые привлекают автотуристов. Давняя достопримечательность края – водопады Кивач и Гирвас. Представление о Карелии не будет полным, если не побывать там в пору белых ночей. Свет белой ночи повсюду разлит ровно, в нём нет теней, он прозрачен и нежен.

На весь мир знаменит карельский остров Кижи. Что такое Кижи? Это многоглавые деревянные церкви и колокольни. Их купола покрыты резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Их простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Церкви достигают в высоту 40 метров, а над их куполами вьются белокрылые птицы. Остров Кижи стал музеем – заповедником древнего зодчества.

Узкие

Расширяющие

Развивающие*(дома, интернет)

Кто? Что? Когда? Где? Откуда? Что делает? Как? Какой?Сколько?

Почему? Зачем? Чем похожи? В чём различие? Что будет, если? Докажи, что


1.Что такое Карелия?

2.Какая природа в Карелии?

1. Почему путешественники любят Карелию?

2.Зачем туристы ездят в Карелию?

1.Почему лесная тишина в Карелии гулкая? Объяснить это явление

1.Кто такие автотуристы?

2.Что привлекает автотуристов в Карелии?

3.Какая древняя достопримечательность есть в Карелии?

4.Что такое белая ночь?

5. Какой свет во время белой ночи?

1.Докажи, что в Карелии необычная природа

2.Почему карельские ночи называют белыми?

3.Чем отличаются автотуристы от обычных путешественников?

1. Почему в Карелии ночи белые? Объяснить это явление.

1.Что такое Кижи?

2.Из чего построены дома и церкви на острове Кижи?

3. Какая высота у церквей Кижи?

1. Зачем люди строили колокольню?

2. Почему купола церквей кажутся золотыми?

3. Чем музей – заповедник отличается от обычного музея?

1. Найди информацию о музеях – заповедниках Ульяновской области.

2. Какие памятники древнего зодчества сохранились в Ульяновской области?



Рефлексия (на выбор)

Стратегия «Кластер»

Стратегия «Закончи предложение»

Стратегия «Эссе» на тему «Без умения рассуждать нельзя стать образованным человеком»



Этап урока

Моя оценка

Оценка товарища

Исправляю ошибки

*


Заполняю бортовой журнал. Предлагаю идеи для графы «Знаю»

*

*

Составляю рассуждения на основе литературного текста

*

*

Принимаю (не принимаю) предположения и объясняю это

*

*

Работаю со статьёй

*


Работаю с текстом. Подбираю вопросы


*

Отвечаю на вопросы товарища

*


Подвожу итоги

*

*



Оцениваем работу товарища так:

Активность

Грамотность и связность речи

Полнота и правильность ответов

Внимательность к тому, что происходит на уроке

Какой вклад внёс товарищ в вашу совместную работу в паре













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.