Календарно-тематическое планирование «Мир природы. Насекомые»
План образовательной работы с детьми 5-6 лет
Тема: «Мир природы. Насекомые»
Программное содержание:
1. Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
2. Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.
3. Формирование представление детей об охране растений и животных.
4. Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.
5. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Беседа. "Внимание: природа. Насекомые”. Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.
Закрепить у детей понятие сообщества “Луг” и названия луговых цветов.
Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа «Шестиногие малыши». Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Конструирование. Пчёлы (из нетрадиционного материала). Учить создавать поделку, используя нетрадиционные материалы, развивать воображение, самостоятельность.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Насекомые». Познакомить детей с разными насекомыми, их особенностями, повадками. Закрепить названия цветов, учить образовывать слова при помощи суффиксов.
«Чтение художественной литературы»
В гостях у Мухи-Цокотухи. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых. Учить интонационно-выразительному подражанию. Воспитывать любовь к сказкам. Учить сопереживать, сочувствовать.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. «Бабочки и цветы». Создавать образ цветущего луга и бабочек на нем средствами рисунка и аппликации. Закрепить приемы симметричного вырезания. Смешивать основные цвета для получения дополнительных оттенков. Развивать эстетические чувства цвета и композиции. Формировать привычку заниматься изобразительной деятельностью сообща, оказывая друг другу посильную помощь и поддержку.
Лепка. Барельеф «Цветы и насекомые». Продолжить освоение техники рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры цветов, насекомых, украшать налепами и контррельефными рисунками. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
«Музыка»
Слушание "Жук", "Бабочки". Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений. Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст. Продолжать знакомить с композиторами.
Образовательная область «Физическое развитие»
Учить ходить по пенькам(кубам) высотой до 25см, сохраняя равновесие. Закреплять умение перебрасывать мяч друг другу с отскоком от земли
- комплекс общеразвивающих упражнений «Веселые жители зоопарка»;
- подвижные игры «Хитрая лиса», «Бездомный заяц» и др.
Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:
- альбом: «Животные и птицы Урала»;
- альбомы или мультимедийные презентации по темам: «Животные и птицы Урала», «Животные Челябинского зоопарка», «Животные России, занесенные в Красную книгу»;
- трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов;
- модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»;
- разрезные картинки, «Домино - животные»;
- картины из серии «Дикие животные»;
- фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается»;
- оборудование для игр-экспериментов с водой, солнцем, песком;
- деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умения подыгрывать простейшие мелодии («Песенка кукушки», «Песенка дятла», «Музыка дождя, грозы» и др.);
- коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых;
- иллюстрации с изображением явлений природы: дождя, радуги, грозы, снегопада и др.;
- атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок;
- материалы и оборудование для рисования палочкой на песке;
- материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации;
- строительный материал.
Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности в семье по теме:
Ø Организуйте с ребёнком прогулку к водоёму, обратите внимание на обитателей водоёма;
Ø 2. Привлеките ребёнка к кормлению рыбок, понаблюдайте за их поведением (если есть аквариум);
Ø 3. Понаблюдайте за природными осадками, состоянием природы до и после дождя;
Ø 4. Обратите внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;
Ø Поиграйте в развивающие игры «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сгруппируй…» и др.;
Ø Предложите ребёнку отразить свои впечатления от наблюдений в рисунке.
Ø В парке, сквере или во дворе вместе с ребёнком найдите и рассмотрите насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука;
Ø Расскажите ребёнку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учите ребёнка бережному отношению к природе;
Ø Объясните, что муха – вредное насекомое.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- дидактические игры с крупой, учить детей сортировать 2-3 вида крупы по характерным признакам, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие;
- рассматривание альбома или мультимедийной презентации по теме: «Животные и птицы Урала»;
- упражнение в движениях под музыку разного характера «Росинки» С. Майкапара, «Плавные руки» Р.Глиэра;
- составление описательного рассказа по схеме о животном;
- рассматривание иллюстраций с изображением блюд из яиц и творога;
- д/ игры «Угадай, чьи следы», «Где чье жилище?», «Кто из животных какую пользу приносит», «Где чей хвост?», «Где чей детеныш?»;
- разгадывание загадок о животных;
- показ репродукций с изображением птиц произведений художников (В. Ватагина, И. Ефимова);
- дидактические игры "Посчитай плоды", "Найди пару";
- рисование животных разными способами (на основе круга, квадрата, от петли и др.);
- прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных». дидактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- чтение: Н.Сладкова «Лесные сказки».
Гигиенические процедуры:
- ситуативный разговор «Как люди одеваются весной». Закреплять знания детей о сезонных явлениях, уточнить от изменения каких особенностей сезона зависит комплект одежды.
- ситуативный разговор «У кого такая одежда». Расширение знаний о внешнем виде животных, сравнение животных.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативный разговор о растениях как продуктах питания;
- ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются»;
- ситуативный разговор «Завтрак на природе» - познакомить с правилами безопасности во время приёма пищи.
Прогулка
- наблюдения за весенними изменениями в природе (за распускающимися листьями на деревьях, за первоцветами, за насекомыми и птицами на участке...);
- наблюдение за собакой на прогулке (почему опасны контакты с бездомными животными);
- подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи». «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Коршун и наседка», «Караси и щука», «Кузнечики», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Ловля обезьян», «Охотник и звери», «Совушка».
- индивидуальная работа по развитию физических качеств;
- труд на участке (кормление птиц, рассматривание схемы по уходу за растениями весной, рассматривание иллюстраций «Труд весной в поле», привлечение дошкольников к подготовке почвы к посеву семян, посадке и поливу растений на участке);
- сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», "Лесные пираты и спасатели", «Экологи».
Вечер:
- чтение стихотворения Н. Бокова «Дети леса»;
- этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных);
- словесная игра «Рыба, птица, зверь»;
- д/и «Правила поведения в природе», «Можно - нельзя»;
- свободная лепка по теме «Животный мир»;
- конструирование из природного материала по замыслу детей;
- рассматривание альбома: «Животные и птицы Урала»;
- чтение В.Бианки «Сказки и рассказы о животных», Л.Толстой «Лев и собачка»;
- рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми»;
- театр - экспромт "В лесном царстве";
- составление загадок и отгадывание загадок об опасных природных явлениях;
- составление моделей «Правила поведения с животными»;
- дидактическая игра «В доме у трех медведей» на сравнение знакомых предметов по величине (большой, поменьше, маленький);
- дидактическая игра «Помири жадных медвежат» на выработку умения делить предметы на 2, 4, 6 частей;
- дидактическая игра «Найди мишку» на закрепление умения ориентироваться в пространстве.
Вечерняя прогулка:
- подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Черепахи», «Караси и щука», «Охотники и зайцы». эстафета «Полоса препятствий» - соблюдать технику безопасности при прогулках по лесу (кусты, колючки, кочки).
- наблюдения за закатом солнца, за вечерним небом, за облаками, за одеждой людей весной;
- дидактическая игра «Узнай по описанию», "Плавает, летает, ползает", «Съедобное – несъедобное».
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Перминова Елена Федоровна
Янова Татьяна Викторовна
Перминова Елена Федоровна
Панагушина Елена Аркадьевна
Янова Татьяна Викторовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Янова Татьяна Викторовна
Елена Владимировна