Календарно-тематический план внеурочной деятельности по технологии (сельскохозяйственный труд) для обучающихся 7 классов
Календарно-тематический план внеурочной деятельности
по технологии (сельскохозяйственный труд) для обучающихся 7 классов
Составитель: учитель МКОУ СОШ №8 с. Манычское
высшей квалификационной категории
Ляхова Наталья Владимировна
Тематический план по технологии (сельскохозяйственный труд) для обучающихся 7 классов разработан на основе программы по трудовому обучению для сельских школ под руководством В.Д.Симоненко 2014 г. в соответствии с учебным планом ОУ.
Рассчитаны занятия на 0,5 часа в неделю, 18 часов в год, 9 часов в осенний период и 9 часов в весенний период, что дает возможность овладеть практическими навыками на учебно-опытном участке школы. Включены разделы по животноводству и сельскохозяйственной технике.
Для реализации программного содержания используется учебник по трудовому обучению (сельскохозяйственные работы) для 5-7 классов /З. А. Клепинина, В. С. Капралова, Д. И. Трайтак и др.; Под редакцией Д. И. Трайтака. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Данная внеурочная деятельность рассчитана на использование в школах, где имеются земельные площади или пришкольные участки для организации практической деятельности учащихся по сельскохозяйственному труду.
Внеурочная деятельность трудового обучения (сельскохозяйственный труд в 7 классах) разработана в соответствии с основными положениями модернизации общеобразовательной школы по технологии.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду в 7 классах обучающиеся должны получить общетрудовую подготовку работы на земле, способствующую их гражданскому становлению, нравственному и интеллектуальному воспитанию, физическому развитию.
Дата |
№ урока |
Содержание урока |
Цель |
Оборудование |
Теоретические сведения |
Межпредмет. связи |
Практические работы |
Региональный компонент |
Метод. обучения |
Д/З |
1 |
Правила уборки и хранения урожая |
Дать понятие о правилах уборки и хранения урожая. Формирование умения уборки и хранения урожая овощных и цветочно-декоративных культур. Безопасность труда при уборке урожая. Формирование умения по подведению итогов опытнической работы. |
Ножи, ножницы или секаторы, лопаты, садовые грабли, весы с разновесками, рулетка, коробки, корзины и др. Этикетки для отобранных на выставку экспонатов, Таблицы «с/х |
Календарные сроки уборки урожая. Признаки готовности качанов, клубней, корнеплодов, плодов и семян к уборке. Сортовые признаки выращиваемых растений. Качество урожая, механизированные способы его уборки в базовом хозяйстве. Правила хранения. Оформление ведомостей учета урожая овощных культур. |
Уборка и учет урожая. Подведение итогов опытов (Трудовое обучение 5-7 кл.) Образование и отложение в запас питательных веществ у растений. (Биология 6 кл.0 |
1Сбор семян. Уборка и учет урожая. Подготовка и закладка его на хранение. Отбор экспонатов для выставки. Подведение итогов опытов и наблюдений. Оформление дневников и наглядных пособий. |
Виды уборки с/х культур на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж Т.Б. |
Стр.114-117 |
|
2 |
Главнейшие полевые, плодово-ягодные культуры и декоративные растения, уход за ними. |
Дать понятие о главнейших полевых, плодово-ягодных культурах и декоративных растениях и формирование ухода за ними. |
Таблицы «с/х труд» |
Роль полеводства, плодоводства в обеспечение государства пищевой продукцией (продуктами питания и промышленность сырьем). Характеристика ведущих профессий полеводства и плодоводства и главнейших культур данных отраслей с/х производства. |
(Природоведение IV-Vкл) |
----------------------- |
Виды полевых , плодово-ягодных культурах и декоративных растениях на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж Т.Б. |
Стр. 117-125, 128-129 |
|
3 |
Особенности выращивания озимых и яровых культур, посадочного материала плодово-ягодных культур, декоративных растений. |
Сформировать знания о особенностях выращивания озимых и яровых культур, посадочного материала плодово-ягодных культур, декоративных растений. |
Таблицы «с/х труд» |
Календарные сроки посадки, ухода, уборки и учета с/х культур. Условия необходимые для выращивания культурных растений. |
Условия необходимые для выращивания растений. (Природоведение IV-Vкл) |
----------------- |
Отличаются ли способы выращивания культурных растений Ставропольского края от др. с/х районов страны. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и образцов, инструктаж пр. работе. |
Стр. 125-127 |
|
4 |
Правила посева озимых культур. |
Продолжить формирование умений по проведению посевных работ ( на примере озимых культур) и овладению методикой полевого опыта. |
Семена , минеральные и органические удобрения, шпагат , лопаты, грабли , секатор,. шнуры с колышками, маркеры малогабаритные, сеялки , посадочная доска. Таблицы «с/х труд» |
Сроки ,способы, нормы посева озимых культур. Подготовка почвы, виды, нормы и способы внесения удобрений под озимые культуры. |
Важнейшие однодольные и двудольные культурные растения . Сем. Злаковых. (Биология 7 кл.). |
2 Обработка почвы и посев озисмых культур. |
Посев озимых культур на территории Ставрополья. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр. 125-127 |
|
5 |
Подготовка сада к зиме. |
Начать формирование умений по осенним работам в саду. |
Минеральные и органические удобрения, шпагаты, лопаты, грабли, секаторы, шнуры с колышками, посадочная доска, посадочный кол, этикетки для саженцев с названием сортов, рукавицы, коллекции насекомых вредителей. |
Сроки, сорта, способы осенней посадки плодово-ягодных и цветочно-декоративных деревьев. Подготовка почвы, виды, нормы и способы внесения удобрений под плодово-ягодные культуры |
Семейство розоцветных. (Биология 7 кл.). |
3. Подготовка посадочных ям. Посадка плодово-ягодных и цветочно-декоративных растений. |
Озеленение населенных пунктов и помещений. (Биология 7 кл.). Как происходит озеленение населенных пунктов и помещений на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр. 136-138 |
|
6 |
Подготовка сада к зиме. |
Продолжить формирование умений по осенним работам в саду. |
Минеральные и органические удобрения, шпагаты, лопаты, грабли, секаторы, шнуры с колышками, посадочная доска, посадочный кол, этикетки для саженцев с названием сортов, рукавицы, коллекции насекомых вредителей. |
Уход за штамбами, внесение удобрений, перекопка приствольных кругов, защита от вредителей. |
Формирование кроны. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. (Биология 7 кл.). |
4 Осенние работы в саду. |
Каких вы знаете насекомых вредителей на Ставрополье? |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр. 136-138 |
|
7 |
Подготовка ягодника к зиме. |
Начать формирование умений по подготовке ягодника к зиме |
Пилка-ножовка, секаторы. Рядно (носилки)-для выноса мусора , руковицы, шпагат. |
Ежегодная осенняя обрезка ягодных кустарников. Правила заготовки черенков. Защита от вредителей и грызунов. |
Семейство розоцветных. (Биология 7 кл.). |
5 Осенние работы в ягоднике. |
Разнообразие плодово-ягодных культур на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр 138-140 |
|
8 |
Подготовка ягодника к зиме. |
Продолжить формирование умений по подготовке ягодника к зиме |
Мин. и органические удобрения, лопаты, грабли, тара для воды. |
Подготовка почвы, нормы и способы внесения удобрений под плодово-ягодные культуры, полив на участке ягодных кустарников. |
Семейство розоцветных. (Биология 7 кл.). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. (Биология 7 кл.). |
6.Осенние работы в ягоднике. |
Разнообразие плодово-ягодных культур на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр 138-140 |
|
9 |
Ведущие профессии полеводства и плодоводства. |
Познакомить учащихся с ведущими профессиями полеводства и плодоводства. |
Таблицы «с/х труд» |
Характеристика ведущих профессий полеводства и плодоводства: агроном, агрохимик, механизатор, свекловод, мастер-плодовод и др. Их роль в развитии с/х. |
Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений. (Биология 7 кл.). |
------------ |
В каких учебных учреждениях обучают профессиям полеводства и плодоводства? |
Рассказ, беседа, с использованием наглядных пособий, средств массовой информации |
Конспект |
|
10 |
Машины для внесения удобрения. Общее устройство и принципы работы разбрасывателей удобрений и туковысевающего аппарата. |
Дать представление о машинах для внесения удобрения. |
Таблицы «с/х труд» |
В зависимости от способов и сроков внесения удобрений различают машины для допосевного, припосевного и послепосевного внесения удобрений. |
(Трудовое обучение 5-7 кл.) Агрономия 8 кл. |
7.Ознакомление с общим устройством и технологическими регулировками разбрасывателя органических и минеральных удобрений. |
Машины для внесения удобрения на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.110-113 |
|
11 |
Способы посева культур и применения для этих целей сеялки. Общее устройство и принцип работы зерновой рядовой сеялки. |
Дать представление о способах посева культур и общем устройстве и принципе работы зерновой рядовой сеялки. |
Зернотуковая сеялка (модель) и детали в натуре, инструкционные таблицы. |
Семена многих культур высевают сплошным рядовым способом, а некоторые широкорядным и узкорядным. Сеялки бывают универсальные и специальные. |
Агрономия 8 кл. |
8. .Ознакомление с общим устройством и технологическими регулировками зерновой рядовой сеялки. Частичная разборка и сборка сошника рядовой сеялки. |
Сельскохозяйственная техника Ставропольского края. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.182-184 |
|
12 |
Уход за полевыми культурами |
Дать представление о особенностях ухода за посевами . |
Ручные рыхлители, грабли, ведра с удобрениями, лопаты, колышки, шнуры |
Уход за растениями зависит от культуры, почвы и погодных условий. |
(Природоведение IV-Vкл), география 6-9кл. |
9. Предпосевная обработка почвы с внесением удобрений под полевые культуры. |
Климат на Ставрополье |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.143 |
|
13 |
Посев и посадка полевых культур |
Дать представление о весенней подготовке семян и посадочного материала к посеву и посадке, с правилами Т.Б. на УОУ |
Мотыга-бороздник, грабли ,маркеры, посадочный материал и посевной |
Весной нужно вовремя посеять или посадить растения.для каждой культуры определены определенные сроки и посадки. В зависимости от погоды в текущем году эти сроки могут быть сдвинуты. |
(Природоведение IV-Vкл) |
10. Посев и посадка полевых культур. |
Районированные культуры на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.146 |
|
14 |
Особенности весеннего ухода за ягодными кустарниками, молодым и плодоносящим садом, дендрарием. |
Дать представление о особенности весеннего ухода за ягодными кустарниками, молодым и плодоносящим садом, дендрарием. |
Лопаты, грабли , мотыга, маркеры, посадочный материал и т.д. |
Весной , до обработки почвы, для лучшего роста и плодонашения вносят азотные удобрения, затем рыхлят или перекапывают, а после мульчируют. |
Агрономия 8 кл. (Природоведение IV-Vкл) |
11.Уход за садом и растениями дендрария: обрезка молодых плодовых деревьев, ягодников. Очистка штамбов и оснований скелетных сучьев от отмершей коры, побелка штамбов известью, обработка приствольных кругов, перекопка в междурядьях. |
Плодоводство на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.159-163 |
|
15 |
Вредители и болезни полевых и плодово-ягодных культур. Защита растений от вредителей. Устройство и работа опрыскивателя. |
Познакомить учащихся с вредителями и болезнями полевых и плодово-ягодных культур, защитой растений от вредителей, устройством и работой опрыскивателя. |
Скребки, щетки, полиэтиленовая пленка, мешковина, ведра, секаторы, шпагат, клей, лопаты. |
Многочисленные вредители приносят большой ущерб урожаям. Правильный и своевременный уход за растениями повышает устойчивость растений к болезням и вредителям |
Агрономия 8 кл. (Природоведение IV-Vкл) |
12. Защита полевых и плодово-ягодных культур от вредителей и болезней. |
Плодоводство на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.163 |
|
16 |
Отрасли животноводства и направление продуктивности животных базового хозяйства. Факторы, влияющие на продуктивность с/х животных (уход, содержание, кормление, поение и др.) |
Познакомить учащихся с основными видами породами с/х животных |
Таблицы «с/х труд» |
Животноводство- отрасль с/х, задача которой обеспечить людей продуктами питания, а промышленность сырьем. |
Биология, география |
13. Уход за телятами |
Животноводство Ставрополья |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр. 167-173 |
|
17 |
Подготовка кормов к скармливанию и раздаче. |
Дать представление отчего зависит продуктивность с/х животных. |
Таблицы «с/х труд» |
С кормом животные должны получать питательные вещества, необходимые для поддержания жизни и образования продукции. |
(Природоведение V-VI кл) |
14. Подготовка кормов к скармливанию и раздаче. |
Основные виды кормов на Ставрополье и в нашем селе. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр. 173-177 |
|
18 |
Особенности кормления телят |
Дать представление о особенности кормления телят |
Таблицы «с/х труд» |
Кормят телят в строго определенное время, обычно три раза в день. |
(Природоведение V-VI кл) |
15. Кормление телят |
Животноводство Ставрополья |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по практическим работам с объяснением правил личной гигиены и безопасности труда. |
Стр.179-181 |