12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кульшина Наталия Евгеньевна526 Украина, Донецкая Народная Республика, г.Горловка |
Календарно-тематическое планирование «Копилка подвижных игр»
ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КРУЖКА
«КОПИЛКА ПОДВИЖНЫХ ИГР»
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе;
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Содержание программы
Кружок «Копилка подвижных игр» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, мелкой моторики рук, развитие физических и психологических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, творческих способностей.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Копилку подвижных игр» вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также игры народов мира, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д., игры на развитие мелкой моторики, дидактические игры. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 99 часа в год – 1 классы; 67 часов в год – 2-4 классы, с проведением занятий 3 раза в неделю для 1 классов, 2 раза в неделю для 2-4 классов, продолжительность занятия 45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и творческих заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Тематическое планирование 1 класса
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 15 |
2 | Подвижные игры | 12 |
3 | Эстафеты | 8 |
4 | Игры народов мира | 16 |
5 | Игры на развитие мелкой моторики рук | 34 |
6 | Дидактические и интеллектуальные игры | 14 |
| итого | 99 |
Тематическое планирование 2 – 4 классов
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 12 |
2 | Подвижные игры | 11 |
3 | Эстафеты | 6 |
4 | Игры народов мира | 11 |
5 | Игры на развитие мелкой моторики рук | 18 |
6 | Дидактические и интеллектуальные игры | 9 |
| итого | 67 |
Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Дидактические игры. В этот раздел входят собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия. Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.
Развитие мелкой моторики рук. В этот раздел входят виды деятельности направленные на стимулирование речевой и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук. Основными задачами данного вида деятельности являются: тренировка тонких движений пальцев и кистей рук, формирование координации движений, создание условий для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развитие навыка ручной умелости; способствование развития творческих способностей, развитие памяти, мыслительной деятельности, связной речи; стимулирование зрительного и слухового восприятия; обогащение словарного запаса
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
раздел – «Русские народные игры», изучается с 1 по 4 класс.
раздел – «Игры народов мира», изучается с 1 по 4 класс.
раздел – «Подвижные игры», изучается с 1 по 4 класс.
раздел – «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
раздел – «Игры на развитие мелкой моторики рук», изучается с 1 по 4 класс.
раздел – «Дидактические и интеллектуальные игры», изучается с 1 по 4 класс.
Цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми народа соседней страны, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре соседней страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов мира»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих на нашей планете. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
«Игры на развитие мелкой моторики»
Цели: познакомить с различными видами рукоделия и народного творчества. Развивать речевую и мыслительную деятельность, память, творческие способности, навыки ручного труда. Воспитывать, ответственность, уважительное отношение к труду.
«Дидактические и интеллектуальные игры»
Цели: познакомить с различными видами интеллектуальных игр. Развивать мышление, сообразительность, культуру речи. Воспитывать умение сдерживаться, управлять своим поведением, культуру взаимоотношений в коллективе.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него, а также элементах творчества с использованием ручного, прикладного труда.
Режим занятий: В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 45 минут проводятся 5 раз в неделю, в группах не более 15 детей, но и не менее 8-ми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Календарно - тематическое планирование
кружка «Копилка подвижных игр»
1-й класс (99 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Палочка-выручалочка | 1 | 03.09 |
2 | Водный урок по пластилинографии. Знакомство с материалом и приёмами работы | 1 | 04.09 |
3 | Охота на лис | 1 | 07.09 |
4 | Пластилиновые картины «Осенняя яблонька» | 1 | 10.09 |
5 | Прыжок за прыжком. Эстафета | 1 | 11.09 |
6 | Вводное занятие по оригами. История. Понятие. | 1 | 14.09 |
7 | Ловишка в кругу | 1 | 17.09 |
8 | Панно из элементов оригами «Листопад» | 1 | 18.09 |
9 | Игра «Бакакоба» (Грузия) | 1 | 21.09 |
10 | Дидактическая игра «Помоги спортсмену» | 1 | 24.09 |
11 | Гуси-лебеди (Русская нарлдная) | 1 | 25.09 |
12 | Рак пятится назад. Эстафета | 1 | 28.09 |
13 | Мозаичная пластилинография «Рыбки в пруду» | 1 | 01.10 |
14 | Игра «Доброе утро, охотник» | 1 | 02.10 |
15 | Марафон загадок «Здоровье и спорт» | 1 | 05.10 |
16 | Игра «Хлiбчик» (Украина) | 1 | 08.10 |
17 | Вводное занятие по торцеванию. Приёмы, материалы. | 1 | 09.10 |
18 | Блуждающий мяч (Русская народная) | 1 | 12.10 |
19 | Панно «Мяч» | 1 | 15.10 |
20 | Лясь, лясь, уцякай! (Белоруссия) | 1 | 16.10 |
21 | Игра «Чемодан» | 1 | 19.10 |
22 | У медведя во бору… (Русская народная) | 1 | 22.10 |
23 | Бумагопластика. Изготовление героев сказки «Рукавичка» | 1 | 23.10 |
24 | Шишки, желуди, орехи | 1 | 02.11 |
25 | Постановка сказки «Рукавичка». Пальчиковый театр. | 1 | 05.11 |
26 | Поймай того, у кого камешек (Греция) | 1 | 06.11 |
27 | Букет тюльпанов «Так хочется весны». Оригами. | 1 | 09.11 |
28 | Охотники, волки и ёлки | 1 | 12.11 |
29 | Игра «Без слов. Виды спорта» | 1 | 13.11 |
30 | Самая меткая команда. Эстафета. | 1 | 16.11 |
31 | Филин и пташки. (Русская народная) | 1 | 19.11 |
32 | Панно «Утята». Торцевание. | 1 | 20.11 |
33 | Вышибалы | 1 | 23.11 |
34 | Читанме, бузме. (Угадай и догони) – Татарская. | 1 | 26.11 |
35 | Вводное занятие по ниткографии. Материалы. Приёмы. | 1 | 27.11 |
36 | Дидактическая игра «Две корзины. Вредно и полезно» | 1 | 30.11 |
37 | Игра «Жонглёры» | 1 | 03.12 |
38 | Картина из ниток «Воздушные Шарики» | 1 | 04.12 |
39 | Дидактическая игра «Какое слово спрятолось» | 1 | 07.12 |
40 | Братец кролик, братец лис. (Русская игра) | 1 | 10.12 |
41 | Изготовление героев сказки «Репка». Бумагопластика. | 1 | 10.12 |
42 | Белые медведи. | 1 | 14.12 |
43 | Красочки. Русская народная. | 1 | 17.12 |
44 | Гаккарис. (Северная Осетия) | 1 | 18.12 |
45 | Постановка сказки «Репка» | 1 | 21.12 |
46 | Новогоднее украшение «Шар Кусудама» | 1 | 24.12 |
47 | Два Мороза. (Русская народная) | 1 | 25.12 |
48 | Дидактическая игра «Слово о спорте» | 1 | 11.01 |
49 | Отдай платочек. (Азербайджан) | 1 | 14.01 |
50 | Фанты. Русская народная. | 1 | 15.01 |
51 | Изготовление лисы Китсунэ. Оригами. | 1 | 18.01 |
52 | Пастух. (Армянская народная) | 1 | 21.01 |
53 | Панно из ниток «Спортивное снаряжение» | 1 | 22.01 |
54 | Постановка сказки «Сказочная олимпиада» | 1 | 25.01 |
55 | Шарик в ладони. (Бирма) | 1 | 28.01 |
56 | Панно «Грибочки».Торцевание. | 1 | 29.01 |
57 | Игра «Мышки-завитушки» | 1 | 01.02 |
58 | Дидактическая игра «Собери пословицы о здоровье» | 1 | 04.02 |
59 | Изготовление героев сказки «Колобок». Бумагопластика. | 1 | 05.02 |
60 | Эстафета зверей. | 1 | 08.02 |
61 | Игра «Тише едешь, дальше будешь» (Русская народная) | 1 | 11.02 |
62 | Панно «Юла». Торцевание. | 1 | 12.02 |
63 | Постановка сказки «Колобок» | 1 | 15.02 |
64 | Скачки. Эстафета | 1 | 18.02 |
65 | Коллективная творческая работа с элементами торцевания «Зимние виды спорта» | 1 | 19.02 |
66 | А ну-ка, повтори. (Конго) | 1 | 29.02 |
67 | Игра «Составь рифму» | 1 | 03.03 |
68 | Игра «Верёвочка» (Русская народная) | 1 | 04.03 |
69 | Панно «Воздушный змей». Ниткография | 1 | 07.03 |
70 | Изготовление орла Ваши. Оригами. | 1 | 10.03 |
71 | Ловишки с приседаниями (русская народная) | 1 | 11.03 |
72 | Постановка сказки «Теремок». Пальчиковый театр | 1 | 14.03 |
73 | Игра «Колокол». (Украина) | 1 | 17.03 |
74 | Панно в технике контурной пластилинографии «Весенний сад» | 1 | 18.03 |
75 | Воробышки и кот. (Русская народная) | 1 | 28.03 |
76 | Игра «Найди отличия» | 1 | 31.03 |
77 | Игра «Посадка картофеля» (Белоруссия. Эстафета) | 1 | 01.04 |
78 | Бобенек «Уточка». Чеченская игра. | 1 | 04.04 |
79 | Дидактическая игра «Как нам быть, чтоб с природой дружить?» | 1 | 07.04 |
80 | Игра «День и ночь» (Азербайджан) | 1 | 08.04 |
81 | Коллективная творческая работа «Эстафета зверей» (Пластилинография) | 1 | 11.04 |
82 | Бег по кочкам. Эстафета. | 1 | 14.04 |
83 | Игра «Пчелки и ласточки» (Русская народная) | 1 | 15.04 |
84 | Постановка самостоятельно придуманной сказки. | 1 | 18.04 |
85 | Навстречу друг другу. Эстафета | 1 | 21.04 |
86 | Игра «Интеллектуальное казино» | 1 | 22.04 |
87 | Игра «Дятел» (Русская народная) | 1 | 25.04 |
88 | Игра «Больная кошка» (Бразилия) | 1 | 28.04 |
89 | «Дорисуй картинку» | 1 | 29.04 |
90 | «Кто обгонит?» | 1 | 05.05 |
91 | Шашки | 1 | 06.05 |
92 | Салки | 1 | 12.05 |
93 | Изготовление ворона Карасу. Оригами. | 1 | 13.05 |
94 | Игра «Один в круге». (Венгрия) | 1 | 16.05 |
95 | Лепка из пластилина «Кошкина зарядка» | 1 | 19.05 |
96 | Игра «Журавли - журавушки» (Адыгея) | 1 | 20.05 |
97 | Изготовление крокодила Вани. Оригами. | 1 | 23.05 |
98 | Поймай рыбку. Русская народная. | 1 | 26.05 |
99 | Панно «Животные-спортсмены». Пластилинография. | 1 | 27.05 |
Календарно - тематическое планирование
кружка «Копилка подвижных игр»
2-4 й класс (67 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Палочка-выручалочка (Русская народная) | 1 | 02.09 |
2 | Вышибалы | 1 | 03.09 |
3 | Вводное занятие по оригами. Материалы. Приёмы | 1 | 09.09 |
4 | Ловишка в кругу (Русская народная) | 1 | 10.09 |
5 | Лясь, лясь, уцякай (Белоруссия) | 1 | 16.09 |
6 | Изготовление ворона Карасу. Оригами | 1 | 17.09 |
7 | Ловишки с приседаниями. (Русская народная игра) | 1 | 23.09 |
8 | Рак пятится назад. Эстафета. | 1 | 24.09 |
9 | Водное занятие по ниткографии. Материалы. Приёмы. | 1 | 30.09 |
10 | Блуждающий мяч. (Русская народная игра) | 1 | 01.10 |
11 | Читанме, бузме – «Угадай и догони» (Татарская) | 1 | 07.10 |
12 | Панно «Воздушный шар» Ниткография. | 1 | 08.10 |
13 | Дидактическая игра «Без слов. Виды спорта» | 1 | 14.10 |
14 | Красочки (Русская народная игра) | 1 | 15.10 |
15 | Охотники, волки и ёлки. | 1 | 21.10 |
16 | Марафон загадок и пословиц «Здоровым будь» | 1 | 22.10 |
17 | У медведя во бору… (Русская народная) | 1 | 04.11 |
18 | Прыжок за прыжком. Эстафета. | 1 | 05.11 |
19 | Вязание крючком. Вводное занятие. Материалы. Приёмы. | 1 | 11.11 |
20 | Поймай того, у кого камешек (Греция) | 1 | 12.11 |
21 | Доброе утро, охотник. | 1 | 18.11 |
22 | Изготовление мячика. Вязание крючком. | 1 | 19.11 |
23 | Братец кролик, братец лис | 1 | 25.11 |
24 | Кошкина зарядка. Лепка из пластилина. | 1 | 26.11 |
25 | Шашки | 1 | 02.12 |
26 | Шишки, желуди, орехи | 1 | 03.12 |
27 | Эстафета зверей. Лепка. Коллективная творческая работа. | 1 | 09.12 |
28 | Изготовление лисы Китсунэ. Оригами. | 1 | 10.12 |
29 | Филин и пташки (Русская народная игра) | 1 | 16.12 |
30 | Отдай платочек (Азербайджан) | 1 | 17.12 |
31 | Интеллектуальное казино «Спорт и здоровье» | 1 | 23.12 |
32 | Два Мороза | 1 | 24.12 |
33 | День и ночь (Азербайджан) | 1 | 13.01 |
34 | Изготовление орла Ваши. Оригами. | 1 | 14.01 |
35 | Белые медведи | 1 | 20.01 |
36 | Пастух (Армения) | 1 | 21.01 |
37 | Дидактическая игра «Как нам жить, чтоб с природой дружить» | 1 | 27.01 |
38 | Поймай рыбку (Русская народная игра) | 1 | 28.01 |
39 | Эстафета зверей | 1 | 03.02 |
40 | Панно «Спортивные снаряды» Ниткография | 1 | 04.02 |
41 | Хлiбчик (Украина) | 1 | 10.02 |
42 | Жонглеры | 1 | 11.02 |
43 | Изготовление жирафа Кирин. Оригами. | 1 | 17.02 |
44 | Больная кошка (Бразилия) | 1 | 18.02 |
45 | Уголки | 1 | 02.03 |
46 | Фанты (Русская народная игра) | 1 | 03.03 |
47 | Рэндзю | 1 | 09.03 |
48 | Панно «Масленица». Ниткография. | 1 | 10.03 |
49 | Реверси (отелло) | 1 | 16.03 |
50 | Самая меткая команда. Эстафета. | 1 | 17.03 |
51 | Изготовление крокодила Вани. Оригами. | 1 | 30.03 |
52 | Один в круге (Венгрия) | 1 | 31.03 |
53 | Сетка для настольного тенниса. Вязание крючком. | 1 | 06.04 |
54 | А ну-ка, повтори (Конго) | 1 | 07.04 |
55 | Навстречу друг другу. Эстафета | 1 | 13.04 |
56 | Посадка картофеля. Эстафета. | 1 | 14.04 |
57 | Морской бой. | 1 | 20.04 |
58 | Воробышки и кот (Русская народная игра) | 1 | 21.04 |
59 | Изготовление черепахи Ушигами. Оригами. | 1 | 27.04 |
60 | Кто обгонит | 1 | 28.04 |
61 | Панно «Мой любимый вид спорта» | 1 | 04.05 |
62 | Гаккарис (Северная Осетия) | 1 | 05.05 |
63 | Тише едешь, дальше будешь (Русская народная игра) | 1 | 12.05 |
64 | Изготовление журавлика Тсуру. Оригами. | 1 | 18.05 |
65 | Салки | 1 | 19.05 |
66 | Охота на лис | 1 | 25.05 |
67 | Жмурки (Русская народная игра) | 1 | 26.05 |