Календарно-тематическое планирование «Мир природы. Насекомые»

10
10
Материал опубликован 23 April 2019 в группе

План образовательной работы с детьми 5-6 лет

Тема: «Мир природы. Насекомые»

Программное содержание:

1.     Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

2.     Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.

3.     Формирование представление детей об охране растений и животных.

4.     Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.

5.     Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.

 Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа. "Внимание: природа. Насекомые”. Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.

Закрепить у детей понятие сообщества “Луг” и названия луговых цветов.

Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

 Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа «Шестиногие малыши». Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Конструирование. Пчёлы (из нетрадиционного материала). Учить создавать поделку, используя нетрадиционные материалы, развивать воображение, самостоятельность.

 Образовательная область «Речевое развитие»

«Насекомые». Познакомить детей с разными насекомыми, их особенностями, повадками. Закрепить названия цветов, учить образовывать слова при помощи суффиксов.

«Чтение художественной литературы»

В гостях у Мухи-Цокотухи. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых. Учить интонационно-выразительному подражанию. Воспитывать любовь к сказкам. Учить сопереживать, сочувствовать.

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование. «Бабочки и цветы». Создавать образ цветущего луга и бабочек на нем средствами рисунка и аппликации. Закрепить приемы симметричного вырезания. Смешивать основные цвета для получения дополнительных оттенков. Развивать эстетические чувства цвета и композиции. Формировать привычку заниматься изобразительной деятельностью сообща, оказывая друг другу посильную помощь и поддержку.

Лепка. Барельеф «Цветы и насекомые». Продолжить освоение техники рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры цветов, насекомых, украшать налепами и контррельефными рисунками. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

«Музыка»

Слушание "Жук", "Бабочки". Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений. Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст. Продолжать знакомить с композиторами.

 Образовательная область «Физическое развитие»

Учить ходить по пенькам(кубам) высотой до 25см, сохраняя равновесие. Закреплять умение перебрасывать мяч друг другу с отскоком от земли

-  комплекс общеразвивающих упражнений «Веселые жители зоопарка»;

-  подвижные игры «Хитрая лиса», «Бездомный заяц» и др.

 Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:

-   альбом: «Животные и птицы Урала»;

-   альбомы или мультимедийные презентации по темам: «Животные и птицы Урала», «Животные Челябинского зоопарка», «Животные России, занесенные в Красную книгу»;

-   трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов; 

-   модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»;

-   разрезные картинки, «Домино - животные»;

-   картины  из серии «Дикие животные»;

-   фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается»;

-   оборудование для игр-экспериментов с водой, солнцем, песком;

-   деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умения подыгрывать простейшие мелодии  («Песенка кукушки», «Песенка дятла», «Музыка дождя, грозы» и др.);

-   коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых;

-   иллюстрации с изображением  явлений природы: дождя, радуги, грозы, снегопада и др.;

-   атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок;

-   материалы и оборудование для рисования палочкой на песке;

-   материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации;

-   строительный материал.

 Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме:

Ø    Организуйте с ребёнком прогулку к водоёму, обратите внимание на обитателей водоёма;

Ø    2. Привлеките ребёнка к кормлению рыбок, понаблюдайте за их поведением (если есть аквариум);

Ø    3. Понаблюдайте за природными осадками, состоянием природы до и после дождя;

Ø    4. Обратите внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;

Ø    Поиграйте в развивающие игры «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сгруппируй…» и др.;

Ø    Предложите ребёнку отразить свои впечатления от наблюдений в рисунке.

Ø    В парке, сквере или во дворе вместе с ребёнком найдите и рассмотрите насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука;

Ø    Расскажите ребёнку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учите ребёнка бережному отношению к природе;

Ø    Объясните, что муха – вредное насекомое.

 Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

-   дидактические игры с крупой, учить детей сортировать  2-3 вида крупы по характерным признакам, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие;

-   рассматривание альбома или мультимедийной презентации по теме: «Животные и птицы Урала»;

-   упражнение в движениях под музыку разного характера «Росинки» С. Майкапара, «Плавные руки» Р.Глиэра;

-   составление описательного рассказа по схеме о   животном;

-   рассматривание иллюстраций с изображением блюд из яиц и творога;

-   д/ игры «Угадай, чьи следы», «Где чье жилище?», «Кто из животных какую пользу приносит», «Где чей хвост?», «Где чей детеныш?»;

-   разгадывание загадок о животных;

-   показ репродукций с изображением птиц произведений художников (В. Ватагина, И. Ефимова);

-   дидактические игры "Посчитай плоды", "Найди пару";

-   рисование животных разными способами (на основе круга, квадрата, от петли и др.);

-   прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных». дидактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото»;

-   чтение:  Н.Сладкова «Лесные сказки».

     Гигиенические процедуры:

-   ситуативный разговор «Как люди одеваются весной». Закреплять знания детей о сезонных явлениях, уточнить от изменения каких особенностей сезона зависит комплект одежды.

-   ситуативный разговор «У кого такая одежда». Расширение знаний о внешнем виде животных, сравнение животных.

Завтрак, обед, полдник, ужин:  

-   ситуативный разговор о растениях как продуктах питания;

-   ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются»;

-   ситуативный разговор «Завтрак на природе» - познакомить с правилами безопасности во время приёма пищи.

     Прогулка

-   наблюдения за весенними изменениями в природе (за распускающимися листьями на деревьях, за первоцветами, за насекомыми и птицами на участке...);

-   наблюдение за собакой на прогулке (почему  опасны контакты с бездомными животными);

-   подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи». «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Коршун и наседка», «Караси и щука», «Кузнечики», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Ловля обезьян», «Охотник и звери», «Совушка».

- индивидуальная работа по развитию физических качеств;

- труд на участке (кормление птиц, рассматривание схемы по уходу за растениями весной, рассматривание иллюстраций «Труд весной в поле», привлечение дошкольников к подготовке почвы к посеву семян, посадке и поливу растений на участке);

-      сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», "Лесные пираты и спасатели", «Экологи».

 Вечер:

 

-   чтение стихотворения Н. Бокова «Дети леса»;

-   этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных);

-   словесная игра «Рыба, птица, зверь»;

-   д/и «Правила поведения в природе», «Можно - нельзя»;

-   свободная лепка по теме «Животный мир»;

-   конструирование из природного материала по замыслу детей;

-   рассматривание альбома: «Животные и птицы Урала»;

-   чтение В.Бианки «Сказки и рассказы о животных», Л.Толстой «Лев и собачка»;

-   рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми»;

-   театр - экспромт "В лесном царстве";

-   составление загадок и отгадывание загадок об опасных природных явлениях;

-   составление моделей  «Правила поведения с животными»;

-   дидактическая игра «В доме у трех медведей» на сравнение знакомых предметов по величине (большой, поменьше, маленький);

-   дидактическая игра «Помири жадных медвежат» на выработку умения делить предметы на 2, 4, 6 частей;

-   дидактическая игра «Найди мишку» на закрепление умения ориентироваться в пространстве.

 Вечерняя прогулка:

-         подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Черепахи», «Караси и щука», «Охотники и зайцы». эстафета «Полоса препятствий» - соблюдать технику безопасности при прогулках по лесу (кусты, колючки, кочки).

-         наблюдения за закатом солнца, за вечерним небом, за облаками, за одеждой людей весной;

-      дидактическая игра «Узнай по описанию», "Плавает, летает, ползает", «Съедобное – несъедобное».

Комментарии

Благодарю за качественный ресурс!

23 April 2019

Спасибо за внимание!!! Здоровья! Благополучия! Удачи!

23 April 2019

Замечательный у ВАС мир природы!!!

23 April 2019

Благодарю, Елена Фёдоровна, за чудесный отзыв!

23 April 2019

Татьяна Викторовна, спасибо ! Знакомство с многообразием родной природы, с растениями и животными, проходит через различные виды деятельности.

23 April 2019

Благодарю за приятный отзыв, Елена Аркадьевна!!!

23 April 2019

Татьяна Викторовна, спасибо за отличное планирование!!! Познавательный и интересный материал!!!

23 April 2019

Спасибо, Светлана Анатольевна, что всегда откликаетесь на мои публикации!!!

23 April 2019

Замечательный план и большое разнообразие видов деятельности! Здорово!

15 July 2019