Календарно-тематическое планирование «Копилка подвижных игр»

3
0
Материал опубликован 11 December 2017

ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КРУЖКА

«КОПИЛКА ПОДВИЖНЫХ ИГР»

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;

развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

развитие сообразительности, творческого воображения;

развитие коммуникативных умений;

воспитание внимания, культуры поведения;

создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;

обучить умению работать индивидуально и в группе;

развить природные задатки и способности детей;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Содержание программы

Кружок «Копилка подвижных игр» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, мелкой моторики рук, развитие физических и психологических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, творческих способностей.

В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Копилку подвижных игр» вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также игры народов мира, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д., игры на развитие мелкой моторики, дидактические игры. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место кружка в учебном плане

Программа рассчитана на 99 часа в год – 1 классы; 67 часов в год – 2-4 классы, с проведением занятий 3 раза в неделю для 1 классов, 2 раза в неделю для 2-4 классов, продолжительность занятия 45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и творческих заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Тематическое планирование 1 класса

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

15

2

Подвижные игры

12

3

Эстафеты

8

4

Игры народов мира

16

5

Игры на развитие мелкой моторики рук

34

6

Дидактические и интеллектуальные игры

14

 

итого

99

 Тематическое планирование 2 – 4 классов

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

12

2

Подвижные игры

11

3

Эстафеты

6

4

Игры народов мира

11

5

Игры на развитие мелкой моторики рук

18

6

Дидактические и интеллектуальные игры

9

 

итого

67

Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием (приложение №1).

Методические рекомендации

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.

Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Дидактические игры. В этот раздел входят  собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия. Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.

Развитие мелкой моторики рук. В этот раздел входят виды деятельности направленные на стимулирование речевой и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук. Основными задачами данного вида деятельности являются: тренировка тонких движений пальцев и кистей рук, формирование координации движений, создание условий для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развитие навыка ручной умелости; способствование развития творческих способностей, развитие памяти, мыслительной деятельности, связной речи; стимулирование зрительного и слухового восприятия; обогащение словарного запаса

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

раздел – «Русские народные игры», изучается с 1 по 4 класс.

раздел – «Игры народов мира», изучается с 1 по 4 класс.

раздел – «Подвижные игры», изучается с 1 по 4 класс.

раздел – «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.

раздел – «Игры на развитие мелкой моторики рук», изучается с 1 по 4 класс.

раздел – «Дидактические и интеллектуальные игры», изучается с 1 по 4 класс.

Цели изучения по каждому разделу

«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми народа соседней страны, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре соседней страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов мира»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих на нашей планете. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

«Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

«Игры на развитие мелкой моторики»

Цели: познакомить с различными видами рукоделия и народного творчества. Развивать речевую и мыслительную деятельность, память, творческие способности, навыки ручного труда. Воспитывать, ответственность, уважительное отношение к труду.

«Дидактические и интеллектуальные игры»

Цели: познакомить с различными видами интеллектуальных игр. Развивать мышление, сообразительность, культуру речи. Воспитывать умение сдерживаться, управлять своим поведением, культуру взаимоотношений в коллективе.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него, а также элементах творчества с использованием ручного, прикладного труда.

Режим занятий: В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 45 минут проводятся 5 раз в неделю, в группах не более 15 детей, но и не менее 8-ми.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Календарно - тематическое планирование

кружка «Копилка подвижных игр»

1-й класс (99 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Палочка-выручалочка

1

03.09

2

Водный урок по пластилинографии. Знакомство с материалом и приёмами работы

1

04.09

3

Охота на лис

1

07.09

4

Пластилиновые картины «Осенняя яблонька»

1

10.09

5

Прыжок за прыжком. Эстафета

1

11.09

6

Вводное занятие по оригами. История. Понятие.

1

14.09

7

Ловишка в кругу

1

17.09

8

Панно из элементов оригами «Листопад»

1

18.09

9

Игра «Бакакоба» (Грузия)

1

21.09

10

Дидактическая игра «Помоги спортсмену»

1

24.09

11

Гуси-лебеди (Русская нарлдная)

1

25.09

12

Рак пятится назад. Эстафета

1

28.09

13

Мозаичная пластилинография «Рыбки в пруду»

1

01.10

14

Игра «Доброе утро, охотник»

1

02.10

15

Марафон загадок «Здоровье и спорт»

1

05.10

16

Игра «Хлiбчик» (Украина)

1

08.10

17

Вводное занятие по торцеванию. Приёмы, материалы.

1

09.10

18

Блуждающий мяч (Русская народная)

1

12.10

19

Панно «Мяч»

1

15.10

20

Лясь, лясь, уцякай! (Белоруссия)

1

16.10

21

Игра «Чемодан»

1

19.10

22

У медведя во бору… (Русская народная)

1

22.10

23

Бумагопластика. Изготовление героев сказки «Рукавичка»

1

23.10

24

Шишки, желуди, орехи

1

02.11

25

Постановка сказки «Рукавичка». Пальчиковый театр.

1

05.11

26

Поймай того, у кого камешек (Греция)

1

06.11

27

Букет тюльпанов «Так хочется весны». Оригами.

1

09.11

28

Охотники, волки и ёлки

1

12.11

29

Игра «Без слов. Виды спорта»

1

13.11

30

Самая меткая команда. Эстафета.

1

16.11

31

Филин и пташки. (Русская народная)

1

19.11

32

Панно «Утята». Торцевание.

1

20.11

33

Вышибалы

1

23.11

34

Читанме, бузме. (Угадай и догони) – Татарская.

1

26.11

35

Вводное занятие по ниткографии. Материалы. Приёмы.

1

27.11

36

Дидактическая игра «Две корзины. Вредно и полезно»

1

30.11

37

Игра «Жонглёры»

1

03.12

38

Картина из ниток «Воздушные Шарики»

1

04.12

39

Дидактическая игра «Какое слово спрятолось»

1

07.12

40

Братец кролик, братец лис. (Русская игра)

1

10.12

41

Изготовление героев сказки «Репка». Бумагопластика.

1

10.12

42

Белые медведи.

1

14.12

43

Красочки. Русская народная.

1

17.12

44

Гаккарис. (Северная Осетия)

1

18.12

45

Постановка сказки «Репка»

1

21.12

46

Новогоднее украшение «Шар Кусудама»

1

24.12

47

Два Мороза. (Русская народная)

1

25.12

48

Дидактическая игра «Слово о спорте»

1

11.01

49

Отдай платочек. (Азербайджан)

1

14.01

50

Фанты. Русская народная.

1

15.01

51

Изготовление лисы Китсунэ. Оригами.

1

18.01

52

Пастух. (Армянская народная)

1

21.01

53

Панно из ниток «Спортивное снаряжение»

1

22.01

54

Постановка сказки «Сказочная олимпиада»

1

25.01

55

Шарик в ладони. (Бирма)

1

28.01

56

Панно «Грибочки».Торцевание.

1

29.01

57

Игра «Мышки-завитушки»

1

01.02

58

Дидактическая игра «Собери пословицы о здоровье»

1

04.02

59

Изготовление героев сказки «Колобок». Бумагопластика.

1

05.02

60

Эстафета зверей.

1

08.02

61

Игра «Тише едешь, дальше будешь» (Русская народная)

1

11.02

62

Панно «Юла». Торцевание.

1

12.02

63

Постановка сказки «Колобок»

1

15.02

64

Скачки. Эстафета

1

18.02

65

Коллективная творческая работа с элементами торцевания «Зимние виды спорта»

1

19.02

66

А ну-ка, повтори. (Конго)

1

29.02

67

Игра «Составь рифму»

1

03.03

68

Игра «Верёвочка» (Русская народная)

1

04.03

69

Панно «Воздушный змей». Ниткография

1

07.03

70

Изготовление орла Ваши. Оригами.

1

10.03

71

Ловишки с приседаниями (русская народная)

1

11.03

72

Постановка сказки «Теремок». Пальчиковый театр

1

14.03

73

Игра «Колокол». (Украина)

1

17.03

74

Панно в технике контурной пластилинографии «Весенний сад»

1

18.03

75

Воробышки и кот. (Русская народная)

1

28.03

76

Игра «Найди отличия»

1

31.03

77

Игра «Посадка картофеля» (Белоруссия. Эстафета)

1

01.04

78

Бобенек «Уточка». Чеченская игра.

1

04.04

79

Дидактическая игра «Как нам быть, чтоб с природой дружить?»

1

07.04

80

Игра «День и ночь» (Азербайджан)

1

08.04

81

Коллективная творческая работа «Эстафета зверей» (Пластилинография)

1

11.04

82

Бег по кочкам. Эстафета.

1

14.04

83

Игра «Пчелки и ласточки» (Русская народная)

1

15.04

84

Постановка самостоятельно придуманной сказки.

1

18.04

85

Навстречу друг другу. Эстафета

1

21.04

86

Игра «Интеллектуальное казино»

1

22.04

87

Игра «Дятел» (Русская народная)

1

25.04

88

Игра «Больная кошка» (Бразилия)

1

28.04

89

«Дорисуй картинку»

1

29.04

90

«Кто обгонит?»

1

05.05

91

Шашки

1

06.05

92

Салки

1

12.05

93

Изготовление ворона Карасу. Оригами.

1

13.05

94

Игра «Один в круге». (Венгрия)

1

16.05

95

Лепка из пластилина «Кошкина зарядка»

1

19.05

96

Игра «Журавли - журавушки» (Адыгея)

1

20.05

97

Изготовление крокодила Вани. Оригами.

1

23.05

98

Поймай рыбку. Русская народная.

1

26.05

99

Панно «Животные-спортсмены». Пластилинография.

1

27.05

Календарно - тематическое планирование

кружка «Копилка подвижных игр»

2-4 й класс (67 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Палочка-выручалочка (Русская народная)

1

02.09

2

Вышибалы

1

03.09

3

Вводное занятие по оригами. Материалы. Приёмы

1

09.09

4

Ловишка в кругу (Русская народная)

1

10.09

5

Лясь, лясь, уцякай (Белоруссия)

1

16.09

6

Изготовление ворона Карасу. Оригами

1

17.09

7

Ловишки с приседаниями. (Русская народная игра)

1

23.09

8

Рак пятится назад. Эстафета.

1

24.09

9

Водное занятие по ниткографии. Материалы. Приёмы.

1

30.09

10

Блуждающий мяч. (Русская народная игра)

1

01.10

11

Читанме, бузме – «Угадай и догони» (Татарская)

1

07.10

12

Панно «Воздушный шар» Ниткография.

1

08.10

13

Дидактическая игра «Без слов. Виды спорта»

1

14.10

14

Красочки (Русская народная игра)

1

15.10

15

Охотники, волки и ёлки.

1

21.10

16

Марафон загадок и пословиц «Здоровым будь»

1

22.10

17

У медведя во бору… (Русская народная)

1

04.11

18

Прыжок за прыжком. Эстафета.

1

05.11

19

Вязание крючком. Вводное занятие. Материалы. Приёмы.

1

11.11

20

Поймай того, у кого камешек (Греция)

1

12.11

21

Доброе утро, охотник.

1

18.11

22

Изготовление мячика. Вязание крючком.

1

19.11

23

Братец кролик, братец лис

1

25.11

24

Кошкина зарядка. Лепка из пластилина.

1

26.11

25

Шашки

1

02.12

26

Шишки, желуди, орехи

1

03.12

27

Эстафета зверей. Лепка. Коллективная творческая работа.

1

09.12

28

Изготовление лисы Китсунэ. Оригами.

1

10.12

29

Филин и пташки (Русская народная игра)

1

16.12

30

Отдай платочек (Азербайджан)

1

17.12

31

Интеллектуальное казино «Спорт и здоровье»

1

23.12

32

Два Мороза

1

24.12

33

День и ночь (Азербайджан)

1

13.01

34

Изготовление орла Ваши. Оригами.

1

14.01

35

Белые медведи

1

20.01

36

Пастух (Армения)

1

21.01

37

Дидактическая игра «Как нам жить, чтоб с природой дружить»

1

27.01

38

Поймай рыбку (Русская народная игра)

1

28.01

39

Эстафета зверей

1

03.02

40

Панно «Спортивные снаряды» Ниткография

1

04.02

41

Хлiбчик (Украина)

1

10.02

42

Жонглеры

1

11.02

43

Изготовление жирафа Кирин. Оригами.

1

17.02

44

Больная кошка (Бразилия)

1

18.02

45

Уголки

1

02.03

46

Фанты (Русская народная игра)

1

03.03

47

Рэндзю

1

09.03

48

Панно «Масленица». Ниткография.

1

10.03

49

Реверси (отелло)

1

16.03

50

Самая меткая команда. Эстафета.

1

17.03

51

Изготовление крокодила Вани. Оригами.

1

30.03

52

Один в круге (Венгрия)

1

31.03

53

Сетка для настольного тенниса. Вязание крючком.

1

06.04

54

А ну-ка, повтори (Конго)

1

07.04

55

Навстречу друг другу. Эстафета

1

13.04

56

Посадка картофеля. Эстафета.

1

14.04

57

Морской бой.

1

20.04

58

Воробышки и кот (Русская народная игра)

1

21.04

59

Изготовление черепахи Ушигами. Оригами.

1

27.04

60

Кто обгонит

1

28.04

61

Панно «Мой любимый вид спорта»

1

04.05

62

Гаккарис (Северная Осетия)

1

05.05

63

Тише едешь, дальше будешь (Русская народная игра)

1

12.05

64

Изготовление журавлика Тсуру. Оригами.

1

18.05

65

Салки

1

19.05

66

Охота на лис

1

25.05

67

Жмурки (Русская народная игра)

1

26.05

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.