12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Нехай Фатима Аскербиенва333
Россия, Адыгея респ., а. Понежукай
0

Экологическое воспитание учащихся на уроках географии

Экологическое воспитание учащихся на уроках географии
Нехай Ф.А.

учитель географии МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова»

а. Понежукая Теучежского района

 

Все более мощное воздействие человеческого общество на окружающую среду, ухудшение экологического состояния планеты приводит к необходимости готовить экологически грамотных людей, ясно представляющих взаимосвязи в системе «природа - человек - производство», способных предвидеть последствия воздействия производства на природу и человека. Наши сегодняшние ученики завтрашние рабочие промышленных и сельскохозяйственных производств, директора предприятий. От них будет зависеть будущее планеты, ее экологическая чистота, поэтому от того, какие знания они получат сегодня, зависит наше экологически чистое завтра. 
При формировании экологической грамотности учебную деятельность направляю на развитие прогностических умений у школьников, так как прогнозирование обеспечивает правильное отношение человека к окружающей действительности. 
В школьном курсе географии экологическая проблема нашла отражение именно в рассмотрении тем о взаимодействии природы и общества, о значении природных условий для жизни людей, об изменении природы под воздействием деятельности человека. Знакомство с данной тематикой позволяет школьникам раскрыть влияние хозяйственной деятельности общества на природу, помогает увидеть связи и зависимости, возникающие между природой и обществом, выявить причины изменений природы. 
Через уроки географии знакомлю учащихся с жизнью во многих ее проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматриваю природу земной поверхности, населения, его хозяйственную деятельность; учу пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, прогнозированию развития взаимоотношений между природой и человеком на разных территориальных уровнях. 
В процессе формирования экологических знаний на уроках географии использую различные типы уроков: конференции, семинары, экскурсии, интегрированные уроки, игры. При подготовке учащихся к таким урокам рекомендую использовать дополнительную информацию из научно-популярной и справочной литературы, СМИ, энциклопедий. Это позволяет более глубоко и осознанно изучать экологические проблемы, существующие в том или ином природном комплексе. 
В ходе уроков географии ученики учатся прогнозировать последствия воздействия человека на природу, формулировать предложения по рациональному использованию и охране природы, определять последствия проводимых природоохранных мероприятий (рекультивация земель, защита склонов от эрозии и т.д.). Учащиеся должны осознавать важность природоохранительного поведения и труда в повседневной деятельности. Изучение влияния экономики на экологию своего края сочетаю с экскурсионной деятельностью. 
В рамках начального курса географии решению экологической проблемы способствуют практико - ориетированная деятельность по изучению и улучшению экологической ситуации своей местности во время экскурсии, а также формированию субъективного отношения к природе при изучении земных оболочек. На уроках знакомлю с влиянием деятельности человека на явления и процессы, происходящие в географических оболочках. Шестиклассники учатся делать первые экологические прогнозы. Например, во время весенней экскурсии в природу ставлю перед детьми вопрос: «Что произойдет с ПК, если человек осушит данную территорию в микрорайоне?», и вместе с учащимися выстраиваем логическую цепочку изменения природного комплекса. К концу 6 класса ученики имеют начальное представление о взаимосвязях в системе «природа-человек». 
На уроках в седьмом классе школьники получают знания о разнообразии современного мира во взаимосвязи природных, экологических, социально-экономических составляющих. Подвожу учащихся к пониманию, что три главные составляющие природной среды (природа, человек, хозяйство) во взаимодействии сформировали облик земной поверхности, который в настоящее время является результатом деятельности современного общества на разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном, региональном, локальном. При этом учащиеся осознают, какие связи нарушены в ПК, и что необходимо сделать, чтобы восстановить, сохранить и рационально использовать природу и ее богатства, высказывают свою точку зрения на данную ситуацию. Так, при изучении природных зон Африки выясняем, что сокращаются площади саванн, увеличиваются территории пустынь: кто является причиной такой ситуации? Что необходимо сделать, чтобы этот процесс остановить? В ходе беседы учащиеся приходят к выводу о рациональном природопользовании. 
Восьмиклассники раскрывают причины разрушения почв своей местности, анализируют особенности свойств почвы и предлагают пути решения проблем. 
Формирование экологических умений у учащихся заложено в содержательной части курса «География России. Природа». В организации учебной деятельности учащихся использую разнообразные методы и методические приемы (вопросы и задания, стимулирующие школьников к размышлению, желанию выразить свое личное мнение и отношение к проблеме экологического характера, дать ей нравственную оценку; создание проблемных ситуаций, способствующих возникновению дискуссии, в которых учащиеся проявляют свое отношение к обсуждаемым поступкам и поведению в природе и повседневной жизни, отмечая положительные и отрицательные стороны этих поступков и их воздействие на природу). 
Первый урок в восьмом классе - урок-лекция, на котором речь идет о целях и задачах данного курса, говорю об экологических проблемах России в свете глобальных проблем человечества. 
При изучении природных зон России, в ходе диалога учитель-ученик приходим к выводу о ранимости природы в каждой природной зоне, говорим о том, что необходимо сделать, чтобы как можно меньше ран нанести природе в ходе хозяйственной деятельности человека. 
Изучив тему «Моря ­природные комплексы России», провожу конференцию, на которой обсуждаются экологические проблемы морей. 
Байкал - уникальный природный комплекс России. О его неповторимости, необходимости сохранения, экологических проблемах говорим на уроке -семинаре. Решаем проблемы: «Как сохранить уникальное озеро?». 
При изучении темы «Природные ресурсы» подвожу учащихся к выводу о рациональном природопользовании (не нужно больше добывать ресурсов, нужно лучше их использовать, не допускать потерь, отходов). 
При изучении курса «Природа России» широко использую региональный компонент, акцентирую внимание на экологических проблемах края и города, провожу уроки, где рассматриваю не только экологические проблемы, но вместе с учащимися ищу пути их решения. 
На уроках использую моделирование процессов влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду. Например, что произойдет, если вырубить леса в пойме реки Кубань? Учащиеся выстраивают цыпочку взаимосвязей (вырубка леса => усиление стока реки => разрушение почвы => смыв почвы => изменение экосистемы). 
Особое внимание уделяю оценки природных условий и ресурсов и влиянию их на экологию. В ходе уроков использую заметки, статьи, иллюстрации, стихи, содержащие данные о хозяйственной деятельности человека, о том, какие меры применяются для ее охраны. 
На уроках создаю ситуации, позволяющие учащимся выразить свое «Я», свое отношение к каким - либо процессам или явлениям, осознать единение с природой. Например, при изучении природной зоны леса показываю фотографии, иллюстрации, отражающие красоту леса, использую художественные тексты (отрывок из книги Л. Леонова «Русский лес», который раскрывает красоту и неповторимость леса). Обращаюсь к эмоциональной сфере ребенка, акцентирую внимание на тех чувствах, которые испытывают учащиеся при общении с природой, тем самым воспитываю любовь к своему городу, краю, Родине.
При изучении крупных природных комплексов знакомлю с заповедниками этих территорий.

Заключительным в восьмом классе является урок по теме: «Экологические проблемы России». Вместе с учащимися в ходе урока оцениваем экологическую ситуацию в России, обобщаем знания по взаимодействию природы и человека. 
В девятом классе при изучении межотраслевых комплексов подвожу учащихся к выводу, что надо выпускать продукции меньше, но лучшего качества, снижать затраты энергии и ресурсов на производство единицы продукции. Такие уроки подводят учащихся к тому, что необходимо сохранять и улучшать природную среду на основе глубокого изучения и учета природных процессов, совершенствования производства и применения новейших технологий. 
Для того, чтобы ученики пришли к выводу о необходимости рационального природопользования, ресурсосбережения, учу пользоваться основными источниками экологической информации, работе с общими и специальными географическими картами, статистическими материалами. На уроках учащиеся анализируют факты влияния человека на природу межотраслевых комплексов страны, раскрывают взаимосвязи между природой и хозяйственной деятельностью человека. 
При изучении ТЭК, рассматривая тему «Электроэнергетика», учащиеся готовят рассказ о негативном влиянии на окружающую среду АЭС, ГЭС, ТЭС. 
При изучении черной металлургии обращаю внимание на создавшуюся экологическую ситуацию в районах, где расположены металлургические комбинаты, на их роль в загрязнении окружающей среды и выясняю, как решить экологические проблемы в данной отрасли. 
К концу девятого класса многие ученики могут оценить экологическую ситуацию в целом, в отдельных ее регионах, предложить конкретные пути решения экологических проблем, осознать важность природоохранной работы.

Одиннадцатый класс - завершающий в географическом образовании. Обрабатывая и анализируя данные из различных источников, учащиеся определяют основные параметры экологических процессов и явлений, характеризуют тенденции их изменений; оценивают и прогнозируют уровень воздействия человека на окружающую среду; выделяют причинно-следственные связи развития процесса; прогнозируют применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Такая работа расширяет кругозор учащихся, делает их более информированными и компетентными по вопросам экологии, обеспечивает активизацию процесса обучения. Школьники понимают, что невозможен экологический рай в отдельной стране, только все люди вместе способны обеспечить благодатную счастливую жизнь на Земле.

Все жители планеты должны понимать, что разрушая природные системы земли, человечество уничтожает свое будущее, поэтому, как отмечал В.И. Вернадский, мы должны понять, что являемся «жителями планеты и можем – должны – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства,…но и в планетарном аспекте…» и помнить, что «не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.