Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности школьного кружка «Математический калейдоскоп» (6–7 классы)
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
школьного кружка
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
для учащихся 6 -7 классов
2016 - 2017 учебный год.
Ф.И.О.
Владимирова Регина Валерьевна,
учитель математики
МБОУ «Гимназия № 94»
Московского района г.Казани
Казань 2016 г.
Пояснительная записка.
С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности их использования для развития внеурочной познавательной деятельности школьников.
С появлением персональных компьютеров на наших учащихся обрушился шквал информации, которую они используют для выполнения творческих работ (доклады, сообщения, презентации, рефераты, проектные работы). Данные работы зачастую выполнены небрежно, как с содержательной точки зрения, так и с точки зрения оформления.
Данный курс предполагает повысить уровень теоретической и практической подготовки учащихся при работе с персональным компьютером, при планировании и выполнении проектных работ по математике, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения.
2. Цели и задачи курса.
Цель: Создание условий для самоопределения, самовыражения и самореализации учащихся, через вовлечение в творческую деятельность создания работ с использованием ИКТ.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
Образовательные:
Сформировать навыки работы в текстовом редакторе Microsoft Office Word, программе создания презентаций Microsoft Office PowerPoint, программе создания публикаций Microsoft Office Publisher.
Сформировать навыки работы с информацией.
Знакомство с видами творческих работ: сообщение, статья, реферат, проект и т.д. Умение применять полученные знания при создании творческих работ.
Развивающие:
Память, аргументированную речь, любознательность, познавательный интерес.
Творческую самостоятельность мышления, коммуникативные навыки общения. Умения слушать и слышать.
Способствовать освоению приемов использования новых информационных технологий в творческих работах.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность, дисциплину, настойчивость в достижении цели.
Самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, чувство взаимопомощи, культуры общения, внимание, самоконтроль.
Воспитывать культуру устной и письменной математической речи.
Прививать интерес к истории математики.
3.Особенности построения курса.
Курс представляет собой вариант организации внеурочной деятельности младших подростков (6—7 классы). Предусмотренные данным курсом занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
Курс предусматривает проведение как регулярных еженедельных занятий (2ч в неделю), так и возможность организовать занятие крупными блоками (презентация, конференции, фестивали).
Курс рассчитана на 1 год обучения (68 часов).
Еженедельная нагрузка – 2 часа.
Для сообщения основных знаний применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания творческих работ учащихся, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения подготовить материал, до умения представить его в любом формате и получить конечный продукт социального значения.
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, привития этики выступления и представления своей работы.
4. Содержание курса
|
|
|
Введение. Кружок «Математический калейдоскоп». Многообразие форм и методов представления математических задач. Изучение видов информации сети Интернет и их поиск. |
|
Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word. Как напечатать и сохранить текст. Шрифт и размер букв, выравнивание и начертания текста. Значение кнопок клавиатуры. Создание таблиц. Вставка рисунков, формул, фотографий. Выполнение творческих работ в этом текстовом редакторе. |
|
Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint. Структура презентации, дизайн, принципы размещения материала на слайде. Создание и работа с презентацией (шаблоны, сохранение презентации, добавление слайдов, ввод текста и его редактирование, режимы просмотра презентации, вставка слайдов из других презентаций). Вставка фигур, рисунков, таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами. Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации. Выполнение творческих работ в этой программе. |
|
Знакомство с программой Microsoft Office Publisher. Создание и сохранение публикации. Работа с шаблонами программы. Работа с текстом, форматирование, вставка картинок, фотографий, группировка объектов. Печать публикации. Выполнение творческих работ в этой программе. |
|
Изучение разных видов творческих работ: сообщение, статья, реферат, проект и т.д. Знакомство с их особенностями, структурой, подбором материала, правилами выполнения и оформления. |
|
Навыки создания альманахов творческих работ. Подбор материала, компоновка публикаций, рецензирование работ своих товарищей. |
|
Формирование умений представления своих творческих работ. Этика выступления. Особенности публичного выступления. Уроки актерского мастерства. |
|
Создание альманахов на основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 1,2. |
|
Проведение конференции «Первые шаги в геометрии». |
|
Проведение Фестиваля «Полет фантазии». Для родителей и учащихся гимназии. |
5.Учебно-тематическое планирование.
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
|
Введение. Кружок «Математический калейдоскоп». |
2 |
2 |
- |
|
Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word. |
4 |
1 |
3 |
|
Выполнение творческих работ в Microsoft Office Word. |
5 |
- |
5 |
|
Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint. |
8 |
2 |
6 |
|
Выполнение творческих работ в Microsoft Office PowerPoint. |
5 |
- |
5 |
|
Знакомство с программой Microsoft Office Publisher. |
7 |
1 |
6 |
|
Выполение творческих работ в Microsoft Office Publisher. |
6 |
6 |
|
|
Изучение и создание разных видов творческих работ. (Сообщение, статья, реферат, проект и т.д.) |
11 |
3 |
8 |
|
Формирование умений представления своих творческих работ. Этика выступления. |
4 |
2 |
2 |
|
Создание альманаха «Математический калейдоскоп». Выпуск 1, 2. |
8 |
2 |
6 |
|
Конференция «Первые шаги в геометрии». |
3 |
1 |
2 |
|
Фестиваль «Полет фантазии». |
5 |
1 |
4 |
|
Всего |
68 |
15 |
53 |
6. Календарно- тематическое планирование.
№ п/п. |
Тема занятия. |
Кол. часов |
Тип занятия. Вид деятельности. |
1 |
Вводное занятие. Кружок «Математический калейдоскоп» Многообразие форм и методов представления математических задач. |
1 |
Разработка правил и обязанностей членов кружка. Инструктаж. |
2 |
Сеть Интернет. |
1 |
Лекция. Изучение видов информации сети Интернет и их поиск. |
3 |
Текстовый редактор Microsoft Office Word. |
1 |
Лекция. Как напечатать и сохранить текс. Шрифт и размер букв, выравнивание и начертания текста. Значение кнопок клавиатуры. Создание таблиц. Вставка рисунков, формул, фотографий. |
4 |
Набор и форматирование текста в Microsoft Office Word. |
1 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Набор текста в Microsoft Office Word. |
5 |
Создание таблиц в Microsoft Office Word. |
1 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Создание таблиц в Microsoft Office Word. |
6 |
Вставка рисунков, формул, фотографий в Microsoft Office Word. |
1 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Вставка рисунков, формул, фотографий в документ Microsoft Office Word. |
7 |
Виды творческих работ: сообщение, статья. |
1 |
Лекция. Знакомство с особенностями, структурой, подбором материала, правилами выполнения и оформления. |
8-10 |
Оформление творческой работы «Занимательная задачка» в текстовом редакторе Microsoft Office Word. |
3 |
Работа в компьютерном классе. Самостоятельная работа «Занимательная задачка» Придумать математическую задачу по пройденным темам учебника математики. |
11 |
Этика выступления. |
1 |
Мастер -класс. Общие правила представления творческих работ. Рецензирование. |
12-13 |
Презентация учащимися своих творческих работ. |
2 |
Круглый стол. Обсуждение. Исправление недостатков. |
14 |
Навыки создание альманахов, сборников творческих работ. |
1 |
Мастер -класс. Подбор материала, компоновка публикаций, рецензирование работ. |
15-16 |
Создание альманаха основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 1. |
2 |
Работа в компьютерном классе. Обсуждение содержания. Оформление титульного листа, компоновка творческих работ в альманахе, редактирование. Распечатка альманаха, размещение его на информационном стенде школы и на сайте гимназии. |
17 |
Microsoft Office PowerPoint. |
1 |
Лекция. Структура презентации, дизайн, принципы размещения материала на слайде. Создание и работа с презентацией (шаблоны, сохранение презентации, добавление слайдов, ввод текста и его редактирование, режимы просмотра презентации, вставка слайдов из других презентаций). Вставка фигур, рисунков. |
18-19 |
Работа с готовым шаблоном Microsoft Office PowerPoint. |
2 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Шаблон Microsoft Office PowerPoint. Ввод текста, вставка фигур, рисунков, слайдов из других презентаций. |
20 |
Работа в Microsoft Office PowerPoint. |
1 |
Лекция. Вставка таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами. Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации. |
21-22 |
Таблицы и диаграммы в Microsoft Office PowerPoint |
2 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Вставка таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами. |
23-24 |
Настройка анимации в Microsoft Office PowerPoint |
2 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации. |
25 |
Создание реферата. |
1 |
Мастер-класс Знакомство со структурой реферата, подбором материала, правилами выполнения и оформления. |
26-27 |
Творческое задание «Первые шаги в геометрии». |
2 |
Работа в компьютерном классе. Самостоятельная работа Составление плана работы. Подбор информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой. |
28-31 |
Выполнение творческого задания «Первые шаги в геометрии». |
4 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Создание презентации с использованием графических объектов, картинок, диаграмм. |
32 |
Этика выступления. |
1 |
Мастер -класс. Основные правила показа презентации. Уроки актерского мастерства. |
33 |
Подготовка конференций. |
1 |
Круглый стол Особенности проведения конференций. Составление плана конференции. Отбор материала для показа. |
34-35 |
«Первые шаги в геометрии». Проведение конференции с приглашением одноклассников, педагогов. |
2 |
Конференция. Выступления учащихся. |
36 |
Microsoft Office Publisher. |
1 |
Лекция. Создание и сохранение публикации. Работа с шаблонами программы. Работа с текстом. |
37-38 |
Работа с шаблонами Microsoft Office Publisher. программы. Работа с текстом. |
2 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Работа с готовыми шаблонами. Создание объявления. Создание календаря. Создание визитной карточки. |
39-40 |
Microsoft Office Publisher Вставка картинок, фотографий, группировка объектов. |
2 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Работа с готовыми шаблонами. Вставка картинок, фотографий, группировка объектов. |
41-42 |
Создание своего шаблона «Приглашение на праздник». |
2 |
Работа в компьютерном классе. Самостоятельная работа. Создание афиши «Приглашение на праздник». |
43-44 |
Творческое задание «Занимательная математика». |
2 |
Работа в компьютерном классе Самостоятельная работа Составление плана работы. Подбор информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой. |
45-48 |
Создание публикации «Занимательная математика». |
4 |
Работа в компьютерном классе. Практическая работа. Создание публикаций по темам «Это интересно», «Факты и фактики о математике и математиках», «Занимательная математика». |
49-50 |
Подготовка материала для альманаха «Математический калейдоскоп». Выпуск 2. |
2 |
Работа в группах. Презентация своих работ. Обсуждение. Отбор работ для публикации. |
51-52 |
Альманаха «Математический калейдоскоп». Выпуск 2. |
2 |
Верстка альманаха, редактирование, распечатка. |
53 |
Что такое Проектная работа. |
1 |
Мастер-класс. Знакомство со структурой, подбором материала, правилами выполнения и оформления. |
54-55 |
Сбор информации по теме своей проектной работы. |
2 |
Работа в компьютерном классе. Самостоятельная работа. Составление плана работы. Подбор информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой. |
56-58 |
Выполнение проектной работы. |
3 |
Работа в компьютерном классе Самостоятельная работа. Оформление работы в Microsoft Office Word. Подготовка презентации к работе в Microsoft Office Power Point. |
59-60 |
Представление своей проектной работы. |
2 |
Работа в группах. Представление работ. Обсуждение. Рецензирование. |
61-62 |
Подготовка проектной работы к защите. |
2 |
Работа в компьютерном классе. Самостоятельная работа. Корректировка и исправление работ. |
63 |
«Копилка находок». |
1 |
Круглый стол. Подготовка рекомендаций «Интересные находки при оформлении творческих работ». |
64 |
Подготовка к фестивалю «Полет фантазии». |
1 |
Круглый стол. Обсуждение плана проведения. Составление программы. Отбор работ для выступления. |
65-66 |
Подготовка к мастер-классам. |
2 |
Работа в группах. Подготовка к мастер-классу «Работа в текстовом редакторе Microsoft Office Word». Подготовка рекомендаций. Подготовка к мастер-классу «Работа в программе Microsoft Office PowerPoint». Подготовка рекомендаций. Подготовка к мастер-классу «Возможности создания различных публикаций в программе Microsoft Office Publisher». |
67-68 |
Фестиваль «Полет фантазии». Для родителей и учащихся гимназии. |
2 |
Фестиваль. Проведение мастер-классов. Выступления учащихся. |
7. Планируемый результат.
Результаты первого уровня (приобретение школьникам социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации, о логике и правилах выполнения творческих заданий, о способах самостоятельного поиска, о правилах конструктивной групповой работы, о правилах проведения презентаций, конференций.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений учащегося к родному Отечеству, культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью, внутреннему миру (достигаются через совместное обсуждение и рецензирование работ, работы в группах).
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) учащийся приобретает опыт исследовательской деятельности: опыт публичного выступления; опыт самостоятельной организации конференций; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
8.Необходимое оборудование и материалы для занятий.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Компьютерный класс для практических занятий.
Список литературы
Нормативные документы, регулирующие внеурочную сферу школы:
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2012 года (проект).
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 13-51-28/13).
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002г. № 13-51-28/13)
Григорьев Д.Н. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В., Смирнов и др. ]; под ред. В.А. Горского– 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты второго поколения». – М.: «Просвещение». – 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО») М., Просвещение, 2010 г.
Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. –Волгоград: Учитель, 2010.
Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010.
Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009.