Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности школьного кружка «Математический калейдоскоп» (6–7 классы)

10
0
Материал опубликован 13 March 2017

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

школьного кружка

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

для учащихся 6 -7 классов

2016 - 2017 учебный год.

Ф.И.О.

Владимирова Регина Валерьевна,

учитель математики

МБОУ «Гимназия № 94»

Московского района г.Казани

Казань 2016 г.

 

Пояснительная записка.

С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности их использования для развития внеурочной познавательной деятельности школьников.

С появлением персональных компьютеров на наших учащихся обрушился шквал информации, которую они используют для выполнения творческих работ (доклады, сообщения, презентации, рефераты, проектные работы). Данные работы зачастую выполнены небрежно, как с содержательной точки зрения, так и с точки зрения оформления.

Данный курс предполагает повысить уровень теоретической и практической подготовки учащихся при работе с персональным компьютером, при планировании и выполнении проектных работ по математике, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения.


 

2. Цели и задачи курса.

Цель: Создание условий для самоопределения, самовыражения и самореализации учащихся, через вовлечение в творческую деятельность создания работ с использованием ИКТ.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

Образовательные:

 Сформировать навыки работы в текстовом редакторе Microsoft Office Word, программе создания презентаций Microsoft Office PowerPoint, программе создания публикаций Microsoft Office Publisher.

Сформировать навыки работы с информацией.

Знакомство с видами творческих работ: сообщение, статья, реферат, проект и т.д. Умение применять полученные знания при создании творческих работ.

Развивающие:

Память, аргументированную речь, любознательность, познавательный интерес.

Творческую самостоятельность мышления, коммуникативные навыки общения. Умения слушать и слышать.

Способствовать освоению приемов использования новых информационных технологий в творческих работах.

Воспитательные

Воспитывать аккуратность, дисциплину, настойчивость в достижении цели.

Самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, чувство взаимопомощи, культуры общения, внимание, самоконтроль.

Воспитывать культуру устной и письменной математической речи.

Прививать интерес к истории математики.

3.Особенности построения курса.

Курс представляет собой вариант организации внеурочной деятельности млад­ших подростков (6—7 классы). Предусмотренные данным курсом занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.

Курс предусматривает проведение как регулярных еженедельных занятий (2ч в неделю), так и возможность организовать занятие крупными блоками (презентация, конференции, фестивали).

Курс рассчитана на 1 год обучения (68 часов).

Еженедельная нагрузка – 2 часа.

Для сообщения основных знаний применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания творческих работ учащихся, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения подготовить материал, до умения представить его в любом формате и получить конечный продукт социального значения.

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, привития этики выступления и представления своей работы.

4. Содержание курса

 

 

 

Введение. Кружок «Математический калейдоскоп». Многообразие форм и методов представления математических задач. Изучение видов информации сети Интернет и их поиск.

 

Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word. Как напечатать и сохранить текст. Шрифт и размер букв, выравнивание и начертания текста. Значение кнопок клавиатуры. Создание таблиц. Вставка рисунков, формул, фотографий. Выполнение творческих работ в этом текстовом редакторе.

 

Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint. Структура презентации, дизайн, принципы размещения материала на слайде. Создание и работа с презентацией (шаблоны, сохранение презентации, добавление слайдов, ввод текста и его редактирование, режимы просмотра презентации, вставка слайдов из других презентаций). Вставка фигур, рисунков, таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами. Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации. Выполнение творческих работ в этой программе.

 

Знакомство с программой Microsoft Office Publisher. Создание и сохранение публикации. Работа с шаблонами программы. Работа с текстом, форматирование, вставка картинок, фотографий, группировка объектов. Печать публикации. Выполнение творческих работ в этой программе.

 

Изучение разных видов творческих работ: сообщение, статья, реферат, проект и т.д. Знакомство с их особенностями, структурой, подбором материала, правилами выполнения и оформления.

 

Навыки создания альманахов творческих работ. Подбор материала, компоновка публикаций, рецензирование работ своих товарищей.

 

Формирование умений представления своих творческих работ. Этика выступления. Особенности публичного выступления. Уроки актерского мастерства.

 

Создание альманахов на основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 1,2.

 

Проведение конференции «Первые шаги в геометрии».

 

Проведение Фестиваля «Полет фантазии». Для родителей и учащихся гимназии.

5.Учебно-тематическое планирование.

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Введение. Кружок «Математический калейдоскоп».

2

2

-

 

Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word.

4

1

3

 

Выполнение творческих работ в Microsoft Office Word.

5

-

5

 

Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint.

8

2

6

 

Выполнение творческих работ в Microsoft Office PowerPoint.

5

-

5

 

Знакомство с программой Microsoft Office Publisher.

7

1

6

 

Выполение творческих работ в Microsoft Office Publisher.

6

 

6

 

Изучение и создание разных видов творческих работ. (Сообщение, статья, реферат, проект и т.д.)

11

3

8

 

Формирование умений представления своих творческих работ. Этика выступления.

4

2

2

 

Создание альманаха «Математический калейдоскоп». Выпуск 1, 2.

8

2

6

 

Конференция «Первые шаги в геометрии».

3

1

2

 

Фестиваль «Полет фантазии».

5

1

4

 

Всего

68

15

53

6. Календарно- тематическое планирование.

п/п.

Тема занятия.

Кол. часов

Тип занятия. Вид деятельности.

1

Вводное занятие. Кружок «Математический калейдоскоп»

Многообразие форм и методов представления математических задач.

1

Разработка правил и обязанностей членов кружка. Инструктаж.

2

Сеть Интернет.

1

Лекция.

Изучение видов информации сети Интернет и их поиск.

3

Текстовый редактор Microsoft Office Word.

1

Лекция.

Как напечатать и сохранить текс. Шрифт и размер букв, выравнивание и начертания текста. Значение кнопок клавиатуры. Создание таблиц. Вставка рисунков, формул, фотографий.

4

Набор и форматирование текста в Microsoft Office Word.

1

Работа в компьютерном классе. Практическая работа.

Набор текста в Microsoft Office Word.

5

Создание таблиц в Microsoft Office Word.

1

Работа в компьютерном классе. Практическая работа.

Создание таблиц в Microsoft Office Word.

6

Вставка рисунков, формул, фотографий в Microsoft Office Word.

1

Работа в компьютерном классе. Практическая работа.

Вставка рисунков, формул, фотографий в документ Microsoft Office Word.

7

Виды творческих работ: сообщение, статья.

1

Лекция.

Знакомство с особенностями, структурой, подбором материала, правилами выполнения и оформления.

8-10

Оформление творческой работы «Занимательная задачка» в текстовом редакторе Microsoft Office Word.

3

Работа в компьютерном классе.

Самостоятельная работа

«Занимательная задачка»

Придумать математическую задачу по пройденным темам учебника математики.

11

Этика выступления.

1

Мастер -класс.

Общие правила представления творческих работ.

Рецензирование.

12-13

Презентация учащимися своих творческих работ.

2

Круглый стол.

Обсуждение. Исправление недостатков.

14

Навыки создание альманахов, сборников творческих работ.

1

Мастер -класс.

Подбор материала, компоновка публикаций, рецензирование работ.

15-16

Создание альманаха основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 1.

2

Работа в компьютерном классе.

Обсуждение содержания. Оформление титульного листа, компоновка творческих работ в альманахе, редактирование. Распечатка альманаха, размещение его на информационном стенде школы и на сайте гимназии.

17

Microsoft Office PowerPoint.

1

Лекция.

Структура презентации, дизайн, принципы размещения материала на слайде. Создание и работа с презентацией (шаблоны, сохранение презентации, добавление слайдов, ввод текста и его редактирование, режимы просмотра презентации, вставка слайдов из других презентаций). Вставка фигур, рисунков.

18-19

Работа с готовым шаблоном Microsoft Office PowerPoint.

2

Работа в компьютерном классе.

Практическая работа.

Шаблон Microsoft Office PowerPoint. Ввод текста, вставка фигур, рисунков, слайдов из других презентаций.

20

Работа в Microsoft Office PowerPoint.

1

Лекция.

Вставка таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами. Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации.

21-22

Таблицы и диаграммы в Microsoft Office PowerPoint

2

Работа в компьютерном классе.

Практическая работа.

Вставка таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами.

23-24

Настройка анимации в Microsoft Office PowerPoint

2

Работа в компьютерном классе.

Практическая работа.

Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации.

25

Создание реферата.

1

Мастер-класс

Знакомство со структурой реферата, подбором материала, правилами выполнения и оформления.

26-27

Творческое задание «Первые шаги в геометрии».

2

Работа в компьютерном классе.

Самостоятельная работа

Составление плана работы. Подбор информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой.

28-31

Выполнение творческого задания «Первые шаги в геометрии».

4

Работа в компьютерном классе.

Практическая работа.

Создание презентации с использованием графических объектов, картинок, диаграмм.

32

Этика выступления.

1

Мастер -класс.

Основные правила показа презентации. Уроки актерского мастерства.

33

Подготовка конференций.

1

Круглый стол

Особенности проведения конференций. Составление плана конференции. Отбор материала для показа.

34-35

«Первые шаги в геометрии». Проведение конференции с приглашением одноклассников, педагогов.

2

Конференция.

Выступления учащихся.

36

Microsoft Office Publisher.

1

Лекция.

Создание и сохранение публикации. Работа с шаблонами программы. Работа с текстом.

37-38

Работа с шаблонами Microsoft Office Publisher. программы. Работа с текстом.

2

Работа в компьютерном классе.

Практическая работа.

Работа с готовыми шаблонами. Создание объявления. Создание календаря. Создание визитной карточки.

39-40

Microsoft Office Publisher

Вставка картинок, фотографий, группировка объектов.

2

Работа в компьютерном классе.

Практическая работа.

Работа с готовыми шаблонами. Вставка картинок, фотографий, группировка объектов.

41-42

Создание своего шаблона «Приглашение на праздник».

2

Работа в компьютерном классе.

Самостоятельная работа.

Создание афиши «Приглашение на праздник».

43-44

Творческое задание «Занимательная математика».

2

Работа в компьютерном классе

Самостоятельная работа Составление плана работы. Подбор информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой.

45-48

Создание публикации «Занимательная математика».

4

Работа в компьютерном классе.

Практическая работа.

Создание публикаций по темам «Это интересно», «Факты и фактики о математике и математиках», «Занимательная математика».

49-50

Подготовка материала для альманаха «Математический калейдоскоп». Выпуск 2.

2

Работа в группах.

Презентация своих работ. Обсуждение. Отбор работ для публикации.

51-52

Альманаха «Математический калейдоскоп». Выпуск 2.

2

Верстка альманаха, редактирование, распечатка.

53

Что такое Проектная работа.

1

Мастер-класс.

Знакомство со структурой, подбором материала, правилами выполнения и оформления.

54-55

Сбор информации по теме своей проектной работы.

2

Работа в компьютерном классе.

Самостоятельная работа. Составление плана работы. Подбор информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой.

56-58

Выполнение проектной работы.

3

Работа в компьютерном классе

Самостоятельная работа. Оформление работы в Microsoft Office Word.

Подготовка презентации к работе в Microsoft Office Power Point.

59-60

Представление своей проектной работы.

2

Работа в группах.

Представление работ. Обсуждение. Рецензирование.

61-62

Подготовка проектной работы к защите.

2

Работа в компьютерном классе.

Самостоятельная работа. Корректировка и исправление работ.

63

«Копилка находок».

1

Круглый стол.

Подготовка рекомендаций

«Интересные находки при оформлении творческих работ».

64

Подготовка к фестивалю «Полет фантазии».

1

Круглый стол.

Обсуждение плана проведения. Составление программы. Отбор работ для выступления.

65-66

Подготовка к мастер-классам.

2

Работа в группах.

Подготовка к мастер-классу «Работа в текстовом редакторе Microsoft Office Word». Подготовка рекомендаций.

Подготовка к мастер-классу «Работа в программе Microsoft Office PowerPoint». Подготовка рекомендаций.

Подготовка к мастер-классу «Возможности создания различных публикаций в программе Microsoft Office Publisher».

67-68

Фестиваль «Полет фантазии».

Для родителей и учащихся гимназии.

2

Фестиваль.

Проведение мастер-классов.

Выступления учащихся.

7. Планируемый результат.

Результаты первого уровня (приобретение школьникам социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации, о логике и правилах выполнения творческих заданий, о способах самостоятельного поиска, о правилах конструктивной групповой работы, о правилах проведения презентаций, конференций.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений учащегося к родному Отечеству, культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью, внутреннему миру (достигаются через совместное обсуждение и рецензирование работ, работы в группах).

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) учащийся приобретает опыт исследовательской деятельности: опыт публичного выступления; опыт самостоятельной организации конференций; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

8.Необходимое оборудование и материалы для занятий.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Компьютерный класс для практических занятий.

Список литературы

Нормативные документы, регулирующие внеурочную сферу школы:

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2012 года (проект).

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 13-51-28/13).

О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002г. № 13-51-28/13)

Григорьев Д.Н. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В., Смирнов и др. ]; под ред. В.А. Горского– 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты второго поколения». – М.: «Просвещение». – 2009.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО») М., Просвещение, 2010 г.

Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. –Волгоград: Учитель, 2010.

Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010.

Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации