Календарно-тематическое планирование кружка внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг»
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
«Волшебный квиллинг» (третий год обучения)
1. Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный квиллинг» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Рабочая программа кружка «Волшебный квиллинг» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Для гармоничного развития и воспитания ребенка важно уделять внимание его творческому развитию. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в школе, вместе с детьми и педагогами. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы школьного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.
Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
Одной из главных задач обучения и воспитания на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
На сегодняшний день существует много различных техник и материалов для творчества. Одним из видов детского творчества является квиллинг. Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Творчество - не исключение. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажного творчества.
Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения. Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Все, что нужно для создания невероятных шедевров – это цветная бумага, а также немного творческого потенциала и терпения.
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.
Выбор техники бумагокручения не случаен. Именно работая с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развития, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Актуальной эта программа является ещё и потому, что бумага (цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат) изготовлена из экологически чистых материалов, не содержит вредных примесей и безопасно для ребенка и доступна всем слоям общества. Бумагокручение успокаивает и даже рекомендуется людям с некоторыми психическими и физическими проблемами.
Программа «Волшебный квиллинг» предполагает освоение детьми искусством изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий.
Курс предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей, творческого потенциала каждого ребёнка в процессе овладения приёмами техники квиллинга и его реализация.
Программа предусматривает реализацию цели путём решения следующих задач:
Обучающие:
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
Обучать учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и обогащать словарь специальными терминами (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, бумажное кружево).
Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок.
Развивающие:
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
Развивать интерес к предмету.
Развивать у учащихся навыки и умения работать с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие.
Способствовать развитию умения слушать.
Расширять коммуникативные способности, учить аккуратности, активности.
Формировать культуру труда, умение работать в коллективе.
УУД учащихся:
Личностные:
Учащиеся осваивают первоначальные умения проявлять особый интерес к новому предмету;
стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими.
Регулятивные:
ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
планируют и определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составляют план и последовательность действий;
прогнозируют результат;
осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
корректируют и вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Оценивают результат;
мобилизуют силы и энергию, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Общеучебные:
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделируют и преобразовывают объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
составляют целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;
видят указанную ошибку и исправляют её по указанию взрослого;
контролируют свою деятельность по результату;
адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.
В основе обучения лежат принципы: от простого к сложному, научность, наглядность, доступность и гуманизм. В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение.
Возраст обучающихся и сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу. Возраст детей от 7 до 11 лет.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу года обучения учащиеся получат возможность узнать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение различных видов бумаги;
способы и приемы обработки бумаги.
основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга.
К концу года обучения учащиеся получат возможность научиться:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в изученной технике;
контролировать правильность выполнения работы.
уметь работать в коллективе.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы и режим занятий.
В процессе занятий используются различные формы организации занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).
Формы подведения итогов достаточно разнообразны:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе.
Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
цветную бумагу,
гофрированный картон;
картон белый и цветной,
клей (наилучшим является клей ПВА),
зубочистка
Инструменты:
ножницы,
карандаши простые,
линейка,
кисточки для клея,
салфетки,
клеенка.
Календарно- тематический план
по внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг»
на 2017 - 2018 учебный год.
Календарно – тематическое планирование |
||||
№ |
Тема занятия |
Дата проведения занятия |
||
Планируемая |
фактическая |
|||
1 четверть ( 9 нед.) |
||||
1 |
Вводное занятие. Планы на новый учебный год. Повторение элементов. ТБ. |
05.09 |
||
2 |
Скручивание элементов для композиции «Дары леса». Изготовление листьев разных по форме. |
12.09 |
||
3, 4 |
Скручивание элементов для композиции «Дары леса». Изготовление ягод, грибов. |
19.09 26.09 |
||
5 |
Сборка композиции «Дары леса». |
03.10 |
||
6, 7 |
Элемент «капля», «ромб». Скручивание элементов для изготовления корзинки. |
10.10 17.10 |
||
8 |
Изготовление основы для корзинки. Оклеивание корзинки готовыми элементами. |
24.10 |
||
9 |
Изготовление цветов и листьев для украшения корзиночки. Завершение работы. |
31.10 |
||
2 четверть (7 нед.) |
||||
10 |
«Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовления снежинок |
14.11 |
||
11 |
«Морозное кружево». Изготовление снежинок. |
21.11 |
||
12 |
Выполнение элементов для изготовления новогодней открытки. Элемент капля в два цвета. |
28.11 |
||
13 |
Выполнение элементов для изготовления новогодней открытки. Элемент капля в два цвета. |
05.12 |
||
14 |
Новогодняя открытка в технике квиллинг. |
12.12 |
||
15 |
Выполнение элементов для елки. |
19.12 |
||
16 |
Сборка изделия «Новогодняя елка» Изготовление игрушек для украшения елки. Завершение работы. |
26.12 |
||
3 четверть (10 нед.) |
||||
16, 17 |
Работа с гофрокартоном. Особенность работы. Скручивание роллов. Изготовление бабочек. |
16.01 23.01 |
||
18 |
Выполнение цветов из гофрокартона. |
30.01 |
||
19 |
Составление композиции «Цветы и бабочки» |
06.02 |
||
20, 21 |
Изготовление цветов сложной формы для композиции « Весенний букет» |
13.02 20.02 |
||
22 |
Техника изготовления нарциссов. |
27.02 |
||
23 |
Изготовление открытки к 8 Марта. |
06.03 |
||
24 |
Изготовление листьев, мелких цветов для составления композиции. |
13.03 |
||
25 |
Сборка изделия «Букет цветов» (Композиция в рамке). |
20.03 |
||
4 четверть (8,5 нед.) |
||||
26 27 |
Изготовление игрушек из гофрокартона. «Веселые зайчата». |
03.04 10.04 |
||
28 29 |
Изготовление игрушек из гофрокартона. «Птичий двор». |
17.04 24.04 |
||
30 31 |
Выполнение рыбок разной формы и цвета из гофрокартона. |
01.05 08.05 |
||
32 33 |
Изготовление водорослей из гофрокартона. |
15.05 22.05 |
||
34 |
Сборка композиции «Подводный мир». Выставка работ. |
29.05 |
Итого |
часов |
В том числе: |
|||
уроков повторения |
контрольных работ |
практических (лабораторных) работ |
уроков развития речи |
||
по программе |
|||||
Выполнено |
По предмету ____________________________
Занятия, которые требуют коррекции |
Занятия, содержащие коррекцию |
Утверждено курирующим зам. директора |
||||||
Дата, класс |
№ занятия по КТП |
Тема занятия |
Причина коррекции |
Дата |
Форма коррекции |
|||
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
Сидорова Зоя Григорьевна