КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА?
Современное общество и все его институты находятся в процессе непрерывных преобразований.
На сегодняшний день все возрастающие требования к качеству и результатам учебной работы, а также нарастающие изменения в самом обществе ведут к тому, что трансформация традиционной модели образовательной работы становятся неизбежной.
Современная школа должна измениться – стать школой сотрудничества и отвечать социальным и экономическим потребностям XXI века.
Перед современной школой встает непростая задача: подготовить новых граждан к жизни.
Школа должна обеспечивать своих выпускников фундаментальными знаниями, которые позволят им успешно жить и работать в условиях экономики, основанной на способности применять знания и умения, успешно действовать в рамках практического опыта при решении конкретных задач, успешно сотрудничать, работать в коллективе и владеть навыками высокого уровня.
Учащиеся приходят на занятия со своими собственными представления. Они выучивают определенные понятия, в лучшем случае, для «положительной» оценки, но не могут применить за пределами аудитории. Необходима специальная работа по извлечению представлений, сложившиеся у них ранее, по оказанию им помощи в преобразовании старых представлений в новые, которые отражают понятия изучаемого предмета.
Стать компетентными в изучаемой области, учащиеся должны обладать одновременно глубокими, основательными фактическими знаниями и ясной понятийной рамкой.
Главные особенности работы – индивидуальный подход к каждому учащемуся, использование вариативных учебных материалов и программ, которые предоставляют возможность каждому ученику раскрыть свои уникальные способности, приобрести опыт самостоятельного решения реальных проблем коллективной исследовательской деятельности, самообучения.
Для решения этих задач необходима новая образовательная среда, которая во многом определяет их успешность.
Информатизация – ведущее направление работы по построению школы сегодня.
Распространение информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов и инструментов преобразует эту среду. И эти изменения не менее значительны, чем те, которые принесли с собой в класс книга, перо, бумага – своеобразные «информационные технологии» прошлого века.
Мультимедиапроекторы, цифровые доски и другое новейшее оборудование необходимы для совершенствования учебного процесса.
Участие педагогов в сетевых сообществах, где собираются профессионалы, имеющие возможность апробировать нововведения на практике и совместно оценивать их результативность дает вдвое больший эффект, чем участие в семинарах по распространению передового опыта.
Раскрытие творческого потенциала учащегося, соответствующего его склонностям и способностям может происходить через разветвленную систему факультативов, специальных курсов и предметов, семинаров и творческих лабораторий.
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийное обновление, но и практико – ориентированная направленность. Освоение содержания образования должно, в первую очередь, способствовать успешному выполнению учащимися разнообразных функций «свободного носителя» социальных услуг.
Анализируя мнения ряда отечественных ученых (В. П.Беспалько, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.
Во - первых, реально назрела необходимость перехода в системе школьного образования рассмотрения его содержания и результата не через призму традиционных и в определенной степени устаревших ЗУН (знаний, умений и навыков), а через ключевые компетенции.
Во – вторых, для рассмотрения оптимального процесса формирования содержания школьного образования в качестве наиболее актуальных могут быть выделены следующие ключевые компетенции.
1.Универсальная или общекультурная (элементарная, математическая, языковая, естественнонаучная), которая обеспечивается всем комплексом образования и лежит в основе практически любой социальной роли.
2. Коммуникативная (навыки общения, межкультурного взаимодействия, использования информационных средств и т.д.), которая обеспечивается в содержании образования через изучение русского, родного (национального) и иностранных языков и литературы, основ психологии, этикета, народной культуры, информационных и компьютерных технологий, а также посредством самого педагогического взаимодействия. Эта ключевая компетенция должна способствовать более успешной реализации, прежде всего, такой социальной роли, как «субъект общения».
3. Учебная (навыки учебно – познавательной деятельности). Данная компетенция должна обеспечить успешность личности как учащегося в широком смысле( реализуя принцип «образование через всю жизнь».
4. Правовая - знание и использование законов для собственной правовой защиты, соразмерность своих прав и обязанностей). В основе такой социальной роли, как « субъект правовых отношений»
5. Экономическая – (ориентация в современной рыночной экономике) и участие в ней не только в качестве объекта – потребителя, но и субъекта – предпринимателя, менеджера и т.д..
6. Социально – политическая (ориентация в современной политической ситуации, понимание своего общества и государства). Правовая, экономическая и социально – политическая ключевые компетенции формируются, в первую очередь, через обществоведческий цикл в содержании образования. Они призваны оптимизировать выполнение таких социальных ролей, как «гражданин», « патриот», «россиянин», « представитель социальной группы», «участник экономических и правовых отношений» и др.
7. Семейная (знание основ и норм семейной жизни, семейного хозяйственно – бытового уклада), готовящая школьника к выполнению социальных ролей, связанных, с его семейной жизнью.
8. Профессиональная (ориентированность в выборе профессии, первичная или начальная профессиональная подготовка), которая реализуется через систему профориентации, изучение основ профессий, образовательную область « Технология» и направлена на подготовку к выполнению социальных ролей «работника», «специалиста», «профессионала».
В – третьих, формированию нового содержательного наполнения образования, должны стать: оптимизация и рационализация объема и содержания образования; использование продуктивных технологий обучения; совершенствование методической компетентности самих педагогов.
Переход к компетентностному подходу в системе школьного образования объективно ставит проблему рассмотрения на этой основе содержания и результата профессиональной подготовки (переподготовки) управленческих и педагогических кадров современной школы, в частности, такого ее аспекта, как формирование ключевых компетенций учащихся во взаимосвязи с развитием методической компетентности педагогов, а также применительно к системе внутришкольного контроля. Например, при анализе его деятельности по результатам контроля, могут быть определены критерии оценки педагога:
1.Профессиональная компетентность: базовая подготовка по комплексу психолого – педагогических наук, позволяющих изучать основной объект работы – личность ребенка; предметно – профессиональная подготовка ( уровень базового образования, предметно – профессиональная компетентность, переподготовка, повышение квалификации, курсы, методические семинары и т.д.); методическая компетентность ( традиционные для педагога технологии преподавания, владение современными педагогическими технологиями; качество уроков и вариативность их форм, дидактических средств и т.д.); стремление к профессиональному росту, резервы.
2. Продуктивно- педагогической деятельности
2.1. Качественный уровень: оценка развития личности учащегося (интеллектуальный, нравственный, физический уровень, резервы развития); уровень владения ключевыми учебными компетенциями (общеобразовательной, коммуникативной, гражданско – правовой, семейной, социально – экономической, профессиональной и др.); самоорганизация учащихся.
2.2. Количественный уровень (по традиционным методикам и критериям оценки): показатели качества знаний и уровня обученности, уровня воспитанности.
3. Коммуникативная и исполнительская компетентность педагога: уровень организации педагогического процесса, педагогического общения; уровень коммуникативной культуры; речевая культура ; исполнительская дисциплина.
Итак, наметившаяся в современном отечественном образовании тенденция перехода к компетентностному подходу обуславливает сегодня изменение требований к целям, содержанию, технологиям и результатам педагогической и управленческой деятельности, критериям подготовки учителя и руководителя школы.
Список литературы
1. Ладыгин М.Б. Что ждет современную школу?//Образование в современной школе.-2009.-№ 8.- С.4-9.
2. Степанов С.В.Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу//Наука и школа- 2009.-№1- С.8-10.
3. Уваров А.Ю. Инновационные технологии в современной школе: международный проект «Инновационные школы» //Школьные технологии.- 2011.- № 6.- С.72-85.
Мардеева Лира Нафиковна