Календарно-тематическое планирование биология 10 класс (базовый уровень)

7
0
Материал опубликован 24 September 2016
Тематическое планирование по биологии (базовый уровень) для 10 класса 2014-2015 учебный год

Тема урока Элементы содержания

Возможные направления творческой и исследовательской проектной деятельности

Освоение предметных знаний

Тема 1: Биология как наука. Методы научного познания (4часа)
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа)

1

Краткая история развития биологии.

Предмет и задачи об­щей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками.

  Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, уметь охарактеризовать особенности методов познания живого.

2

Методы исследования в биологии

Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи

  Закрепить и углубить понимание учащимися особенностей современной биологической науки
Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 часа)

3

Сущность жизни свойства живого

Биология. Жизнь. Основ­ные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира.

  Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследст­венность и изменчивость, рост и развитие, раз­дражимость и уметь привести примеры пред­ставителей 5 царств живой природы.

4

Уровни организации живой материи

Уровни организации живой природы:молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный.

 

Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе.

Тема 2: Клетка (10 часов)

Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1час)

5

Методы цитологии. Клеточная теория.

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории

 

Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материаль­ное единство органического мира

Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)

6

Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества.

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.

 

Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен­тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.

7

Углеводы, липиды.

Строение и биологиче­ское значение углеводов, липидов .

 

Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли­пидов.

8

Строение и функции белков.

Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо­лекул; биологические катализаторы - фермен­ты.

 

Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков осо­бенностями строения их молекул.

9

Нуклеиновые кисло­ты.

ДНК, РНК, генети­ческий код.

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

 

Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематиче­ски изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК. строения АТФ, знать роль витаминов в живой природе.

Тема 2.3 Строение клетки (3часа)

10

Строение клетки.

Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра.

 

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра.

11

Эукариотические и прокариотические клетки.

Строение и функции органои­дов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.

 

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов, клеточных включений, особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов.

12

Строение и функции хромосом.

Клетка- целостная элементарная система, мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные, одномембранные и двумембранные.

 

Проверить усвоение учащимися знаний

о строении клетки, об особенностях строения растительных, животных клеток и грибов.

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1час)

13

ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код.

Клетка, ДНК, ген, генетический код.

 

Учащиеся должны знать

процесс репликации ДНК. Объяснять, что такое генетический код. Называть основные

свойства генетического кода.

Тема 2.5 Вирусы (1час)

14

Вирусы, особенности строения и размножения

Вирусы – неклеточные формы

 

Учащиеся должны знать особенности

строения и способы размножения

вирусов.

Тема 3: Организм (19 часов)

Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час)

15

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

 

Учащиеся должны знать основные характеристики живого организма

Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии- свойства живых организмов (2 час)

16

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов.

Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.

 

Учащиеся должны усвоить сущность и значе­ние обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение ми­тохондрий в процессах клеточного дыхания.

17

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.

 

Учащиеся должны знать типы питания орга­низмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различ­ными типами питания.

Тема3.3 Размножение (4 часа).

18

Размножение – свойство организмов.

Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

 

Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особен­ности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечи­вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

19

Деление клетки. Мейоз.

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге­нез, биологическое значение полового про­цесса.

 

Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение полового размножения, ос­новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

20

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение

Формы бесполого раз­множения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размно­жение.

 

Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биоло­гическое значение полового размножения.

21

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений, развитие без оп­лодотворения.

 

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых рас­тений.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (2 часа)

22

Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриоге­нез и постэмбриональ­ное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

 

Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

23

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека.

Сущность размножения и его биологическая роль, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения, мейоз, особенности развития организмов.

 

Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особен­ности интерфазы и фаз митоза, уметь объяснить механизм, обеспечи­вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре, особенности и биоло­гическое значение полового размножения, ос­новные фазы мейоза, знать особенности и биоло­гическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биоло­гическое значение полового размножения, факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

Тема3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)

24

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

Основные термины и понятия генетики. Гибридологический ме­тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

 

Учащиеся должны знать основные понятия, за­дачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терми­нологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.

25

Генетическая символика. Анализирующее скрещивание.

Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование.

 

Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания.

26

Закономерности наследования. Дигибридное скре­щивание.

Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.

 

Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со­ставлять решетку Пеннета.

27

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

 

Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о генетических картах.

28

Современные представления о гене и геноме. Генетическое определение пола.

Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

 

Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.

29

Наследственная и ненаследственная из­менчивость. Мутации.

Наследственная измен­чивость: комбинативная, мутационная и соотно­сительная, мутагены, му­тации и мутагенез, за­кон гомологических ря­дов Вавилова.

 

Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формули­ровку закона гомологических рядов.

30

Значение генетики для медицины и селекции. Генетика человека.

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

 

Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. (3 часа)

31

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция.

Селекция

 

Учащиеся должны знать задачи генетики как науки, этапы становления, направления селекции

32

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Методы селекции, гибрид, гибридизация, основные направления искусственного отбора.

 

Учащиеся должны знать сущность методов, их особенности

33

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

Биотехнология, перспективы ее развития на современном этапе.

 

Учащиеся должны знать направления биотехнологии

 

34

Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм»

Основные понятия по теме

 

Учащиеся должны знать основные понятия по теме

Комментарии
Комментариев пока нет.