Календарно-тематическое планирование по биологии для 11 класса (углублённый уровень)
Календарно-тематическое планирование 11 «А» класс 2022-2023 учебный год
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | |
план | факт | |||||
1. Популяционно-видовой уровень (23 часа) | ||||||
1.1. Виды и популяции (4 часа) | ||||||
Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции. | 1 | | | Видео-урок «Общая характеристика популяционно-видового уровня жизни», таблица «Критерии вида», гербарные экземпляры растений разных видов. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4949/start/119943/ учебник, §1 | Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана. Определение основополагающих понятий: вид, критерии вида, ареал, популяция, рождаемость, смертность, показатели структуры популяции, плотность, численность. | |
Лабораторная работа №1 «Сравнение видов по морфологическому критерию». | 1 | | | Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. Фотографии и рисунки различных видов организмов. | Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Решение биологических задач по теме «Виды и популяции». | 1 | | | Карточки-задания. | Решение биологических задач с использованием динамических показателей структуры популяции. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. | |
Обобщающий урок по теме «Виды и популяции». | 1 | | | Проверочные тесты по теме. | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
1.2. Эволюционное учение (19 часов). | ||||||
Развитие эволюционных идей. | 1 | | | Презентация «Развитие эволюционных идей». учебник, §2 | Определение основополагающих понятий: эволюция, теории эволюции, движущие силы эволюции. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении развития эволюционных идей. | |
Эволюционная теория Ламарка. | 1 | | | Портрет Ж.Б.Ламарка. учебник, стр.18-19 | Определение основополагающих понятий: учение о градации и изменчивости. Роль Ламарка в развитии биологической науки, его заслуги и ошибки. | |
Эволюционная теория Чарльза Дарвина. | 1 | | | Портрет Ч.Дарвина. Видеофрагменты о путешествии на корабле Бигль. | Определение основополагающих понятий: эволюция, теория эволюции Дарвина, движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении основных положений эволюционной теории Дарвина. | |
Синтетическая теория эволюции. | 1 | | | Портреты учёных А.Н.Северцова, С.С.Четверикова, Дж.Холдейна. учебник, §3 | Определение основополагающего понятия: синтетическая теория эволюции. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении положений синтетической теории эволюции. | |
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. | 1 | | | Таблицы «Формы борьбы за существование», «Естественный отбор». учебник, §4 | Определение основополагающих понятий: элементарные факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, горизонтальный перенос генов, ретротранспозоны. | |
Изоляция. Закон Харди— Вайнберга. | 1 | | | учебник, §5 | Определение основополагающих понятий: изоляция (географическая, биологическая), изолирующие механизмы (предзиготические и постзиготические), частота аллеля, частоты генотипов. | |
Решение биологических задач с применением Закона Харди-Вайнберга. | 1 | | | Проверочные тесты. | Решение биологических задач с применением закона Харди—Вайнберга. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиции других участников при обсуждении влияния естественного отбора на генофонд популяций. | |
Решение биологических задач в формате ЕГЭ. | 1 | | | Карточки-задания в формате ЕГЭ. | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др. | |
Естественный отбор как фактор эволюции. | 1 | | | Видео-урок «Естественный отбор». https://resh.edu.ru/subject/lesson/5389/start/107051/ учебник, §6 | Определение основополагающих понятий: формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный (разрывающий). | |
Шаги в медицину. Классификация переломов костей и оказание первой помощи. | 1 | | | учебник, стр.49-52 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. | |
Половой отбор. Стратегии размножения. | 1 | | | Презентация по теме «Половой отбор». учебник, §7 | Определение основополагающих понятий: половой отбор, индикаторы приспособленности, родительский вклад, K- и R-стратегия. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Развитие познавательного интереса к изучению биологии. | |
Микроэволюция и макроэволюция. | 1 | | | Таблица «Видообразование». Рельефная таблица «Зародышевое развитие хордовых». учебник, §8 | Определение основополагающих понятий: макроэволюция, микроэволюция, дивергенция, репродуктивная изоляция, видообразование (географическое, экологическое), конвергенция. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении процессов макро- и микроэволюции. | |
Направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. | 1 | | | Презентация «Прогресс и регресс в эволюции». учебник, §9 | Определение основополагающих понятий: направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении направлений эволюции. | |
Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. | 1 | | | Рисунок «Ротовые аппараты насекомых – пример идиоадаптации». Рисунок «Возникновение ароморфозов в процессе эволюции». Схема «Пути и направления эволюционного процесса». учебник, стр.68-70 | Определение основополагающих понятий: направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении направлений эволюции. | |
Механизмы адаптаций. Лабораторная работа №2 «Описание приспособленности организма и её относительный характер». | 1 | | | Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. | Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Принципы классификации. Систематика. | 1 | | | Портрет Карла Линнея. учебник, §10 | Определение основополагающих понятий: систематика, биноминальное название, систематические категории: тип, отдел, класс, отряд, порядок, семейство, род, вид. | |
Обобщающий урок по теме «Направления эволюции». | 1 | | | Проверочные тесты по теме. | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Демонстрация навыков познавательной рефлексии. | |
Организация подготовки к ЕГЭ. | 1 | | | карточки-задания в формате ЕГЭ. | Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. Решение биологических задач. | |
2. Экосистемый уровень организации (48 часов) | ||||||
2.1. Среды обитания организмов, экологические факторы (10 часов) | ||||||
Экосистемный уровень: общая характеристика. Среды обитания организмов. | 1 | | | Видео-урок «Общая характеристика экосистемного уровня жизни». учебник, §11 | Определение основополагающих понятий: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, тела других организмов. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении различных сред обитания организмов. | |
Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». | 1 | | | Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. Фотографии и рисунки живых организмов различных сред обитания. | Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Экологические факторы и ресурсы. | 1 | | | Презентация «Факторы окружающей среды». https://resh.edu.ru/subject/lesson/5392/start/8378/ учебник, §12 | Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении влияния экологических факторов на организмы. | |
Лабораторная работа №4 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания». | 1 | | | Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. Гербарий покрытосеменных растений. | Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. | |
Влияние экологических факторов среды на организмы. | 1 | | | Видео-урок «Влияние факторов среды на организмы». учебник, §13 | Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана. Определение основополагающих понятий: толерантность, адаптация, лимитирующие факторы. | |
Решение биологических задач на применение правила толерантности. | 1 | | | Карточки-задания. | Решение биологических задач на применение правила толерантности. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. | |
Лабораторная работа №5 «Методы измерения факторов среды обитания, часть 1». | 1 | | | Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. | Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. | |
Лабораторная работа №5 «Методы измерения факторов среды обитания, часть 2». | 1 | | | Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. | Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. | |
Шаги в медицину. Ушибы, растяжения, разрывы тканей и оказание первой помощи. | 1 | | | учебник, стр.97-99 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Обобщающий урок по теме «Среды обитания, экологические факторы». | 1 | | | Проверочные тесты. | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Демонстрация навыков познавательной рефлексии. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
2.2. Экологические сообщества (6 часов) | ||||||
Экологические сообщества и их классификация. | 1 | | | Таблицы и рисунки с демонстрацией биоценоза. учебник, §14 | Определение основополагающих понятий: агробиоценоз, экосистема города, городской ландшафт. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при изучении естественных и искусственных экосистем, проблем загрязнения атмосферы. | |
Естественные и искусственные экосистемы. | 1 | | | Видеофрагмент «Естественные и искусственные экосистемы» https://www.youtube.com/watch?v=GI9772s7k6c Сравнение естественных и искусственных экосистем https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/khoziaistvennaia-deiatelnost-cheloveka-v-biosfere-6844064/re-d47c0e1e-4227-4dfd-8960-c4e82475b743 учебник, §15 | Определение основополагающих понятий: агробиоценоз, экосистема города, городской ландшафт. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при изучении естественных и искусственных экосистем, проблем загрязнения атмосферы. | |
Решение биологических задач на видовое разнообразие сообществ. | 1 | | | карточки-задания по теме. | Решение биологических задач на видовое разнообразие сообществ. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. | |
Лабораторная работа №6 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)». | 1 | | | Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы. | Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы. | |
Шаги в медицину. Сердечно-лёгочная реанимация. | 1 | | | Учебник, стр. 116-123 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Обобщающий урок по теме «Экологические сообщества». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Демонстрация владения языковыми средствами. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
Экологическое взаимодействие организмов в экосистеме (8 часов) | ||||||
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Симбиоз. | 1 | | | Диск «Общая биология». Рисунки примеров симбиотических взаимоотношений. учебник, §16 | Определение основополагающих понятий: нейтрализм, симбиоз (мутуализм, протокооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство, паразитизм, хищничество). | |
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Паразитизм. | 1 | | | Таблицы циклов развития паразитов. учебник, §17 | Определение основополагающих понятий: паразитизм, паразитоиды, микропаразиты, макропаразиты, хозяин (основной и промежуточный), переносчик, иммунитет. | |
Шаги в медицину. Паразитология как наука. | 1 | | | Учебник, стр.134-135 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество. | 1 | | | Диск «Общая биология» изд. «Дрофа». учебник, §18 | Определение основополагающих понятий: хищничество, коэволюция, динамика популяций хищника и жертвы. | |
Шаги в медицину. Укусы животных. Первая помощь и профилактика. | 1 | | | Учебник, стр.140-143 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Антибиоз. Конкуренция. | 1 | | | Компьютерная презентация, фотографии конкурентных отношений животных и растений. учебник, §19 | Определение основополагающих понятий: антибиоз: аменсализм, аллелопатия, конкуренция, территориальность. | |
Решение биологических задач. | 1 | | | карточки-задания по теме | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др. | |
Обобщающий урок по теме «Экологическое взаимодействие организмов в экосистеме». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Демонстрация владения языковыми средствами. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
2.3. Структура экосистем (6 часов) | ||||||
Экологическая ниша. Правило оптимального фуражирования. | 1 | | | учебник, §20 | Определение основополагающих понятий: экологическая ниша, закон конкурентного исключения, правило обязательности заполнения экологических ниш, правило оптимального фуражирования. | |
Лабораторная работа №7 «Изучение экологической ниши у разных видов растений». | 1 | | | Инструктивная карточка для выполнения работы. | Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Видовая и пространственная структуры экосистемы. | 1 | | | учебник, §21, рис.64,65 | Определение основополагающих понятий: зооценоз, структура сообщества: видовая структура, пространственная структура сообщества, ярусность, фитоценоз. | |
Решение биологических задач по экологии сообществ. | 1 | | | карточки-задания | Решение биологических задач по экологии сообществ. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. | |
Шаги в медицину. Влияние видового разнообразия сообщества на распространение эпидемий. | 1 | | | Учебник, стр.160-161 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Обобщающий урок по теме «Структура экосистем». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
2.4. Трофические связи в экосистеме (8 часов) | ||||||
Трофическая структура экосистемы. | 1 | | | учебник, §22. Схема «Пищевые сети». | Определение основополагающих понятий: трофическая структура, пищевая цепь, пищевая сеть, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты. Решение биологических задач на применение экологических закономерностей (правил). | |
Лабораторная работа №8 «Описание экосистем своей местности». | 1 | | | Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы. | Овладение методами экологических исследований на примере выполнения исследовательской работы «Описание экосистем своей местности». Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Пищевые связи в экосистеме. | 1 | | | учебник, §23. Схемы «Пастбищые цепи питания», «Детритные цепи питания». | Определение основополагающих понятий: пищевая цепь: детритная, пастбищная; апвеллинг, фотическая зона, дождь трупов. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении пищевых связей в различных экосистемах. | |
Практическая работа №1 «Составление пищевых цепей». | 1 | | | Инструктивная карточка для выполнения практической работы. | Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Экологические пирамиды. | 1 | | | учебник, §24. Рисунок «Пирамида энергии». | Определение основополагающих понятий: пирамида: чисел, биомасс, энергии. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении пищевых связей в различных экосистемах. | |
Решение биологических задач по экологии сообществ. | 1 | | | карточки-задания | Решение биологических задач по экологии сообществ. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. | |
Шаги в медицину. Избыточная масса тела и диеты. | 1 | | | Учебник, стр.175-177 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Обобщающий урок по теме «Трофические связи в экосистеме». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
2.5. Жизнедеятельность сообщества (5 часов) | ||||||
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. | 1 | | | учебник, §25. Стр.179 рис.74; стр.180 рис.75. | Определение основополагающих понятий: поток вещества, поток энергии, биогенные элементы, макротрофные вещества, микротрофные вещества. | |
Продуктивность сообщества. | 1 | | | учебник, §26. Стр.185 рис.77; стр.186 рис.78. | Определение основополагающих понятий: продуктивность экосистем: валовая, чистая; продукция: биологическая, чистая, первичная; дыхание сообщества. | |
Экологическая сукцессия. | 1 | | | учебник, §27 | Определение основополагающих понятий: сукцессия: первичная и вторичная, автотрофная и гетеротрофная; общее дыхание сообщества. | |
Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. | 1 | | | Первичная сукцессия https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/izmenenie-ekosistem-vo-vremeni-suktcessii-6844060/re-9df5a11f-b94d-4533-9999-0b1cafd476ae Вторичная сукцессия https://www.yaklass.ru/p/biologia/11-klass/osnovy-ekologicheskikh-znanii-6844047/izmenenie-ekosistem-vo-vremeni-suktcessii-6844060/re-899a15c4-f165-4c05-a56d-b06de7df9b89 учебник, §28 | Определение основополагающих понятий: сукцессия, саморазвитие сообщества, продолжительность сукцессии, стадии сукцессии. | |
Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность сообщества» | 1 | | | карточки-задания по теме | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
2.6. Антропогенное воздействие на экосистемы (5 часов) | ||||||
Последствия влияния деятельности человека на эко- системы. | 1 | | | учебник, §29 | Определение основополагающих понятий: загрязнение (природное и антропогенное), предельно допустимый сброс (ПДС), предельно допустимая концентрация (ПДК), мониторинг окружающей среды, природоохранное сознание. | |
Лабораторная работа №9 «Оценка антропогенных изменений в природе». | 1 | | | | Овладение методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Шаги в медицину. Отравление нефтепродуктами. | 1 | | | Учебник, стр.205-206 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Обобщающий урок по теме «Антропогенное влияние на экосистемы». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Демонстрация владения языковыми средствами. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
Организация подготовки к ЕГЭ. | 1 | | | карточки-задания в формате ЕГЭ | Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. Решение биологических задач | |
3. Биосферный уровень (31 час) | ||||||
3.1. Круговорот веществ в биосфере (5 уроков) | ||||||
Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | 1 | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5394/start/119104/ учебник, §30 | Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана. Определение основополагающих понятий: биосфера, ноосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество. | |
Круговорот веществ в биосфере. | 1 | | | учебник, §31 | Определение основополагающих понятий: биогеохимический цикл, закон глобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере. | |
Решение биологических задач по круговороту веществ в биосфере. | 1 | | | карточки-задания по теме | Решение биологических задач на биогеохимические циклы. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. | |
Шаги в медицину. Отравление газами. | 1 | | | Учебник, стр.231-232 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др. | |
Обобщающий урок по теме «Круговорот веществ в биосфере». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
3.2. Эволюция биосферы (4 урока) | ||||||
Эволюция биосферы. Зарождение жизни. | 1 | | | учебник, §32 | Определение основополагающих понятий: формация Исуа, первичный бульон, миксотрофы. | |
Эволюция биосферы Кислородная революция. | 1 | | | учебник, §33 | Определение основополагающих понятий: метаногенные археи, фототрофы, точка Пастера, кислородная революция. | |
Решение биологических задач по эволюции биосферы. | 1 | | | карточки-задания | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др. | |
Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. . Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
3.3. Гипотезы о происхождении жизни на Земле (8 уроков) | ||||||
Гипотезы о происхождении жизни на Земле. | 1 | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3874/start/301094/ учебник, §34 | Определение основополагающих понятий: креационизм, самопроизвольное зарождение жизни, панспермия, биохимическая эволюция, абиогенез, РНК-мир. | |
Решение биологических задач по теме «Происхождение жизни». | 1 | | | проверочные тесты по теме | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. | |
Современные представления о возникновении жизни. | 1 | | | Презентация по теме. Учебник, §35 | Определение основополагающих понятий: этапы абиогенеза: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция; гипотезы происхождения эукариотической клетки: инвагинационная, симбиотическая. | |
Развитие жизни на Земле. Катархей, архей и протерозой. | 1 | | | Видео-урок «Катархей, архей и протерозой» учебник, §36 | Определение основополагающих понятий: эон, эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении проблем возникновения и развития жизни на Земле. | |
Развитие жизни на Земле. Палеозой. | 1 | | | Видео-урок «Палеозойская эра», учебник, §37 | Определение основополагающих понятий: фанерозой, палеозой, кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении проблем возникновения и развития жизни на Земле. | |
Развитие жизни на Земле. Мезозой. | 1 | | | Видео-урок «Мезозойская эра». учебник, §38 | Определение основополагающих понятий: мезозой, триас, юра, мел. | |
Развитие жизни на Земле. Кайнозой. | 1 | | | Видео-урок «Кайнозойская эра». учебник, §39 | Определение основополагающих понятий: кайнозой, палеоген, неоген, антропоген, голоцен. | |
Обобщающий урок по теме «Происхождение жизни на Земле». | 1 | | | проверочные тесты по теме. | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
Антропогенез (14 уроков) | ||||||
Эволюция человека. | 1 | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3906/start/283994/ учебник, §40 | Определение основополагающих понятий: антропогенез, человек разумный (Homo sapiens). Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении антропогенеза. | |
Решение биологических задач по эволюции человека. | 1 | | | проверочные тесты | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др. | |
Основные этапы антропогенеза. | 1 | | | Презентация «Этапы антропогенеза». Видеофрагмент «Ледяной человек Отци». учебник, §41 Гипсовые бюсты обезьяны, австралопитека, питекантропа, неандертальца и кроманьонца. | Определение основополагающих понятий: австралопитековые, люди: архантропы, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. | |
Шаги в медицину. Нарушение осанки у детей и подростков. | 1 | | | Учебник, стр. 281-283 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др. | |
Движущие силы антропогенеза. | 1 | | | Схема «Биологические и социальные факторы антропогенеза». учебник, §42 | Определение основополагающих понятий: социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении антропогенеза. | |
Решение биологических задач в формате ЕГЭ. | 1 | | | карточки-задания в формате ЕГЭ | Определение основополагающих понятий: социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. | |
Формирование человеческих рас. | 1 | | | Видео-урок «Расы». Гипсовые бюсты представителей европеоидной, негроидной и монголоидной рас. учебник, §43 | Определение основополагающих понятий: расы: европеоидная, монголоидная, американоидная, негроидная, австралоидная; расизм. | |
Роль человека в биосфере. | 1 | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3896/start/17493/ учебник, §44 | Определение основополагающего понятия: устойчивое развитие. Продуктивное общение и Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения учебно-исследовательского проекта «Оценка антропогенных изменений в природе». Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Шаги в медицину. Неотложная помощь при ожогах. | 1 | | | Учебник, стр. 309-311 | Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной. Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, медицине, экологии и др. | |
Обобщающий урок по теме «Антропогенез». | 1 | | | проверочные тесты | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы. | |
Обобщающий урок-конференция по итогам учебно- исследовательской и проектной деятельности. | 1 | | | Презентации учеников. | Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. | |
Организация подготовки к ЕГЭ. | 1 | | | Карточки-задания в формате ЕГЭ. | Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторных работ. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Организация подготовки к ЕГЭ. | 1 | | | Карточки-задания в формате ЕГЭ. | Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторных работ. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. | |
Организация подготовки к ЕГЭ. | 1 | | | Карточки-задания в формате ЕГЭ. | Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторных работ. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов. |