Доклад на тему «Адаптация – как игра!»

1
0
Материал опубликован 15 October 2019

«Адаптация – как игра!»


 

Цель — расширить и структуриро­вать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2—3 лет в пери­од адаптации.

Материалы: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника), доска, мел, собачка, мяч, бумага, ручки, бейджики.
 

Ход: Добрый день, дорогие коллеги! Я очень рада вас всех здесь видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём время.

Каждому, кто работает в дошколь­ном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это — период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и ро­дителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают рабо­тать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным пере­дохнуть от крика новенького.

Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние де­тей. Этот период не проходит бесследно даже при его благоприятном окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Да и воспитатели групп не всегда оказывают вновь по­ступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку.

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уров­нях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального су­ществования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в началь­ный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограниче­ны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио­нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физио­логических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное тече­ние адаптации, необходим постепенный переход ребенка из се­мьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

Между тем период адаптации на­столько серьезен в жизни ребенка, что для его облегчения требуются действия со стороны взрослых. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов и психологов ДОУ.

Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только-только пришли в садик.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жажде самовыражения.    Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнёра. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребёнок и что у него в руках.

        Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат её каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши ещё не умеют.  Их общение пока не связано с предметами и с игрой.  Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребёнка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» - тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

 

Рекомендации:

Игры в период адаптации

 

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Упражнение «Возвращение в дет­ство»

Цель — активизировать впечатле­ния раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2—3 лет.

А теперь сядьте поудобнее, ноги по­ставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, при­слушайтесь к своему дыханию — оно ровное и спокойное. Почувствуйте тя­жесть в руках, в ногах.

Представьте себя в детстве, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми топо­лиными почками. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, своими верхушками до­стают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близ­кий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку.

Обсуждение: Получается у вас представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете? Давайте запишем ваши чувства (записывать можно в тетра­дях или на доске).

Упражнение «Я иду в детский сад»

Цель — прочувствовать эмоциональ­ное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.

Снова закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в дет­ский сад. Вы входите в очень ярко освещен­ную комнату, видите высокую тетю, не­знакомых мальчиков и девочек. В ком­нате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку... А мамы нет...

Что вы почувствовали в этот мо­мент? О чем подумали?

Игра «Иди ко мне»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.
 

Ведущий: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?

Упражнение «Мягкие шарики»

Цель — прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.

Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которы­ми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (тен­нисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:

ощущение одиночества от отсут­ствия близких людей в течение «беско­нечного времени», и «неизвестно, за­берут ли меня домой», «а мама придёт?»;

незнакомую обстановку;

незнакомых взрослых, мальчи­ков и девочек;

недостаточно развитые навы­ки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);

сильную привязанность к взрослому;

отсутствие опыта разлуки с близкими;

неумение самостоятельно занять себя;

избирательное отношение к взрослому/детям;

новый режим дня.

Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуе­те, если они падают? Что вам хочет­ся сделать?

Друзья, давайте вместе назовем те изменения, которые происходят в по­ведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.

Отрицательные эмоции — неиз­бежные спутники психического состоя­ния малыша при адаптации к детскому саду. Ребенок напоминает собой при­шельца: то он сидит как окаменевший, не отвечает на вопросы, не идет на кон­такт, то вдруг начинает бегать по группе. Он вырывается из рук воспитателей и нянь, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей.

Слезы. Малыш часто плачет — от временного хныканья до постоянно­го, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.

Страх. Ребенок боится много­го: незнакомой обстановки, новых лю­дей — воспитателей, порой и сверстни­ков. А больше всего боится, что мама не придет за ним и не заберет его об­ратно домой. И страхи эти служат ис­точниками стресса, спусковыми меха­низмами стрессовых реакций.

Гнев, агрессия. Это стрессовые ре­акции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между ново­испеченными воспитанниками в детса­довской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумнее будет их игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.

Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенном для этого месте, — напрочь забывает о своих возможностях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки мокрые меняют.

Речевое развитие не только тор­мозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия...

Познавательная активность и обу­чаемость новым знаниям затормажи­ваются: лишь ненадолго малыша вос­питатели могут завлечь чем-то новым, но интерес быстро проходит.

Что уж говорить о коммуникабель­ности.. Даже если ребенок ранее лег­ко сходился со сверстниками, сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не уме­ющих себя вести детей. Только когда он станет привыкать к своему новому кругу общения — налаживать новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.

Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, в саду во время адаптации сбивчив, порой ре­бенок не ложится спать вообще. Ап­петит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.

Привыкание к детскому саду — процесс непростой. Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание про­текает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное на­пряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, — на игру, а также создать условия для возникновения доверия между вос­питателем и ребенком.

Основная задача игр в этот пери­од — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспита­телю.

Ребенок должен увидеть в воспита­теле доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и ин­тересного партнера в игре.

Эмоцио­нальное общение возникает на осно­ве совместных действий, сопровожда­емых улыбкой, интонацией, проявлени­ем заботы к каждому малышу.

Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым, нужно чтобы игры были фронтальными, то есть проводились со всей группой детей Инициатором игр всегда выступает взрослый.

 

Упражнение «Тополиный пух»

Цель: снятие беспокойства, тревоги.

Ведущий: разделитесь на пары. Один из вас будет играть роль

воспитателя, другой – ребёнка. Пусть ребёнок примет удобную для него позу. «Воспитатель начнёт с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Пока ваша ладонь лежит на теле ребёнка, другая переносится на новое место. А теперь поменяйтесь ролями.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда были «ребёнком» и «воспитателем»? Какая роль Вам была больше по душе?

Что понравилось?

О принципах, которые влияют на успешность и действенность этого упражнения: не суетитесь, прикосновения должны быть спокойными и минимальными по амплитуде.

Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным
 

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.


 


 

«Игра «Позови»

Ведущий: Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка,

иди сюда, давай поиграем с мячиком – покатаем его. Ты – мне. Я- тебе. Я играла с Алиной. Алина, с кем ты хочешь играть? Позови». (Участник зовёт: «Кристина, иди играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего участника.)

В адаптационный период, когда между ребёнком и взрослым уже установлены доверительные отношения, можно организовывать игры, цель которых вызывать внимание к действиям взрослого, к подражанию с игрушкой, вызывать интерес к игрушкам, стимулирование ответных игровых действий.

 

Игра «Собачка»

Материалы: игрушечная собачка, ширма. Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребёнка к звукоподражаниям, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:

Гав-гав!

Кто там?

Это песик в гости к нам.

(показывает собачку).

Я собачку ставлю а пол.

Дай, собачка Ане (имя ребёнка заменяется) лапу!

 

Комментарий ведущего: при проведении этой игры собачка прячется и игра повторяется.

 

При проведении игр с детьми важно уделять внимание

формированию интереса к сверстнику. Переходить к таким играм нужно постепенно, когда дети уже освоились в игровой комнате, проявляют интерес к игрушкам, доверительно относятся к воспитателю.


 

В группе нужно создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.

Необходимо сформировать у  ребенка  положительные установки, желание идти в детский  сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей  создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если  ребенок  с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, легче пройдет  адаптация. Чтобы ребенку было приятно ходить в детский  сад , нужно «одомашнить» группу:

- хорошо, если в группе будет «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть (уголок уединения);

- желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка;

- в группе необходим и спортивный уголок, который бы удовлетворил их потребность в движении;

- изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества поможет решить эту проблему (фломастеры-маркеры вызывают интерес ребенка) либо стена творчества;

- игры с песком и водой;

- по мере привыкания к новым условиям сначала восстанавливается аппетит, потом сон. Можно взять любимую игрушку, что-то, что вышивала или делала мама. Включить успокаивающую музыку, колыбельные песни (можно спеть самому);

- необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте с взрослыми (ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание на руках дает чувство защищенности; не игнорировать вопросы детей);

- проводить интересные игры, занятия;

- создание в группах уголков психологической разгрузки. Для малышей – «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи; для детей постарше – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном ли светлом фоне.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.
 

Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Расскажите, что было для вас особенно полезным? (Рассказы педагогов.)

Давайте вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение.

Успехов вам!


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.