Консультация «Какой вы родитель?» (1 класс)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Вы можете спросить, почему я вас называю коллегами. Объясняю: коллеги – это люди, связанные общими интересами. А у нас с вами как раз общие интересы, мы родители, и у меня как у вас есть дети и ещё внуки, которые учатся в школе. То есть мы коллеги по семейному положению. А люди, у которых много общего всегда поймут друг друга.
Наше общение с вами я хочу начать с притчи."На берегу озера сидели три рыбака и ловили рыбу. К ним подошёл нищий и попросил дать ему рыбы, так как он три дня не ел. Один рыбак его прогнал, другой рыбак поделился с ним уловом. А третий дал нищему удочку". Как вы думаете, почему я рассказала вам эту притчу?
Да, наверное, потому что одни из нас очень долго пытаются «накормить» своего ребёнка, не научить его делать что-то самостоятельно, а потом удивляются, что он садится им на шею, другие считают, что детям необходимо «дать пинка» и только некоторые учат их быть самостоятельными.
Сегодня у нас речь пойдёт о здоровье детей А лучший способ сохранения здоровья, это – профилактика. Врачи говорят: «Болезнь легче предотвратить, чем лечить».
Я, наверное, не погрешу против истины, если скажу, что в этой аудитории нет людей, которых бы не интересовало здоровье собственных детей.
И вы, конечно, следите, чтобы дети были обуты, одеты, соблюдали режим, чтобы они занимались спортом. Но всегда ли ваши дети слышат, что вы им говорите? И всегда ли ваши слова воспринимаются детьми с энтузиазмом?
Вот сейчас вам предоставляется возможность проверить, какой вы родитель.
Я буду зачитывать фразы, а вы отметьте те из них, которые употребляете довольно часто.
1. Сколько раз тебе повторять! 2
2.Посоветуй мне, пожалуйста! 1
3.Не знаю, чтобы я без тебя делала 1
4. И в кого ты только уродился! 2
5.Какие у тебя хорошие друзья! 1
6. Ну на кого ты похож! 2
7.Я в твоё время! 2
8. Ты моя опора и помощник! 1
9. Ну что за друзья у тебя! 2
10. О чём ты только думаешь? 2
11. Какая ты умница! 2
12. А как ты считаешь, сынок? 2
13.У всех дети, как дети, а ты!? 2
14.Какой ты у меня сообразительный! 2
7-8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности ребёнка.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком, он уважает вас, хотя и не всегда откровенен с вами. Его развитие подвержено развитию случайных обстоятельств.
Я уверена, что больше 10 баллов никто не набрал, ваши дети вас слышат и доверяют вам. И это самое главное.!
И ещё, наверное, вы понимаете, что очень важно не только физическое здоровье, но и психологическое. Именно от его состояния зависит будущее вашего ребёнка, да и ваше тоже!
К сожалению многие родители не всегда вовремя замечают первые признаки психологического нездоровья и начинают бить в колокола только в подростковый период .
Давайте же разберём симптомы психологического нездоровья.
1.Заниженная самооценка (комплекс неполноценности, неуверенность в своих силах). Она может порождать:
- страх перед трудностями,
- зависть перед более успешными,
-обиду или злость на родителей.
2.Повышенная конформность, т.е. неумение настоять на своём, отстоять свою точку зрения, желание «быть как все», не выделяться. Это приводит к тому, что дети
- не умеют уважать себя,
- не умеют сказать «Нет»,
- не умеют сопротивляться чужому влиянию,
-не умеют и не хотят брать ответственность на себя.
Как предотвратить это? Конечно, в такой короткой беседе очень трудно и поставить диагноз и дать рецепт, но общие рекомендации таковы.
-забыть о прошлых неудачах ребёнка и не напоминать ему о них.
--помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с ситуацией.
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним а не к ошибкам.
1.Ориентация на успех:
«У тебя всё получиться», «Ты подумаешь и примешь правильное решение»
2. Учите находить в любой неприятной ситуации какой-то положительный момент или снижать трагизм положения.
3. Учите радоваться жизни, научите их «видеть в лужах не только грязь, но и отражающееся солнце».
4.Ребёнка следует ставить в такие ситуации, когда он должен принять собственное решение.
5.Почаще задавайте вопросы: »А что ты думаешь по этому поводу?»
«Не считаешь ли ты?»
6. Постоянно интересуйтесь делами детей, но старайтесь не давать оценок, а высказывайте своё отношение к ним.
Не говорите: «Ты плохо поступил» Лучше сказать: »Мне стыдно, когда так себя ведут.»
7.Передайте ребёнку ответственность за его поведение.
8. Используйте слова поддержки :»Зная тебя я уверен, что ты всё сделаешь хорошо»
Очень важно уметь поддерживать ребёнка психологически .
Это значит:
-сосредотачиваться на его позитивных сторонах и преимуществах,
- помогать ребёнку поверить в себя и свои способности
-поддерживать при неудачах.
Если же вам не нравится поведение ребёнка, вы всё равно должны показать ему, что» хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему люблю тебя»
Поддержать ребёнка можно с помощью
Слов:» красиво». «аккуратно», «здорово»,»вперёд», «продолжай».
Высказываний:»Я горжусь тобой», «Мне нравиться, как ты работаешь!»
«Я рад, что ты попробовал сделать это, хотя всё получилось не совсем так как ты хотел»
Прикосновений: потрепать по плечу, прижать, обнять, дотронуться до руки. Ребёнку в день нужно не менее 4-8 прикосновений.
Совместных действий:слушать его, вместе есть, стоять рядом, выполнять какую-то работу.
Выражения лица: подмигивание, симпатия, кивок, одобрительная улыбка.
Правильно сообщайте ребёнку о своих чувствах, используя «Я-высказывания вместо: «Ты должен!», « Ты плохо сделал»
То есть не давайте оценки, а говорите о своих чувствах!
Говоря об ошибках и слабых сторонах подростка, не надо делать далеко идущих выводов и оскорблять его личность:
-Если ваша дочь впервые поздно пришла домой или вы заметили её в компании не очень приятных молодых людей, не называйте её тем словом, которым некоторые мамы называют в подобных случаях своих дочек.
-Не унижайте ребёнка в присутствии других людей и никогда не переходите на уровень личных оскорблений.