Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по четвертям)
11 класс БИОЛОГИЯ
Четверть/год |
Часов в неделю |
всего |
Из них |
|
лабораторных работ |
практических работ |
|||
1 четверть |
1 |
9 |
|
3 |
2 четверть |
1 |
7 |
|
|
3 четверть |
1 |
10 |
|
|
4 четверть |
1 |
8 |
|
1 |
ГОД |
|
34 |
|
4 |
ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ ур. 1 |
Тема раздела, урока
2 |
Кол-во 3 |
Дата
4 |
Примечание
5 |
||
l.Организменный уровень организации жизни (16 часов) Называть:признаки живого организма. Науки, изучающие живую природу. Методы изучения биологии Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов генетические термины, символы, понятия определение наследственности и изменчивости, формы изменчивости, виды мутаций. Сравнивать:уровни организации живой природы, типы размножения организмов. Характеризовать:предмет изучения генетики, суть гибридологического метода, суть правила единообразия первого поколения, чистоты гамет, сущность закона Моргана, механизм наследования признаков сцепленных с полом, роль биотехнологии, основополагающий принцип в науке,правило расщепления, различные виды изменчивости, факторы , способные вызвать увеличение частоты мутаций. Решать:задачи на моногибридное скрещивание, дигибридное, анализирующее, неполное доминирование Формулировать : правила расщепления, иметь представление о независимом наследовании признаков, законы наследственности, группы хромосом. Раскрывать:взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организма, значение составления генетических карт человека, различия между модификациями и мутациями. Доказывать:необходимость теоретических знаний для развития медицины, сел. хозяйства, экологии. Объяснять:связи между науками изучающими природу. Термины и понятия Биология, зоология, анатомия, физиология, микробиология. Вирусология ,эксперимент, наблюдение, биологическое разнообразие, клетка, самовоспроизведение, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, генетика, ген, генотип, доминантный и рецессивный признак, аллель, мутации, скрещивание, сцепленное наследование, хромосома, половые хромосомы, аутосомы, гибрид, наследственность, изменчивость, норма реакции. Фенотип, гетерозигота, гомозигота, кариотип, мутаген, гомологичесий ряд, онтогенетическая изменчивость, модификационная и комбинативная изменчивость, дальтонизм, гемофилия. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, моделирование, хронический опыт, тригибридное скрещивание, группа сцепления, генетическая карта, полимерия, генотипическая среда, амниотическая жидкость, трисомия.
|
||||||
1. |
Организменный уровень жизни: значение и роль в природе. |
1ч
|
|
|
||
2. |
Организм как биосистема. |
1ч |
|
|
||
3. |
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. |
1ч |
|
|
||
4. |
Размножение организмов. |
1ч |
|
|
||
5. |
Типы оплодотворения. Оплодотворение и его значение. |
1ч |
|
|
||
6. |
Основные понятия генетики. Практическая работа № 1. «Хромосомная теория и теория гена» |
1ч |
|
|
||
7. |
Изменчивость признаков организма |
1ч |
|
|
||
8. |
«Основные генетические закономерности». |
1ч |
|
|
||
9. |
Практическая работа № 3 «Законы Г. Менделя». |
1ч |
|
|
||
10. |
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. |
1ч |
|
|
||
11. |
Наследственные болезни человека причины. Профилактика |
1ч |
|
|
||
12. |
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. |
1ч |
|
|
||
13. |
Этические аспекты применения генных технологий. |
1ч |
|
|
||
14. |
Мутагены, их влияние на организм человека |
1ч |
|
|
||
15. |
Факторы, определяющие здоровье человека. Здоровье населения ХМАО |
1ч |
|
|
||
16. |
Вирусные заболевания и профилактика заражения. |
1ч |
|
|
||
ll.КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (9 часов) Называть:Фамилии ученых микроскопистов, основные органоиды клетки их строение, расположение в клетке и выполняемые функции, составляющие клеточной мембраны, основные положения клеточной теории, типы РНК их строение и функции, Характеризовать:строение клетки, химический состав клетки, этапы энергетического и пластического обменов веществ ,механизм фаго- и пиноцитоза, признаки отличияв ключений от основных органоидов клетки, стадии фотосинтеза, типы размножения, формы полового и бесполого размножения, митоз,фазы митоза, половые клетки, мейоз, фазы мейоза, о строении и отличии половых клеток, сущность процесса оплодотворения периоды онтогенеза и их протекание, способы проникновения в клетку веществ, Сравнивать: строение прокариотов и эукариотов, отличие РНК от ДНК, процессы митоза и мейоза, строение прокариотов и эукариотов, раст. и жив. клеток, объяснять функции органоидов в связи с их строением ассимиляцию с диссимиляцией Раскрывать:сущность процессов энергетического, пластического обменов веществ, процесса размножения и его значения для сохранения жизни на Земле, смысл световой и темновой фаз фотосинтеза. Обосновывать:значение клеточной теории для развития биологии, значение большого количества митохондрий в молодых клетках, роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, необходимость выработки большего числа сперматозоидов при наружном оплодотворении, значение биогенетического закона, пояснять влияние внешних воздействий на эмбриональный период развития. Выделять:признаки примитивности прокариотов по сравнению с эукариотами Термины и понятия:Цитология ,клеточная теория, клетка, органические и неорганические вещества, белки , жиры, углеводы ДНК и РНК, органоиды, мембрана, цитоплазма, митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи,ЭПС, ядро, пластиды, рибосома, анаболизм, катаболизм ,биосинтез, фотосинтез, аэробное и анаэробное дыхание. Половое и бесполое размножение, гамета, зигота, хромосома, митоз, мейоз, кроссинговер, клеточный цикл. Диплоидная и гаплоидная клетка, онтогенез. Мономеры, полимеры, катализатор, фермент, азотистое основание,кристы. граны, строма, ассимиляция, диссимиляция, транскрипция, трансляция, АДФ, АМФ, НАДФ, гликолиз.
|
||||||
18. |
Клеточный уровень жизни и его роль в природе. |
1ч |
|
|
||
18. |
Клетка – этап эволюции живого в истории Земли. |
1ч |
|
|
||
19. |
Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. |
1ч |
|
|
||
20. |
Особенности доядерных и ядерных клеток. |
1ч |
|
|
||
21. |
Деление клеток. |
1ч |
|
|
||
22. |
Структура и функции хромосом. Ген. Геном. |
1ч |
|
|
||
23. |
Бактерии их разнообразие и особенности. |
1ч |
|
|
||
24. |
Достижение медицинской генетики и биоэтические проблемы. Микробиология на службе человека. |
1ч |
|
|
||
25. |
История медицинской науки и биоэтики. Клеточная теория и ее роль в естественнонаучной картине мира. |
1ч |
|
|
||
lll.МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ - (9 часов) Называть: хим. элементы клетки, естественные и искусственные биополимеры, регуляторы биомолекулярных процессов.фамилии ученых микроскопистов, типы РНК и их функции, эндемические заболевания, вызванные нехваткой определенных веществ в организме. Характеризовать:химический состав клетки,отличие РНК от ДНК, этапы энергетического и пластического обменов веществ, стадии фотосинтеза, молекулярные процессы расщепления в клетке, поступление хим. элементов в клетки живых организмов. образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке.главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления, внешние и внутренние стороны культурности человека, Раскрывать:особенности обмена веществ в клетке, особенности процессов фото- и хемосинтеза. Сравнивать:ассимиляцию с диссимиляцией, РНК и ДНК. Обосновывать :роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза, различие между искусственными и естественными биомолекулами, возможные пути решения экологических проблем Земли Термины и понятия: белки , жиры, углеводы ДНК и РНК, анаболизм, катаболизм, биосинтез, фотосинтез, аэробное и анаэробное дыхание, ферменты, коферменты, витамины, гормоны, биомолекулы, пестицид, диоксин, Туницин, вазопрессин, арахидоновая жирная кислота ,простагландины, бегеновая жирная кислота, полиамид, гипокупроз |
||||||
26. |
Молекулярный уровень жизни и его особенности. |
1ч |
|
|
||
27. |
Химический состав клетки. Основные биологические молекулы живой материи. |
1ч |
|
|
||
28. |
Практическая работа № 4 «ДНК – носитель наследственной информации и процессы синтеза в живых системах» |
1ч |
|
|
||
29. |
Конференция «Человек и природа» |
1ч |
|
|
||
30. |
Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах. |
1ч |
|
|
||
31. |
Естественные и искусственные биополимеры. |
1ч
|
|
|
||
32. |
Техногенные катастрофы России. Химическое загрязнение окружающей среды. |
1ч |
|
|
||
33. |
Круглый стол «Экологические проблемы Советского района» |
1ч |
|
|
||
34 |
Конференция "Земля - мой дом!" |
1ч
|
|
|
||
Литература:
- Понамарева И.Н., Корнилова О.А., Лощина Т.Е под редакцией Понамаревой И.Н. Биология (базовый уровень) 11 класс. – М.: « Вентана – Граф», 2015.