12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мирсанова Ксения Владимировна82
учитель
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Конспект внеклассного мероприятия

Предмет: Русский язык

Класс: 5 Д

Тема: «Калейдоскоп фразеологизмов»

Деятельностная цель: углубление и расширение знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, их происхождении и значениях.

Тип урока: урок -игра

Целевое назначение: углубление материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

Повторить определение понятия фразеологические сочетания.

Установить роль фразеологизмов в речи.

Называть фразеологизм и объяснять его значение через выполнение творческих заданий.

Развивающие:

1.Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

2.Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка.

3. Способствовать расширению кругозора обучающихся.

4. Формировать умение сравнивать, адекватно воспринимать материал.

Воспитательные:

1.Формировать дружеские отношения в детском коллективе, связанные общим делом.

2. Создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету.

Средства обучения: доска, лепестки ромашки, самолетики разных цветов, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, географическая карта мира, шляпа, камень, бутылочка с водой, сердце (мягкая игрушка), конверты, мозаика (пазлы), карточки с заданиями, грамоты.

Учащиеся заранее разделены на три группы.\

Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная, групповая, индивидуальная

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

личностных УУД:

1.Осознание богатства русского языка; соблюдение культуры и речевого поведения в процессе работы на уроке.

2. Способность к догадке, к сравнению и сопоставлению, способности к осмысленности восприятия учебного материала.

коммуникативных УУД:

1.Умение работать в группе.

2.Грамотное оформление своих мыслей в устной форме.

регулятивных УУД:

1.Умение определять тему и цель урока;

2.Принятие и сохранение учебной задачи;

3. Планирование необходимых действий при решении конкретной

познавательной задачи.

4.Умение осуществлять действия контроля и оценки учащимися друг друга, работы групп.

познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные: знание фразеологизмов, включающих названия птиц и животных, географические названия, части тела человека, неодушевленные предметы; знание и умение определить происхождение фразеологизма (из профессии); умение правильно объяснить значение.


Ход урока

1.Мотивация (самоопределение) к ученой деятельности.

Добрый день, друзья! От всего сердца дарю вам улыбку (улыбается широко) и жду, что вы улыбнетесь мне в ответ.
Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава, а мы будем шевелить мозгами, подливать масло в огонь бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, рука об руку, не покладая рук. И зададим всем жару.
Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи. И мы возьмем любые геркулесовы столбы, преодолеем самый мощный Всемирный потоп, чтобы все были от нас без ума, и мы оказались на седьмом небе от счастья.
А те, кто ни в городе Богдан ни в селе Селифан, пусть отправятся к черту на кулички, куда Макар телят не гонял. И мы не будем пускать пыль в глаза, ведь мы с вами одного поля ягоды. И нас не испугает ни Сцилла, ни Харибда, ни сизифов труд, ни танталовы муки, ни авгиевы конюшни.
А я сегодня задам вам жару, буду ставить вас в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс.
Ведь игра стоит свеч!
И мы сегодня начнем квест с того, что повторим за Гаем Юлием Цезарем:
«Пришел! Увидел! Победил!»

2.Определение темы занятия.

-Наверняка вы уже догадались, какой теме будет посвящено наше с вами занятие? (фразеологизмам)

3. Целеполагание.

-Как думаете, какова цель нашего занятия?

-Сегодня наша задача: углубить и расширить ваши знания о фразеологических сочетаниях.

4. Актуализация.

-А что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)

-Для чего нужны фразеологизмы? (делают нашу речь яркой, эмоциональной, выразительной)

Желаю на занятии достойно пройти все станции фразеологического квеста и как можно больше заработать пазлов, для того чтобы сложить их в конце.

5. Станция «Ромашка»

-Ребята, на первой станции предлагаю погадать на ромашке (обращаю внимание на доску). (Приложение 2)

(На доске изображена сердцевина ромашки, в центре написано – Животные и птицы, к ней прикреплены на магнитах лепестки из бумаги)

-На её лепестках написаны фразеологизмы, включающие названия птиц и животных (показываю на сердцевину).

-Выберите от группы четыре человека, которые знают как можно больше таких фразеологизмов.

-А теперь задание –

В фразеологизмах, написанных на лепестках, убежали названия птиц и животных.

-Нужно устно дополнить фразеологизмы этими названиями, выходя к доске по одному человеку от группы, и объяснить значение. Итак, начнём с первой группы! Вторая группа! Третья группа! (дети выходят по цепочке, отрывают лепесток, дополняют фразеологизм и объясняют значение) (если не могут объяснить, то обращаются за помощью к группе)

покупать ….в мешке, ….ноги кормят, упрям как …., ….на ухо наступил.

делать из мухи …., труслив как…., … наплакал, вертится как …. в колесе.

лить …. слёзы, голоден как ….., умирающий …,... подложить ….

-Молодцы! Все хорошо потрудились, поэтому каждая группа получает пазл.

- Отправляемся на станцию «Весёлые фразеологизмы».

6.Станция «Весёлые фразеологизмы»

Задание - отгадать загадки о фразеологических оборотах.

-Загадывать буду по группам. За правильный ответ получите пазл. Итак, загадка первой группе. (По группам загадываю, если не отвечают, вопрос переходит другой группе. За правильный ответ – группа получает пазл)

1.Дружнее этих ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят: водой…(не разольёшь)

2.Мы исходили городок буквально вдоль и… (поперёк)

3.И так устали мы в дороге, что еле…(еле носят ноги)

4.Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…(медвежью услугу)

5.Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес, …(кто по дрова)

6.Ребята слушать их не станут:

От этой песни…(уши вянут)

-Так как мы на станции «Весёлые фразеологизмы», мне захотелось немного пошутить. (Из яркой цветной бумаги сделаны 6 самолетиков, на которых написаны шуточные загадки)

Сейчас я запущу самолетик. Кто поймает, тот раскроет самолетик и отгадает шуточную загадку, написанную на нём.

1.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер) (ветер в голове, ищи ветра в поле, бросают деньги на ветер, бросать слова на ветер)

2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши) (уши вянут, хлопают ушами, развесить уши)

3.Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; её нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.(вода) (толочь воду в ступе, носить воду в решете, воды набрать в рот, водой не разольёшь, вышел из воды сухой)

4.Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (каша) (заварить кашу, расхлёбывать кашу, кашу не сваришь, в голове у тебя каша, сапоги просят каши)

5.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос) (вешать нос, задирать нос, совать нос)

6.Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык) (язык проглотил, язык подвешен, кто тебя тянул за язык, держи язык за зубами)

Задание – А теперь в группе определите фразеологизмы, на основании которых они были составлены. (участник какой группы поймал самолетик, та группа и называют фразеологизмы)

-Некоторые фразеологизмы произошли из профессий, их нам и предстоит сейчас отгадать. Итак, станция «Угадай профессию».

7. Станция «Угадай профессию»

Ребята, внутри контейнеров из-под киндер-сюрпризов находятся полоски с записанными на них фразеологизмами. Я прохожу по группам, ваша задача - выбрать контейнер, вскрыть его и назвать профессию, где появился фразеологизм. (16 контейнеров)

Задание: назвать профессию, где появился данный фразеологизм.

Стричь под одну гребенку - Парикмахер.

На живую нитку - Портной,

Сложить оружие - Военный.

Брать на прицел - Охотник.

Закидывать удочку - Рыбак.

В час по чайной ложке - Врач.

Играть первую скрипку - Музыкант.

Петь с чужого голоса - Певец.

Открывать Америку - Путешественник.

Ждать у моря погоды - Рыбак.

Попасть в ловушку - Охотник.

Закусить удила - Конюх.

Сгущать краски - Художник.

Ход конем - Шахматист.

С больной головы на здоровую - Врач.

Клевать носом - Охотник.

-Молодцы! Прибыли с вами на станцию «Географическую».

8. Станция «Географическая»

Ребята! Перед вами географическая карта. (на доске прикреплена) Так как некоторые фразеологизмы включают в себя географические названия, предлагаю восстановить пропущенные географические названия во фразеологизмах и прикрепить их на карту в соответствии местоположением.

1 группа –

не сразу строилась; (Москва)

слезам не верит. (Москва)

2 группа –

открывать … ; (Америку)

3 группа –

галопом по …; (Европам)

Объясните их значение.

-Какие фразеологизмы с географическими названиями вы знаете? (язык до Киева доведёт)

-Молодцы, ребята! А теперь предлагаю побыть настоящими волшебниками. Мы с вами на станции «Волшебства».

9. Станция «Волшебства»

-Ребята, перед вами волшебная шляпа! В ней находятся предметы, загадку которых вы сейчас отгадаете.

Ваша задача

Достать предмет из шляпы. Посовещавшись в группе, записать, какие фразеологизмы скрываются за этим предметом. Объяснить смысл одного из фразеологизмов.

В шляпе находятся – камень (камень с души упал, подводный камень, камень преткновения, кидать камни в чужой огород, держать камень за пазухой, нашла коса на камень, словно камень с сердца упал, под лежачий камень вода не течёт, камень на сердце и др.) бутылочка с водой – (вилами на воде писано, водой не разлить, как в воду опущенный; толочь воду в ступе; носить воду решетом; седьмая вода на киселе; воды не замутит; набрал в рот воды; как в воду глядел; как две капли воды; прошли огонь и воду)

сердце (мягкая игрушка)- (от всего сердца, от чистого сердца, положа руку на сердце, принять близко к сердцу, разбитое сердце, каменное сердце, камень на сердце, с замиранием сердца, сердцу не прикажешь, скрепя сердце)

А какие вы знаете фразеологизмы со словом шляпа? (дело в шляпе,)

Объясните его значение?

-Молодцы, прибыли мы с вами на станцию «Театральную». Предлагаю побыть актерами театра.

10. Станция «Театральная».

Ребята, от каждой группы подойдите по одному человеку, выберите конверт с фразеологизмами. (в конверте написано задание)

Задание - изобразить фразеологизм так, чтобы его назвали соперники из другой группы. За каждый угаданный фразеологизм группа, изображающая его, получает пазл.

1 группа

Дрожит как осиновый лист

Поспешишь- людей насмешишь

Брать быка за рога

2 группа

Глаза разбежались

Как свои пять пальцев

На воре шапка горит

3 группа

Семь пятниц на неделе

Зарубить на носу

Делать из мухи слона

-Молодцы, прибыли мы на конечную станцию – «Художественную».

11.Станция «Художественная»

Из пазлов, которые вы получали за выполненные задания на занятии, сложите картину.

-Догадайтесь, какой фразеологизм изображен. Объясните его значение.

12.Рефлексия.

-Ребята, скажите, все ли группы собрали необходимые пазлы? (отвечают)

-Оцените работу своей группы (высказывания обучающихся)

-А сейчас скажите, кому из участников вы бы присудили звание СВЕТЛАЯ ГОЛОВА? (умный) (учащиеся называют фамилии)

-Кто работал на уроке ЗАСУЧИВ РУКАВА? (называют фамилии)

-Кто ЖИВОТА НЕ ПОЖАЛЕЛ ради достижения хорошего результата? (называют фамилии)

-У кого ХОРОШО ПОДВЕШЕН ЯЗЫК? (говорят про человека, который свободно, бегло говорит)

-Кто РУКА ОБ РУКУ шел с вами до конца? (взявшись за руки, сообща, дружно) (называют фамилии)

-Грамоты за присужденные звания я подпишу, вручим на следующий урок.

13. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму, сочинить рассказ, использую фразеологизмы.

-Спасибо за урок!



Приложение 1

Гай Юлий Цезарь: «Пришел! Увидел! Победил!»

t1667577430aa.jpg

Приложение 2

Медведь на ухо наступил.

делать из мухи слона

умирающий лебедь





Кот наплакал

Лить крокодилловы слёзы





Названия птиц и животных

Подложить свинью



вертится как белка в колесе.



труслив как заяц

Голоден как волк



















t1667577430ab.jpg

t1667577430ac.png

(За пояс заткнуть)

t1667577430ad.jpg

(работать засучив рукава, спустя рукава)

t1667577430ae.jpg

(Зарубить себе на носу)

t1667577430af.jpg



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.