Доклад на тему «Как я готовлю учащихся к ЕГЭ?»
Аннотация.
О чем мечтает мой ученик? Сдать ЕГЭ!!! Любой ценой, но сдать! И не упасть лицом в грязь! Не опозориться! Универсального рецепта по подготовке к экзаменам, я думаю, нет. У каждого учителя есть своя методика работы по подготовке к ЕГЭ, свои приёмы.
Я работаю учителем русского языка и литературы уже 40 лет, 18 из которых я готовлю учащихся к ЕГЭ. За эти годы много много перепробовано методик, приёмов работы. Но самой удачной, по моему мнению, стала работа в классах – группах во внеурочное время. Это платные образовательные услуги. Прежде всего это помощь тем ребятам и их родителям, которые не могут себе позволить репетиторов, но это и дополнительная зарплата учителю.
Я проживаю в небольшом рабочем городке. Школа, в которой я работаю, обычная, ничем не отличающаяся от основных школ города (я не беру во внимание лицеи и гимназии, которые «вытягивают» из обычных школ хороших учеников, а нам уж что останется…И приходится нам выкручиваться, что – то придумывать. И очень хорошим подспорьем в этом плане стали ПОУ (платные образовательные услуги). Эти уроки проводятся после основных занятий, когда ученики отдохнут и пообедают.
О чем мечтает мой ученик? Сдать ЕГЭ!!! Любой ценой, но сдать! И не упасть лицом в грязь! Не опозориться! Универсального рецепта по подготовке к экзаменам, я думаю, нет. У каждого учителя есть своя методика работы по подготовке к ЕГЭ, свои приёмы. Как – то просматривая материал одного из сайтов, я прочитала фразу: «ЕГЭ не отбирает лучших, он отбирает тех, кто может приспособиться к формату теста». И действительно, это как сыграть в лотерею: вытянешь удачный билет – повезло, поступишь в институт, не вытянешь – утонешь, никуда не поступишь. Страшно как – то от этого становится. Но практика работы в школе показала, что часто ребята, которые пробные экзамены пишут на «4» и «5», на основном экзамене – теряются, а другие, наоборот, получают на пробниках «2», а на ЕГЭ = «хорошо» и «отлично». Вот она – лотерея!
Что же происходит с ребятами на экзамене? Влияют на это несколько факторов: самочувствие, правильное распределение времени и сил, волнение, иногда и везение на экзамене все равны: нет сильных и слабых, есть ЕГЭ!!!
Как же подготовить ребят к сдаче ЕГЭ? Я расскажу о собственном опыте такой работы.
Главная цель, которую я ставлю перед собой и учащимися, - это практика! Долгая работа в школе показала, что не всегда, зная правило, ребёнок может верно применить его при выполнении того или иного задания. Я не требую от учащихся заучивания правил наизусть. Бесполезно!
Я работаю с тем или иным правилом на практических занятиях многократно, систематически, пока не увижу конечный результат – наконец – то все поняли!!! ПОУ я провожу один раз в неделю (два урока сразу), ведь это старшеклассники и отзаниматься 1час 20 минут – это не сложно! В месяц выходит 4 занятия (или 8 уроков). Не очень много, но так как я начинаю работать уже с 10 класса, то результат виден. Ещё о чем хочу сказать: мои ученики совершенно не занимаются с репетиторами. Я считаю, что трудолюбивый учитель – залог успеха на экзаменах. Сама столкнулась с такой проблемой: репетиторы (не все, конечно) зарабатывают деньги, не гарантируя качество. А учитель, выпускающий класс, хочет он того или нет, должен дать знания, чтобы рейтинг школы «не упал» на городском уровне и не важно, каким путём ты этого будешь добиваться, главное – престиж школы! Но здесь прячется и другое – порядочность учителя. Если я уважаю себя, если у меня есть совесть, я работаю, работаю, работаю…
Поэтому секрет подготовки к ЕГЭ кроется и в усердии ученика и учителя, и в труде обоих.
Я ставлю перед сбой и учащимися цель – отработать каждое задание! И вот практические занятия на ПОУ мне в этом очень хорошо помогают.
Мы ведь с вами знаем, что в 10 – 11 классах на русский язык программой отводится 1 час в неделю. Вот и попробуй тут подготовить к экзаменам!
Я очень терпеливый, упорный и трудолюбивый человек. Такими становятся и мои учащиеся. Звёзд с неба мы не хватаем, но многие сдают экзамены на 70 – 90 баллов. Ученики все разные: одни - стараются, трудятся, другие – ленятся, поэтому и результаты на ЕГЭ разные. Я им всегда говорю: «Как трудился – то и получился».
Пусть немного коряво, но правильно. Каждый сам строит свою жизнь. Из года в год работая га таких занятиях, мной отработана система уроков. Соединить практику с теорией, я подготовила для учащихся рабочие тетради, по которым мы и обучаемся, готовясь к ЕГЭ. 1 часть пособия – это теория, 2 часть – это огромное количество тестов. Главное на занятиях – это практика! Чем больше практике, тем увереннее мы движемся к экзамену.