Календарно-тематическое планирование «Копилка подвижных игр»
ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КРУЖКА
«КОПИЛКА ПОДВИЖНЫХ ИГР»
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе;
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Содержание программы
Кружок «Копилка подвижных игр» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, мелкой моторики рук, развитие физических и психологических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, творческих способностей.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Копилку подвижных игр» вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также игры народов мира, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д., игры на развитие мелкой моторики, дидактические игры. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 99 часа в год – 1 классы; 67 часов в год – 2-4 классы, с проведением занятий 3 раза в неделю для 1 классов, 2 раза в неделю для 2-4 классов, продолжительность занятия 45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и творческих заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Тематическое планирование 1 класса
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Русские народные игры |
15 |
2 |
Подвижные игры |
12 |
3 |
Эстафеты |
8 |
4 |
Игры народов мира |
16 |
5 |
Игры на развитие мелкой моторики рук |
34 |
6 |
Дидактические и интеллектуальные игры |
14 |
|
итого |
99 |
Тематическое планирование 2 – 4 классов
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Русские народные игры |
12 |
2 |
Подвижные игры |
11 |
3 |
Эстафеты |
6 |
4 |
Игры народов мира |
11 |
5 |
Игры на развитие мелкой моторики рук |
18 |
6 |
Дидактические и интеллектуальные игры |
9 |
|
итого |
67 |
Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием (приложение №1).
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Дидактические игры. В этот раздел входят собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия. Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.
Развитие мелкой моторики рук. В этот раздел входят виды деятельности направленные на стимулирование речевой и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук. Основными задачами данного вида деятельности являются: тренировка тонких движений пальцев и кистей рук, формирование координации движений, создание условий для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развитие навыка ручной умелости; способствование развития творческих способностей, развитие памяти, мыслительной деятельности, связной речи; стимулирование зрительного и слухового восприятия; обогащение словарного запаса
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
раздел – «Русские народные игры», изучается с 1 по 4 класс.
раздел – «Игры народов мира», изучается с 1 по 4 класс.
раздел – «Подвижные игры», изучается с 1 по 4 класс.
раздел – «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
раздел – «Игры на развитие мелкой моторики рук», изучается с 1 по 4 класс.
раздел – «Дидактические и интеллектуальные игры», изучается с 1 по 4 класс.
Цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми народа соседней страны, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре соседней страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов мира»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих на нашей планете. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
«Игры на развитие мелкой моторики»
Цели: познакомить с различными видами рукоделия и народного творчества. Развивать речевую и мыслительную деятельность, память, творческие способности, навыки ручного труда. Воспитывать, ответственность, уважительное отношение к труду.
«Дидактические и интеллектуальные игры»
Цели: познакомить с различными видами интеллектуальных игр. Развивать мышление, сообразительность, культуру речи. Воспитывать умение сдерживаться, управлять своим поведением, культуру взаимоотношений в коллективе.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него, а также элементах творчества с использованием ручного, прикладного труда.
Режим занятий: В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 45 минут проводятся 5 раз в неделю, в группах не более 15 детей, но и не менее 8-ми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Календарно - тематическое планирование
кружка «Копилка подвижных игр»
1-й класс (99 часов)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Палочка-выручалочка |
1 |
03.09 |
2 |
Водный урок по пластилинографии. Знакомство с материалом и приёмами работы |
1 |
04.09 |
3 |
Охота на лис |
1 |
07.09 |
4 |
Пластилиновые картины «Осенняя яблонька» |
1 |
10.09 |
5 |
Прыжок за прыжком. Эстафета |
1 |
11.09 |
6 |
Вводное занятие по оригами. История. Понятие. |
1 |
14.09 |
7 |
Ловишка в кругу |
1 |
17.09 |
8 |
Панно из элементов оригами «Листопад» |
1 |
18.09 |
9 |
Игра «Бакакоба» (Грузия) |
1 |
21.09 |
10 |
Дидактическая игра «Помоги спортсмену» |
1 |
24.09 |
11 |
Гуси-лебеди (Русская нарлдная) |
1 |
25.09 |
12 |
Рак пятится назад. Эстафета |
1 |
28.09 |
13 |
Мозаичная пластилинография «Рыбки в пруду» |
1 |
01.10 |
14 |
Игра «Доброе утро, охотник» |
1 |
02.10 |
15 |
Марафон загадок «Здоровье и спорт» |
1 |
05.10 |
16 |
Игра «Хлiбчик» (Украина) |
1 |
08.10 |
17 |
Вводное занятие по торцеванию. Приёмы, материалы. |
1 |
09.10 |
18 |
Блуждающий мяч (Русская народная) |
1 |
12.10 |
19 |
Панно «Мяч» |
1 |
15.10 |
20 |
Лясь, лясь, уцякай! (Белоруссия) |
1 |
16.10 |
21 |
Игра «Чемодан» |
1 |
19.10 |
22 |
У медведя во бору… (Русская народная) |
1 |
22.10 |
23 |
Бумагопластика. Изготовление героев сказки «Рукавичка» |
1 |
23.10 |
24 |
Шишки, желуди, орехи |
1 |
02.11 |
25 |
Постановка сказки «Рукавичка». Пальчиковый театр. |
1 |
05.11 |
26 |
Поймай того, у кого камешек (Греция) |
1 |
06.11 |
27 |
Букет тюльпанов «Так хочется весны». Оригами. |
1 |
09.11 |
28 |
Охотники, волки и ёлки |
1 |
12.11 |
29 |
Игра «Без слов. Виды спорта» |
1 |
13.11 |
30 |
Самая меткая команда. Эстафета. |
1 |
16.11 |
31 |
Филин и пташки. (Русская народная) |
1 |
19.11 |
32 |
Панно «Утята». Торцевание. |
1 |
20.11 |
33 |
Вышибалы |
1 |
23.11 |
34 |
Читанме, бузме. (Угадай и догони) – Татарская. |
1 |
26.11 |
35 |
Вводное занятие по ниткографии. Материалы. Приёмы. |
1 |
27.11 |
36 |
Дидактическая игра «Две корзины. Вредно и полезно» |
1 |
30.11 |
37 |
Игра «Жонглёры» |
1 |
03.12 |
38 |
Картина из ниток «Воздушные Шарики» |
1 |
04.12 |
39 |
Дидактическая игра «Какое слово спрятолось» |
1 |
07.12 |
40 |
Братец кролик, братец лис. (Русская игра) |
1 |
10.12 |
41 |
Изготовление героев сказки «Репка». Бумагопластика. |
1 |
10.12 |
42 |
Белые медведи. |
1 |
14.12 |
43 |
Красочки. Русская народная. |
1 |
17.12 |
44 |
Гаккарис. (Северная Осетия) |
1 |
18.12 |
45 |
Постановка сказки «Репка» |
1 |
21.12 |
46 |
Новогоднее украшение «Шар Кусудама» |
1 |
24.12 |
47 |
Два Мороза. (Русская народная) |
1 |
25.12 |
48 |
Дидактическая игра «Слово о спорте» |
1 |
11.01 |
49 |
Отдай платочек. (Азербайджан) |
1 |
14.01 |
50 |
Фанты. Русская народная. |
1 |
15.01 |
51 |
Изготовление лисы Китсунэ. Оригами. |
1 |
18.01 |
52 |
Пастух. (Армянская народная) |
1 |
21.01 |
53 |
Панно из ниток «Спортивное снаряжение» |
1 |
22.01 |
54 |
Постановка сказки «Сказочная олимпиада» |
1 |
25.01 |
55 |
Шарик в ладони. (Бирма) |
1 |
28.01 |
56 |
Панно «Грибочки».Торцевание. |
1 |
29.01 |
57 |
Игра «Мышки-завитушки» |
1 |
01.02 |
58 |
Дидактическая игра «Собери пословицы о здоровье» |
1 |
04.02 |
59 |
Изготовление героев сказки «Колобок». Бумагопластика. |
1 |
05.02 |
60 |
Эстафета зверей. |
1 |
08.02 |
61 |
Игра «Тише едешь, дальше будешь» (Русская народная) |
1 |
11.02 |
62 |
Панно «Юла». Торцевание. |
1 |
12.02 |
63 |
Постановка сказки «Колобок» |
1 |
15.02 |
64 |
Скачки. Эстафета |
1 |
18.02 |
65 |
Коллективная творческая работа с элементами торцевания «Зимние виды спорта» |
1 |
19.02 |
66 |
А ну-ка, повтори. (Конго) |
1 |
29.02 |
67 |
Игра «Составь рифму» |
1 |
03.03 |
68 |
Игра «Верёвочка» (Русская народная) |
1 |
04.03 |
69 |
Панно «Воздушный змей». Ниткография |
1 |
07.03 |
70 |
Изготовление орла Ваши. Оригами. |
1 |
10.03 |
71 |
Ловишки с приседаниями (русская народная) |
1 |
11.03 |
72 |
Постановка сказки «Теремок». Пальчиковый театр |
1 |
14.03 |
73 |
Игра «Колокол». (Украина) |
1 |
17.03 |
74 |
Панно в технике контурной пластилинографии «Весенний сад» |
1 |
18.03 |
75 |
Воробышки и кот. (Русская народная) |
1 |
28.03 |
76 |
Игра «Найди отличия» |
1 |
31.03 |
77 |
Игра «Посадка картофеля» (Белоруссия. Эстафета) |
1 |
01.04 |
78 |
Бобенек «Уточка». Чеченская игра. |
1 |
04.04 |
79 |
Дидактическая игра «Как нам быть, чтоб с природой дружить?» |
1 |
07.04 |
80 |
Игра «День и ночь» (Азербайджан) |
1 |
08.04 |
81 |
Коллективная творческая работа «Эстафета зверей» (Пластилинография) |
1 |
11.04 |
82 |
Бег по кочкам. Эстафета. |
1 |
14.04 |
83 |
Игра «Пчелки и ласточки» (Русская народная) |
1 |
15.04 |
84 |
Постановка самостоятельно придуманной сказки. |
1 |
18.04 |
85 |
Навстречу друг другу. Эстафета |
1 |
21.04 |
86 |
Игра «Интеллектуальное казино» |
1 |
22.04 |
87 |
Игра «Дятел» (Русская народная) |
1 |
25.04 |
88 |
Игра «Больная кошка» (Бразилия) |
1 |
28.04 |
89 |
«Дорисуй картинку» |
1 |
29.04 |
90 |
«Кто обгонит?» |
1 |
05.05 |
91 |
Шашки |
1 |
06.05 |
92 |
Салки |
1 |
12.05 |
93 |
Изготовление ворона Карасу. Оригами. |
1 |
13.05 |
94 |
Игра «Один в круге». (Венгрия) |
1 |
16.05 |
95 |
Лепка из пластилина «Кошкина зарядка» |
1 |
19.05 |
96 |
Игра «Журавли - журавушки» (Адыгея) |
1 |
20.05 |
97 |
Изготовление крокодила Вани. Оригами. |
1 |
23.05 |
98 |
Поймай рыбку. Русская народная. |
1 |
26.05 |
99 |
Панно «Животные-спортсмены». Пластилинография. |
1 |
27.05 |
Календарно - тематическое планирование
кружка «Копилка подвижных игр»
2-4 й класс (67 часов)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Палочка-выручалочка (Русская народная) |
1 |
02.09 |
2 |
Вышибалы |
1 |
03.09 |
3 |
Вводное занятие по оригами. Материалы. Приёмы |
1 |
09.09 |
4 |
Ловишка в кругу (Русская народная) |
1 |
10.09 |
5 |
Лясь, лясь, уцякай (Белоруссия) |
1 |
16.09 |
6 |
Изготовление ворона Карасу. Оригами |
1 |
17.09 |
7 |
Ловишки с приседаниями. (Русская народная игра) |
1 |
23.09 |
8 |
Рак пятится назад. Эстафета. |
1 |
24.09 |
9 |
Водное занятие по ниткографии. Материалы. Приёмы. |
1 |
30.09 |
10 |
Блуждающий мяч. (Русская народная игра) |
1 |
01.10 |
11 |
Читанме, бузме – «Угадай и догони» (Татарская) |
1 |
07.10 |
12 |
Панно «Воздушный шар» Ниткография. |
1 |
08.10 |
13 |
Дидактическая игра «Без слов. Виды спорта» |
1 |
14.10 |
14 |
Красочки (Русская народная игра) |
1 |
15.10 |
15 |
Охотники, волки и ёлки. |
1 |
21.10 |
16 |
Марафон загадок и пословиц «Здоровым будь» |
1 |
22.10 |
17 |
У медведя во бору… (Русская народная) |
1 |
04.11 |
18 |
Прыжок за прыжком. Эстафета. |
1 |
05.11 |
19 |
Вязание крючком. Вводное занятие. Материалы. Приёмы. |
1 |
11.11 |
20 |
Поймай того, у кого камешек (Греция) |
1 |
12.11 |
21 |
Доброе утро, охотник. |
1 |
18.11 |
22 |
Изготовление мячика. Вязание крючком. |
1 |
19.11 |
23 |
Братец кролик, братец лис |
1 |
25.11 |
24 |
Кошкина зарядка. Лепка из пластилина. |
1 |
26.11 |
25 |
Шашки |
1 |
02.12 |
26 |
Шишки, желуди, орехи |
1 |
03.12 |
27 |
Эстафета зверей. Лепка. Коллективная творческая работа. |
1 |
09.12 |
28 |
Изготовление лисы Китсунэ. Оригами. |
1 |
10.12 |
29 |
Филин и пташки (Русская народная игра) |
1 |
16.12 |
30 |
Отдай платочек (Азербайджан) |
1 |
17.12 |
31 |
Интеллектуальное казино «Спорт и здоровье» |
1 |
23.12 |
32 |
Два Мороза |
1 |
24.12 |
33 |
День и ночь (Азербайджан) |
1 |
13.01 |
34 |
Изготовление орла Ваши. Оригами. |
1 |
14.01 |
35 |
Белые медведи |
1 |
20.01 |
36 |
Пастух (Армения) |
1 |
21.01 |
37 |
Дидактическая игра «Как нам жить, чтоб с природой дружить» |
1 |
27.01 |
38 |
Поймай рыбку (Русская народная игра) |
1 |
28.01 |
39 |
Эстафета зверей |
1 |
03.02 |
40 |
Панно «Спортивные снаряды» Ниткография |
1 |
04.02 |
41 |
Хлiбчик (Украина) |
1 |
10.02 |
42 |
Жонглеры |
1 |
11.02 |
43 |
Изготовление жирафа Кирин. Оригами. |
1 |
17.02 |
44 |
Больная кошка (Бразилия) |
1 |
18.02 |
45 |
Уголки |
1 |
02.03 |
46 |
Фанты (Русская народная игра) |
1 |
03.03 |
47 |
Рэндзю |
1 |
09.03 |
48 |
Панно «Масленица». Ниткография. |
1 |
10.03 |
49 |
Реверси (отелло) |
1 |
16.03 |
50 |
Самая меткая команда. Эстафета. |
1 |
17.03 |
51 |
Изготовление крокодила Вани. Оригами. |
1 |
30.03 |
52 |
Один в круге (Венгрия) |
1 |
31.03 |
53 |
Сетка для настольного тенниса. Вязание крючком. |
1 |
06.04 |
54 |
А ну-ка, повтори (Конго) |
1 |
07.04 |
55 |
Навстречу друг другу. Эстафета |
1 |
13.04 |
56 |
Посадка картофеля. Эстафета. |
1 |
14.04 |
57 |
Морской бой. |
1 |
20.04 |
58 |
Воробышки и кот (Русская народная игра) |
1 |
21.04 |
59 |
Изготовление черепахи Ушигами. Оригами. |
1 |
27.04 |
60 |
Кто обгонит |
1 |
28.04 |
61 |
Панно «Мой любимый вид спорта» |
1 |
04.05 |
62 |
Гаккарис (Северная Осетия) |
1 |
05.05 |
63 |
Тише едешь, дальше будешь (Русская народная игра) |
1 |
12.05 |
64 |
Изготовление журавлика Тсуру. Оригами. |
1 |
18.05 |
65 |
Салки |
1 |
19.05 |
66 |
Охота на лис |
1 |
25.05 |
67 |
Жмурки (Русская народная игра) |
1 |
26.05 |