Календарно-тематическое планирование по биологии для 11 класса (углублённый уровень)

0
0
Материал опубликован 6 September 2022

Календарно-тематическое планирование 11 «А» класс 2022-2023 учебный год


урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт

1. Популяционно-видовой уровень (23 часа)

1.1. Виды и популяции (4 часа)

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции.

1



Видео-урок «Общая характеристика популяционно-видового уровня жизни», таблица «Критерии вида», гербарные экземпляры растений разных видов.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4949/start/119943/

учебник, §1

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: вид, критерии вида, ареал, популяция, рождаемость, смертность, показатели структуры популяции, плотность, численность.

Лабораторная работа №1 «Сравнение видов по морфологическому критерию».

1



Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. Фотографии и рисунки различных видов организмов.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Решение биологических задач по теме «Виды и популяции».

1



Карточки-задания.

Решение биологических задач с использованием динамических показателей структуры популяции. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Обобщающий урок по теме «Виды и популяции».

1



Проверочные тесты по теме.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

1.2. Эволюционное учение (19 часов).

Развитие эволюционных идей.

1



Презентация «Развитие эволюционных идей».

учебник, §2

Определение основополагающих понятий: эволюция, теории эволюции, движущие силы эволюции. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении развития эволюционных идей.

Эволюционная теория Ламарка.

1



Портрет Ж.Б.Ламарка.

учебник, стр.18-19

Определение основополагающих понятий: учение о градации и изменчивости. Роль Ламарка в развитии биологической науки, его заслуги и ошибки.

Эволюционная теория Чарльза Дарвина.

1



Портрет Ч.Дарвина. Видеофрагменты о путешествии на корабле Бигль.

Определение основополагающих понятий: эволюция, теория эволюции Дарвина, движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении основных положений эволюционной теории Дарвина.

Синтетическая теория эволюции.

1



Портреты учёных А.Н.Северцова, С.С.Четверикова, Дж.Холдейна.

учебник, §3

Определение основополагающего понятия: синтетическая теория эволюции. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении положений синтетической теории эволюции.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

1



Таблицы «Формы борьбы за существование», «Естественный отбор».

учебник, §4

Определение основополагающих понятий: элементарные факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, горизонтальный перенос генов, ретротранспозоны.

Изоляция. Закон Харди— Вайнберга.

1



https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-evoliutcionnogo-ucheniia-6844066/genetika-populiatcii-6844069/re-86203dab-53da-4138-81b6-0a99871fc4aa

учебник, §5

Определение основополагающих понятий: изоляция (географическая, биологическая), изолирующие механизмы (предзиготические и постзиготические), частота аллеля, частоты генотипов.

Решение биологических задач с применением Закона Харди-Вайнберга.

1



Проверочные тесты.

Решение биологических задач с применением закона Харди—Вайнберга.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиции других участников при обсуждении влияния естественного отбора на генофонд популяций.

Решение биологических задач в формате ЕГЭ.

1



Карточки-задания в формате ЕГЭ.

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др.

Естественный отбор как фактор эволюции.

1



Видео-урок «Естественный отбор».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5389/start/107051/

учебник, §6

Определение основополагающих понятий: формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный (разрывающий).

Шаги в медицину. Классификация переломов костей и оказание первой помощи.

1



учебник, стр.49-52

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Половой отбор. Стратегии размножения.

1



Презентация по теме «Половой отбор».

учебник, §7

Определение основополагающих понятий: половой отбор, индикаторы приспособленности, родительский вклад, K- и R-стратегия.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии.

Микроэволюция и макроэволюция.

1



Таблица «Видообразование».

Рельефная таблица «Зародышевое развитие хордовых».

учебник, §8

Определение основополагающих понятий: макроэволюция, микроэволюция, дивергенция, репродуктивная изоляция, видообразование (географическое, экологическое), конвергенция.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении процессов макро- и микроэволюции.

Направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

1



Презентация «Прогресс и регресс в эволюции».

учебник, §9

Определение основополагающих понятий: направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении направлений эволюции.

Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

1



Рисунок «Ротовые аппараты насекомых – пример идиоадаптации». Рисунок «Возникновение ароморфозов в процессе эволюции».

Схема «Пути и направления эволюционного процесса».

учебник, стр.68-70

Определение основополагающих понятий: направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении направлений эволюции.

Механизмы адаптаций. Лабораторная работа №2 «Описание приспособленности организма и её относительный характер».

1



Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Принципы классификации. Систематика.

1



Портрет Карла Линнея.

учебник, §10

Определение основополагающих понятий: систематика, биноминальное название, систематические категории: тип, отдел, класс, отряд, порядок, семейство, род, вид.

Обобщающий урок по теме «Направления эволюции».

1



Проверочные тесты по теме.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация навыков познавательной рефлексии.


Организация подготовки к ЕГЭ.

1



карточки-задания в формате ЕГЭ.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. Решение биологических задач.


2. Экосистемый уровень организации (48 часов)

2.1. Среды обитания организмов, экологические факторы (10 часов)

Экосистемный уровень: общая характеристика. Среды обитания организмов.

1



Видео-урок «Общая характеристика экосистемного уровня жизни».

учебник, §11

Определение основополагающих понятий: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, тела других организмов.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении различных сред обитания организмов.

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

1



Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. Фотографии и рисунки живых организмов различных сред обитания.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Экологические факторы и ресурсы.

1



Презентация «Факторы окружающей среды».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5392/start/8378/

учебник, §12

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении влияния экологических факторов на организмы.

Лабораторная работа №4 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания».

1



Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. Гербарий покрытосеменных растений.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы.

Влияние экологических факторов среды на организмы.

1



Видео-урок «Влияние факторов среды на организмы».

учебник, §13

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана. Определение основополагающих понятий: толерантность, адаптация, лимитирующие факторы.

Решение биологических задач на применение правила толерантности.

1



Карточки-задания.

Решение биологических задач на применение правила толерантности.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Лабораторная работа №5 «Методы измерения факторов среды обитания, часть 1».

1



Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы.

Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Лабораторная работа №5 «Методы измерения факторов среды обитания, часть 2».

1



Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы.

Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Шаги в медицину. Ушибы, растяжения, разрывы тканей и оказание первой помощи.

1



учебник, стр.97-99

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.


Обобщающий урок по теме «Среды обитания, экологические факторы».

1



Проверочные тесты.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация навыков познавательной рефлексии. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.


2.2. Экологические сообщества (6 часов)

Экологические сообщества и их классификация.

1



Таблицы и рисунки с демонстрацией биоценоза.

учебник, §14


Определение основополагающих понятий: агробиоценоз, экосистема города, городской ландшафт.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при изучении естественных и искусственных экосистем, проблем загрязнения атмосферы.

Естественные и искусственные экосистемы.

1



Видеофрагмент «Естественные и искусственные экосистемы» https://www.youtube.com/watch?v=GI9772s7k6c

Сравнение естественных и искусственных экосистем https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/khoziaistvennaia-deiatelnost-cheloveka-v-biosfere-6844064/re-d47c0e1e-4227-4dfd-8960-c4e82475b743

учебник, §15

Определение основополагающих понятий: агробиоценоз, экосистема города, городской ландшафт.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при изучении естественных и искусственных экосистем, проблем загрязнения атмосферы.

Решение биологических задач на видовое разнообразие сообществ.

1



карточки-задания по теме.

Решение биологических задач на видовое разнообразие сообществ.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Лабораторная работа №6 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)».

1



Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы.

Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы.

Шаги в медицину. Сердечно-лёгочная реанимация.

1



Учебник, стр. 116-123

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Обобщающий урок по теме «Экологические сообщества».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация владения языковыми средствами. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

Экологическое взаимодействие организмов в экосистеме (8 часов)

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Симбиоз.

1



Диск «Общая биология». Рисунки примеров симбиотических взаимоотношений.

Симбиоз https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/bioticheskie-vzaimootnosheniia-organizmov-6844050/re-56ffaecc-bc5e-4023-9df9-e334cdcd0bfb

учебник, §16

Определение основополагающих понятий: нейтрализм, симбиоз (мутуализм, протокооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство, паразитизм, хищничество).

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Паразитизм.

1



Таблицы циклов развития паразитов.

https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/bioticheskie-vzaimootnosheniia-organizmov-6844050/re-3424eaab-a283-46f7-b4e1-80f559c6bc0d

учебник, §17

Определение основополагающих понятий: паразитизм, паразитоиды, микропаразиты, макропаразиты, хозяин (основной и промежуточный), переносчик, иммунитет.

Шаги в медицину. Паразитология как наука.

1



Учебник, стр.134-135

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество.

1



Диск «Общая биология» изд. «Дрофа».

https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/bioticheskie-vzaimootnosheniia-organizmov-6844050/re-3424eaab-a283-46f7-b4e1-80f559c6bc0d

учебник, §18

Определение основополагающих понятий: хищничество, коэволюция, динамика популяций хищника и жертвы.

Шаги в медицину. Укусы животных. Первая помощь и профилактика.

1



Учебник, стр.140-143

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Антибиоз. Конкуренция.

1



Компьютерная презентация, фотографии конкурентных отношений животных и растений.

Конкуренция:https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/bioticheskie-vzaimootnosheniia-organizmov-6844050/re-f1f9387e-47d0-4753-9936-f646992d125c

учебник, §19

Определение основополагающих понятий: антибиоз: аменсализм, аллелопатия, конкуренция, территориальность.

Решение биологических задач.

1



карточки-задания по теме

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др.


Обобщающий урок по теме «Экологическое взаимодействие организмов в экосистеме».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация владения языковыми средствами. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

2.3. Структура экосистем (6 часов)

Экологическая ниша. Правило оптимального фуражирования.

1



учебник, §20

Определение основополагающих понятий: экологическая ниша, закон конкурентного исключения, правило обязательности заполнения экологических ниш, правило оптимального фуражирования.

Лабораторная работа №7 «Изучение экологической ниши у разных видов растений».

1



Инструктивная карточка для выполнения работы.

Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Видовая и пространственная структуры экосистемы.

1



учебник, §21, рис.64,65

Определение основополагающих понятий: зооценоз, структура сообщества: видовая структура, пространственная структура сообщества, ярусность, фитоценоз.

Решение биологических задач по экологии сообществ.

1



карточки-задания

Решение биологических задач по экологии сообществ.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Шаги в медицину. Влияние видового разнообразия сообщества на распространение эпидемий.

1



Учебник, стр.160-161

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.


Обобщающий урок по теме «Структура экосистем».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.



2.4. Трофические связи в экосистеме (8 часов)

Трофическая структура экосистемы.

1



учебник, §22. Схема «Пищевые сети».

Определение основополагающих понятий: трофическая структура, пищевая цепь, пищевая сеть, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты.

Решение биологических задач на применение экологических закономерностей (правил).

Лабораторная работа №8 «Описание экосистем своей местности».

1



Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы.

Овладение методами экологических исследований на примере выполнения исследовательской работы «Описание экосистем своей местности». Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Пищевые связи в экосистеме.

1



учебник, §23. Схемы «Пастбищые цепи питания», «Детритные цепи питания».

Определение основополагающих понятий: пищевая цепь: детритная, пастбищная; апвеллинг, фотическая зона, дождь трупов.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении пищевых связей в различных экосистемах.

Практическая работа №1 «Составление пищевых цепей».

1



Инструктивная карточка для выполнения практической работы.

Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Экологические пирамиды.

1



учебник, §24. Рисунок «Пирамида энергии».

Определение основополагающих понятий: пирамида: чисел, биомасс, энергии.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении пищевых связей в различных экосистемах.

Решение биологических задач по экологии сообществ.

1



карточки-задания

Решение биологических задач по экологии сообществ.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Шаги в медицину. Избыточная масса тела и диеты.

1



Учебник, стр.175-177

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Обобщающий урок по теме «Трофические связи в экосистеме».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

2.5. Жизнедеятельность сообщества (5 часов)

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

1



учебник, §25. Стр.179 рис.74; стр.180 рис.75.

Определение основополагающих понятий: поток вещества, поток энергии, биогенные элементы, макротрофные вещества, микротрофные вещества.

Продуктивность сообщества.

1



учебник, §26. Стр.185 рис.77; стр.186 рис.78.

Определение основополагающих понятий: продуктивность экосистем: валовая, чистая; продукция: биологическая, чистая, первичная; дыхание сообщества.

Экологическая сукцессия.

1



https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/izmenenie-ekosistem-vo-vremeni-suktcessii-6844060/re-f4419b2f-c677-4e88-aabd-f41e3cb4d4f6

учебник, §27

Определение основополагающих понятий: сукцессия: первичная и вторичная, автотрофная и гетеротрофная; общее дыхание сообщества.

Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

1



Первичная сукцессия https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/izmenenie-ekosistem-vo-vremeni-suktcessii-6844060/re-9df5a11f-b94d-4533-9999-0b1cafd476ae

Вторичная сукцессия https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/izmenenie-ekosistem-vo-vremeni-suktcessii-6844060/re-899a15c4-f165-4c05-a56d-b06de7df9b89

учебник, §28

Определение основополагающих понятий: сукцессия, саморазвитие сообщества, продолжительность сукцессии, стадии сукцессии.

Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность сообщества»

1



карточки-задания по теме

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

2.6. Антропогенное воздействие на экосистемы (5 часов)

Последствия влияния деятельности человека на эко- системы.

1



учебник, §29

Определение основополагающих понятий: загрязнение (природное и антропогенное), предельно допустимый сброс (ПДС), предельно допустимая концентрация (ПДК), мониторинг окружающей среды, природоохранное сознание.

Лабораторная работа №9 «Оценка антропогенных изменений в природе».

1




Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Шаги в медицину. Отравление нефтепродуктами.

1



Учебник, стр.205-206

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Обобщающий урок по теме «Антропогенное влияние на экосистемы».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Демонстрация владения языковыми средствами. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

Организация подготовки к ЕГЭ.

1



карточки-задания в формате ЕГЭ

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. Решение биологических задач

3. Биосферный уровень (31 час)

3.1. Круговорот веществ в биосфере (5 уроков)

Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

1



https://resh.edu.ru/subject/lesson/5394/start/119104/

учебник, §30

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: биосфера, ноосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество.

Круговорот веществ в биосфере.

1



учебник, §31

Определение основополагающих понятий: биогеохимический цикл, закон глобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере.

Решение биологических задач по круговороту веществ в биосфере.

1



карточки-задания по теме

Решение биологических задач на биогеохимические циклы.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Шаги в медицину. Отравление газами.

1



Учебник, стр.231-232

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др.

Обобщающий урок по теме «Круговорот веществ в биосфере».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.


3.2. Эволюция биосферы (4 урока)

Эволюция биосферы. Зарождение жизни.

1



учебник, §32

Определение основополагающих понятий: формация Исуа, первичный бульон, миксотрофы.

Эволюция биосферы Кислородная революция.

1



учебник, §33

Определение основополагающих понятий: метаногенные археи, фототрофы, точка Пастера, кислородная революция.

Решение биологических задач по эволюции биосферы.

1



карточки-задания

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др.


Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.


3.3. Гипотезы о происхождении жизни на Земле (8 уроков)

Гипотезы о происхождении жизни на Земле.

1



https://resh.edu.ru/subject/lesson/3874/start/301094/

учебник, §34

Определение основополагающих понятий: креационизм, самопроизвольное зарождение жизни, панспермия, биохимическая эволюция, абиогенез, РНК-мир.

Решение биологических задач по теме «Происхождение жизни».

1



проверочные тесты по теме

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Современные представления о возникновении жизни.

1



Презентация по теме. Учебник, §35

Определение основополагающих понятий: этапы абиогенеза: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция; гипотезы происхождения эукариотической клетки: инвагинационная, симбиотическая.

Развитие жизни на Земле. Катархей, архей и протерозой.

1



Видео-урок «Катархей, архей и протерозой»

учебник, §36

Определение основополагающих понятий: эон, эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении проблем возникновения и развития жизни на Земле.

Развитие жизни на Земле. Палеозой.

1



Видео-урок «Палеозойская эра», учебник, §37

Определение основополагающих понятий: фанерозой, палеозой, кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении проблем возникновения и развития жизни на Земле.

Развитие жизни на Земле. Мезозой.

1



Видео-урок «Мезозойская эра». учебник, §38

Определение основополагающих понятий: мезозой, триас, юра, мел.


Развитие жизни на Земле. Кайнозой.

1



Видео-урок «Кайнозойская эра». учебник, §39

Определение основополагающих понятий: кайнозой, палеоген, неоген, антропоген, голоцен.

Обобщающий урок по теме «Происхождение жизни на Земле».

1



проверочные тесты по теме.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

Антропогенез (14 уроков)

Эволюция человека.

1



https://resh.edu.ru/subject/lesson/3906/start/283994/

учебник, §40


Определение основополагающих понятий: антропогенез, человек разумный (Homo sapiens).

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении антропогенеза.

Решение биологических задач по эволюции человека.

1



проверочные тесты

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др.

Основные этапы антропогенеза.

1



Презентация «Этапы антропогенеза». Видеофрагмент «Ледяной человек Отци».

учебник, §41

Гипсовые бюсты обезьяны, австралопитека, питекантропа, неандертальца и кроманьонца.

Определение основополагающих понятий: австралопитековые, люди: архантропы, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный.

Шаги в медицину. Нарушение осанки у детей и подростков.

1



Учебник, стр. 281-283

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др.

Движущие силы антропогенеза.

1



Схема «Биологические и социальные факторы антропогенеза».

учебник, §42

Определение основополагающих понятий: социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении антропогенеза.

Решение биологических задач в формате ЕГЭ.

1



карточки-задания в формате ЕГЭ

Определение основополагающих понятий: социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Формирование человеческих рас.

1



Видео-урок «Расы». Гипсовые бюсты представителей европеоидной, негроидной и монголоидной рас.

учебник, §43

Определение основополагающих понятий: расы: европеоидная, монголоидная, американоидная, негроидная, австралоидная; расизм.

Роль человека в биосфере.

1



https://resh.edu.ru/subject/lesson/3896/start/17493/

учебник, §44

Определение основополагающего понятия: устойчивое развитие.

Продуктивное общение и Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения учебно-исследовательского проекта

«Оценка антропогенных изменений в природе». Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Шаги в медицину. Неотложная помощь при ожогах.

1



Учебник, стр. 309-311

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др.

Обобщающий урок по теме «Антропогенез».

1



проверочные тесты

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

Обобщающий урок-конференция по итогам учебно- исследовательской и проектной деятельности.

1



Презентации учеников.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Организация подготовки к ЕГЭ.

1



Карточки-задания в формате ЕГЭ.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторных работ.

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Организация подготовки к ЕГЭ.

1



Карточки-задания в формате ЕГЭ.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторных работ.

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Организация подготовки к ЕГЭ.

1



Карточки-задания в формате ЕГЭ.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторных работ.

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.