Доклад на тему «Система подготовки обучающихся к ЕГЭ»
Доклад на тему «Система подготовки обучающихся к ЕГЭ» (из личного опыта).
Экзамены по русскому языку являются обязательными для сдачи в 9 и 11 классах. Итоговая аттестация – это серьезная проверка того, насколько эффективно была построена учебная деятельность учащегося на протяжении всего периода обучения, но особенно в 10-11 классах. ЕГЭ стал неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя-словесника, именно результаты ЕГЭ стали одним, если не ключевым показателем, по которому судят о качестве образовательного процесса в школе и о профессионализме и мастерстве учителя, который преподает предмет.
Подготовка к ЕГЭ – это всегда ответственный и сложный процесс, результат которого зависит от того, насколько грамотно он будет организован.
Главная задача педагога не только передать имеющиеся знания, но и научить применять полученные знания в практической деятельности (ЕГЭ).
Я считаю, что одним из самых значимых и важных факторов, влияющих на успешную сдачу экзамена, является обеспечение качественного преподавания предмета с 5-9 класс, а также усиленная подготовка в 10-11 классах. Кроме этого, немаловажным является и процесс взаимодействия учителя и ученика, учитель должен быть для ученика не только человеком, который предает знания и контролирует процесс обучения, но должен быть и наставником, и помощником, к которому обучающийся может обратиться с каким-либо вопросом или проблемой.
После нескольких лет работы с обучающимися, которые сдавали ЕГЭ, можно говорить о том, что нет единой и универсальной системы подготовки к данному экзамену, и каждый учитель сам определяет методы и формы работы в подготовке к ЕГЭ. Мне бы хотелось поделиться некоторыми принципами и особенностями организации процесса подготовки к данному экзамену, которые, на мой взгляд, позволяют добиваться хороших результатов.
Во-первых, системность. Чтобы добиться высоких результатов, работа с обучающимися должна быть основана на определенно выстроенной системе, начиная с 5-го класса. Так как именно в 5 классе обучающиеся начинают знакомство с первыми сложными орфограммами и пунктограммами, начинают работать над формированием навыков, связанных и развитием речи, получают новые знания в таких разделах как «Лексика», «Синтаксис».
Уже с 5-го класса ведется работа над умением видеть орфограммы в разных частях слова, так как этот навык им помогает в решении тестовых заданий ЕГЭ. Также ведется активная работа с предложениями (синтаксический разбор предложений), ведь именно то, насколько хорошо ученик выполняет этот вид работы, зависит его высокий результат выполнения тестовой части ЕГЭ, связанной с постановкой знаков препинания и синтаксическим анализом текста. Кроме этого, немаловажной частью подготовки к экзамену в среднем звене является работа с морфологическим разбором, данный вид работы важен тем, что дает обучающемуся общую и полную картину о части речи, ее особенностях, знание этих особенностей поможет не путать части речи и применять нужное правило для решения заданий. Уже начиная с 5-го класса можно начинать говорить ученикам о том, что тот учебный материал, который они изучают на уроках встретиться им в КИМах и 9-го, и 11 классов.
Во-вторых, использование в процессе обучения заданий, аналогичных тем, из которых состоит КИМ ЕГЭ. Это такие задания как: тестовые задания разного типа на орфографию (с пропущенными буквами), задания по орфоэпии, задания на знание морфологических особенности частей речи (множественное/единственное число, возможные формы слов разных частей речи, правильное/ошибочное использование в речи слов разных частей речи и т.д.), тестовые задания разного типа на пунктуацию. Проведение подобных работ помогает не только проверить уровень усвоенного материала, определить проблемы, которые существуют, но и помогают подготовить их к формату ожидающего их экзамена. Они уже не будут ощущать дискомфорта и боязни, так как на протяжении многих лет уже выполняли аналогичные задания.
В третьих, использование в процессе обучения разных форм работы с текстом. Начиная с умений находить ключевые слова, определять тему и основную мысль текста, писать творческие работы разного плана, работать с комплексным анализом текста, заканчивая полноценной работой по анализу текста и умением выстроить по любому проблемному тексту свой связный текст (сочинение). Особенно хорошо для выработки подобного навыка подходят задания типа «комплексный анализ текста». Именно на основе этого типа заданий можно отработать навыки, которые пригодятся при работе с КИМом ЕГЭ: умение найти авторскую позицию в тексте, определять тип и стиль речи, анализировать лексические единицы, определять разные виды изобразительно-выразительных средств языка, разграничивать разные виды синтаксических конструкций и т.д.
Таким образом, систематическая работа в процессе обучения русскому языку в курсе 5-9 класса дает обучающимся определенный базовый багаж знаний и умений, которые совершенствуются и углубляются на уроках словесности в старшем звене.
Безусловно, целенаправленно учащиеся начинают подготовку к ЕГЭ в 10-11 классах. Они уже имеют опыт в сдаче экзаменов (ОГЭ по русскому языку, итоговое собеседование), но многие из них не осознают, что ЕГЭ во многом отличается от ОГЭ. Именно поэтому очень важно на первых уроках русского языка в 10-ом классе познакомить учащихся со формой, структурой заданий, особенностями КИМов, критериями оценивания работ. На первых же уроках нужно познакомить учеников с разными справочниками, пособиями, словарями, Интернет-ресурсами, которые помогут в подготовке к данному виду аттестации. На первой неделе обучения в 10-м классе обязательно проводится диагностическая работа за курс русского языка 5-9 класса, которая показывает уровень владения материалом за этот период обучения. Кроме этого, можно дать ученикам работу в формате ЕГЭ для того, чтобы обучающиеся прочувствовали, насколько формат работы отличен и сложен по сравнению с экзаменов в 9 классе и поняли, что подготовка к ЕГЭ – ответственный процесс, требующий огромных усилий и работы.
В 10-11 классах процесс обучения строится на УМК Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшиной, М.А. Мещериной, в котором очень удачно сочетается теоретический и практический материал по основным темам русского языка. Для проверки усвоения изучаемых на уроках материалов используются задания в формате заданий ЕГЭ. Изучаемые темы распределяются на соответствующие тематические блоки, каждый из которых рассматривается по следующей схеме: сначала мы вспоминаем изученный ранее материал, далее восстанавливаем утерянные/забытые со временем знания, систематизируем уже полученные и необходимые данные, интерпретируем их в соответствии с заданиями ЕГЭ. Для тренировки и закрепления используем типовые задания в формате ЕГЭ, соответствующие изучаемому материалу. После выполнения работ проводится анализ, который дает представление о том, насколько обучающийся справляется с пройденным материалом. Кроме этого, у учащихся есть специальная тетрадь, в которой они записывают схемы, таблицы, алгоритмы, опорные конспекты тех материалов, которые им помогут в подготовке к ЕГЭ. Через некоторое время проводится повторная работа, снова анализ ошибок и работа над ошибками. Проведение подобных работ помогают оценить реальный уровень знаний обучающихся и скорректировать дальнейшую работу. В конце 10-го класса ученики проходят промежуточную аттестацию в формате теста, который создан по образцу ЕГЭ.
В 11 классе работа продолжается по такой же системе, но во втором полугодии обучающиеся начинают работать с полноценными типологическими вариантами ЕГЭ (задания с 1-26), использую экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько. Также обращаю внимание на такие комплексы заданий: «Тематический тренинг», «Тематические тренировочные варианты». В них можно найти не только типологические задания, но и теорию к ним, материал по частотным ошибкам и методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ.
При подготовке к 27 заданию (сочинение) использую пособие Н.А.Сениной и А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Данное учебное пособие содержит в себе основные теоретические сведения о сочинении и особенностях его написания, критерии оценивания каждого структурного элемента, алгоритмы написания каждой части сочинения, систему заданий и упражнений, которые помогают учащимся при написании этой части ЕГЭ.
В заключение хочется сказать, что подготовка к ЕГЭ – очень сложный процесс, результат которого зависит от того, сколько сил, терпения и времени на его подготовку будет потрачено. Но те обучающиеся, которые подойдут к подготовке к этому экзамену с умом, получат билет в успешное будущее, так как высокие результаты ЕГЭ – это путь в лучшие ВУЗы страны.
Спасибо за внимание!