Календарно-тематический план внеурочной деятельности кружка по ручному труду «Город мастеров»
Программа кружка по ручному труду «Город мастеров»
В старшей группе детского сада.
МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Оханск Пермский край
Воспитатель Наумова Галина Геннадьевна
Пояснительная записка.
Цель программы: Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
учить создавать коллективные работы.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 20 - 25 минут.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1.Изложение учебного материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), клей, ножницы, пластилин.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2.Практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
договариваться о совместной работе, ее содержании;
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
3. Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
4. Ожидаемые результаты.
Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
Научатся видеть необычное в обычном предмете;
Разовьют мелкую моторику рук.
План работы кружка по ручному труду «Город мастеров»
в старшей группе
№ |
Название темы |
Количество занятий |
|
Работа с природным материалом |
6 |
|
Работа с бумагой, картоном |
13 |
|
Работа с нитками |
2 |
|
Работа с пластилином |
2 |
|
Работа с бросовым материалом |
8 |
Итого в год |
31 |
Кружковая работа проводится с детьми старшего возраста один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий – 20 - 25 минут.
Итого в год – 10 ч. – 12, 5 ч.
Перспективное планирование работы кружка по ручному труду «Город мастеров»» в старшей группы
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
октябрь |
«Осеннее дерево» Из бросового материала. Одноразовая бумажная тарелка, цв. бумага. Аппликация из осенних листьев. (осенние листья, клей) «Букет из семян клёна» Коллективная работа. (Семена клёна, ветки деревьев, пластилин.) «Зонтики» (цв. бумага, картон) |
Учить детей создавать композицию из бросового материала. Развивать воображение, творчество. Продолжать учить детей составлять узоры, фигурки из природного материала, закреплять знакомые приемы наклеивания, развивать воображение. Учить делать цветы из природного материала , воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить делать объёмную игрушку; закреплять навык вырезания круга по контуру; совершенствовать навык находить центр круга путём деления его на четыре части. |
ноябрь |
«Поднос» Аппликация из семян. «Гусеница» Конструирование, аппликация из бумаги. «Ёжик» (пластилин, природный материал – семечки) «Цветы из ткани» Коллективная работа |
Продолжать знакомить с природным материалом. Учить складывать орнамент из семян. Воспитывать аккуратность. Закреплять умение делать цилиндры из бумаги и складывать их в игрушку. Закреплять умение работы с пластилином и природным материалом. Развивать творческие способности детей. Нарабатывать навык вырезания деталей из ткани и приклеивание их к картону. Развивать интерес к ручному труду. |
Декабрь |
«Такие интересные животные - динозавры» Коллективная работа. Крупа – манка, продел, сечка. «Пингвины». Конструирование из бумаги. «Модные снеговики». Игрушка на ёлку из толстых ниток. «Ёлочка – зелёная иголочка» Аппликация из бумаги. |
Закреплять умение работы с шаблонами. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел. Практиковать умение склеивать цилиндры из бумаги, приклеивать другие элементы. Закрепить знания о животных севера. Учить наматывать нитки на цилиндр, делать ёлочные игрушки. Настроить детей на праздник. Продолжать развивать умения вырезать обведённые ладошки, наклеивать. Развивать чувство цвета. Учить планировать свою трудовую деятельность. |
Январь |
«Ангелочек» Бумажные конусы. «Снегири» Из поролона. «Чайник из ткани» Аппликация |
Продолжать закреплять умения работать с бумагой. Развивать эстетический вкус. Работа с поролоном, продолжать учить детей резать поролон. Вызвать интерес к поделке из поролона. Продолжать учить делать аппликацию из ткани, подбирать нужные цвета. |
февраль |
«Клоун» Аппликация из бросового материала (фантики). «На страже Родины» Коллективная работа. Оригами, аппликация. «Танк» Конструирование из спичечных коробков. «Валентинки» из макарон (по замыслу) |
Учить собирать из фантиков клоуна, закреплять заготовку клеем. Развивать мелкую моторику. Продолжать работу с бумагой, учить складывать из неё кораблики и аккуратно наклеивать. Развивать конструкторские навыки, эстетический вкус. Воспитывать любовь и уважение к папе. Продолжать закреплять навыки работы с макаронными изделиями. Учить реализовывать свой замысел. |
март |
«Цветы» Салфетки. «Ландыш» Объёмная аппликация «Лебедь – перелётная птица» Объёмная аппликация. «Лягушка» Из бросового материала. |
Продолжать работу с салфетками. Развивать эстетический вкус. Учить собирать из заготовок цветок, закреплять заготовку клеем. Развивать мелкой моторики при скатывании бумажных комочков. Воспитывать чувство любви и уважения к маме. Закреплять полученные умения и навыки работы с бумагой. Развивать творческие способности. Закреплять умения работать с бросовым материалом. Учить передавать задуманный сюжет |
Апрель |
«Солнышко» (поделки из шнурочков) «Космическая ракета» Аппликация. Салфетки, крупа. «Пасхальное яйцо» Аппликация из ткани, бумаги и крупы. «Цветущая веточка яблони» Объёмная аппликация Картон, салфетки, цветная бумага. |
Формировать самостоятельность в выборе цвета заготовок из ниток. Учить плести шнурочки. Учить радоваться результатам труда. Продолжать учить использовать в работе салфетки и крупы.. Работа с шаблоном, самостоятельно выбирать цветовую гамму. Развивать эстетический вкус. Продолжать развивать умение вырезать и различать овалы и круги, составлять из них образы, варьируя по величине, расположению на листе. Воспитывать любовь к природе. |
Май |
«Бабочка» Из бросового материала - фантиков «Голубь Мира» Работа с шаблоном «Прожорливая гусеница» Плетение косички из бумаги. Выставка работ |
Закреплять полученные навыки и умения. Развивать творческие способности детей. Использовать в работе знания, полученные на занятиях по ручному труду. Самостоятельно делать выбор. Радоваться результатам труда. Продолжать работу с бумагой, воспитывать аккуратность. |
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда.
Диагностика по ручному труду
(старшая группа)
№ п/п |
Список детей |
Свойства материалов |
Овладение приемов работы с материалами |
Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать) |
Мелкая моторика |
|||||
природный |
пластилин |
бумага |
нитки |
бросовый |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформирован - +
На стадии формирования – –
Не сформирован - –
Педагогическое обследование детей по ручному труду
(средняя группа)
№ п/п |
Задания, вопросы |
Используемый материал при выполнении задания |
Знания, умения, навыки |
|
сформированы |
на стадии формирования |
|||
1 |
Узнай и назови вид материала и его свойства |
Природный, бросовый, бумага, пластилин, нитки – небольшие фрагменты |
Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств |
Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств |
2 |
Овладение приемами работы с материалами |
Клей, ножницы, стека, палочки |
Владеет приемами (режет, склеивает) |
Владеет приемами |
3 |
Развитие конструированных способностей и художественного вкуса |
Природный, бросовый и вспомогательный материал |
Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее |
Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого |
4 |
Мелкая моторика рук |
Мелкие вспомогательные детали, мозаика |
Прочно скрепляет детали самостоятельно |
Пытается скреплять самостоятельно или с помощью |