Публикация «Как запомнить правильное ударение в слове, или учим оррфоэпический минимум»
КАК ЗАПОМНИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ,
ИЛИ УЧИМ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
_________________________________________________________________
Учитель высшей категории, старший учитель Лысак Т.П.
Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения слова.
Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.
Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет с место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм).
В последнем примере представлена подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако,— как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружённый в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.
Соблюдение орфоэпических норм – показатель культуры речи человека. Но большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно.
Есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Неправильное произношение этих слов компрометирует говорящего и делает его речь безграмотной.
Самый верный помощник Интернет конечно же подскажет, на его просторах мы найдем множество советов о том, как запомнить ударение в слове.
Один из советов: составить предложение со словами, которые нужно запомнить: Например, необходимо запомнить следующие слова:
временщИк
диспансЕр
духовнИк
еретИк
каталОг
некролОг
приговОр
Составляем с ними предложение:
ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.
Нелепо, но как вариант для запоминания можно использовать.
Часто встречаются рифмовки:
1. Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
2. ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
3. Фёкла красная, как свЁкла! или
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
4. Срубили ель, сорвали щавЕль.
5. Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог?
Можно твОрог, а можно и творОг!
6. Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
7. С утра перепалки
Из-за ключей в коммуналке.
Забудьте склоки,
Купите брелОки!
8. ФенОмен звонИт по средАм.
ПринЯв договОр по годам,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
ПрорвалИсь к отделению связи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.
11. Кто с правилами дружит,
Тот твердо убежден:
ФарфОр нам очень нужен,
А фАрфор не нужён.
12. Нельзя сказать алфАвит,
А можно алфавИт –
Кто говорит алфАвит –
Неверно говорит.
13. Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везет не шОфер,
А нас везет шофЁр.
14. И пусть теперь не будет
Секретом для ребят,
Что в парке не статУи,
А стАтуи стоят.
15. А если вы в театр
Придете, например,
Вас не пропустят в пАртер,
Пожалуйте в партЕр.
16. Отлетела от костра
И погасла быстро -
Коль неверно, то искрА,
Если верно - Искра! (С.Белорусец)
17. Стол, нам купленный,
И в кухню занесённый,
Зовётся кУхонный,
А вовсе не кухОнный. (С.Белорусец)
18. Труба подзорная при нём,
Смотрит в небо астронОм.
19. Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход - ворОта.
20. Он начальник, и в момент
Нам подпишет докумЕнт.
21. Красит стены нам маляр,
Полки делает столЯр.
22. Для строителей в момент
Машина привезёт цемЕнт.
23. Как работать неохота,
Одолела нас дремОта!
24. Помогает нам читать,
Учит буквы различать,
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавИт.
25. Хоть и жжётся, но красива
Всем известная крапИва.
26. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день -
Не расколется кремЕнь.
27. В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взялА
И вопрос свой задалА.
28. Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженЕры.
29. Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
30. Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
31. Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
32. Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
33. Тяжела была работа,
В теле всём теперь ломОта.
34. Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
35. Мой сосед-незнайка стонет:
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждёт, когда кто позвонИт.
36. Я ужасно утомлённый -
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
37. Мы целый день с тобой хохочем,
Остановиться всё не хочем.
Сказать вернее - не хотИм,
Всё хохотим да хохотим! (С.Белорусец)
38. Вот ведро,
И мусор вот.
Мусор - в мусоропровОд.
Рекомендуют попробовать самим придумать подобные рифмовки с нужными словами.
Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то, говорят, можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:
кремЕнь - ремЕнь
кОнусы - бОнусы, кОнусов - бОнусов
крАны - рАны
столЯр - малЯр
цепОчка - пОчка
щавЕль залез на Ель
Последние мне, кстати, очень даже нравятся. И не потому, что у меня нет способностей, а потому что не так много времени.
Совсем не для ленивых, а для любителей языка следующие советы:
Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.
Рассмотрим несколько примеров:
вероисповЕдание - от "веру исповЕдать"
знАчимость - от прил. "знАчимый"
Отрочество - от "Отрок" (подросток)
слИвовый - образовано от "слИва"
опОшлить, опОшлят - от слова "пОшлый"
Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою "родную" традицию:
диспансЕр (слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз.)
жалюзИ
партЕр
экспЕрт
Кстати, партер – это не только нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра, это еще и нижний этаж дома, и часть сада, засаженная цветами.
В немецком языке ударение в словах падает на второй слог:
квартАл
дефИс
Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:
каталОг
диалОг
монолОг
некролОг
киломЕтр
сантимЕтр
децимЕтр
миллимЕтр
мЕстностей ( род.п.мн.ч)
пОчестей
чЕлюстей
но! новостЕй
мусоропровОд
газопровОд
нефтепровОд
водопровОд
И очень даже путепровОд ! Мне, таки, остановите на «ПутепровОде».
призЫв
позЫв
отзЫв (посла)
созЫв
но! Отзыв (на публикацию)
столЯр
малЯр
доЯр
школЯр
шофЁр
киоскЁр
контролЁр
прозорлИва (краткое прилаг. ж.р).
смазлИва
суетлИва
болтлИва
но! прожОрлива
баловАть
баловАться
избаловАть
разбаловАть
но! бАловень (судьбы)
опломбировАть
формировАть
нормировАть
сортировАть
Я советую эти списки не только составлять, но и вывешивать их на каждом шагу: на двери, на компьютере, на холодильнике, и с мыслями «не открою, пока не прочту до конца» начинать тренировку. Помогает!
Презентация «Орфоэпическая галерея» - своеобразная разминка.
Презентация "Орфоэпическая галерея-2" дополняет презентацию "Орфоэпическая галерея", обе презентации являются орфоэпическим тренажером для запоминания той части орфоэпического минимума, который можно представить в фотографиях или картинках. Визуализация помогает к словесно-логической подключить образную память.
_________________________________________________________________
При написании статьи «Как запомнить правильное ударение в слове, или учим орфоэпический минимум» использованы следующие интернет-страницы:
http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/06/1_6066.html
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka16.htm
http://egerus.ru/prepare/context/orfoepica_new.html
Обе презентации можно найти по адресу: https://infourok.ru/user/lisak-tatyana-petrovna/material
Светлана Евгеньевна Лось