Календарно-тематическое планирование биология 10 класс (базовый уровень)
Тематическое планирование по биологии (базовый уровень) для 10 класса 2014-2015 учебный год | ||||
№ |
Тема урока | Элементы содержания |
Возможные направления творческой и исследовательской проектной деятельности |
Освоение предметных знаний |
Тема 1: Биология как наука. Методы научного познания (4часа) | ||||
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа) | ||||
1 |
Краткая история развития биологии. |
Предмет и задачи общей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками. |
Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, уметь охарактеризовать особенности методов познания живого. | |
2 |
Методы исследования в биологии |
Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи |
Закрепить и углубить понимание учащимися особенностей современной биологической науки | |
Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 часа) | ||||
3 |
Сущность жизни свойства живого |
Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого мира. |
Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств живой природы. | |
4 |
Уровни организации живой материи |
Уровни организации живой природы:молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный. |
Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе. |
|
Тема 2: Клетка (10 часов) |
||||
Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1час) |
||||
5 |
Методы цитологии. Клеточная теория. |
Клетка, цитология, основные положения клеточной теории |
Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материальное единство органического мира |
|
Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа) |
||||
6 |
Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества. |
Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей. |
Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке. |
|
7 |
Углеводы, липиды. |
Строение и биологическое значение углеводов, липидов . |
Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов. |
|
8 |
Строение и функции белков. |
Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы - ферменты. |
Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул. |
|
9 |
Нуклеиновые кислоты. |
ДНК, РНК, генетический код. АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь |
Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК. строения АТФ, знать роль витаминов в живой природе. |
|
Тема 2.3 Строение клетки (3часа) |
||||
10 |
Строение клетки. |
Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра. |
Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра. |
|
11 |
Эукариотические и прокариотические клетки. |
Строение и функции органоидов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения. |
Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов, клеточных включений, особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов. |
|
12 |
Строение и функции хромосом. |
Клетка- целостная элементарная система, мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные, одномембранные и двумембранные. |
Проверить усвоение учащимися знаний о строении клетки, об особенностях строения растительных, животных клеток и грибов. |
|
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1час) |
||||
13 |
ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. |
Клетка, ДНК, ген, генетический код. |
Учащиеся должны знать процесс репликации ДНК. Объяснять, что такое генетический код. Называть основные свойства генетического кода. |
|
Тема 2.5 Вирусы (1час) |
||||
14 |
Вирусы, особенности строения и размножения |
Вирусы – неклеточные формы |
Учащиеся должны знать особенности строения и способы размножения вирусов. |
|
Тема 3: Организм (19 часов) |
||||
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час) |
||||
15 |
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. |
Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. |
Учащиеся должны знать основные характеристики живого организма |
|
Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии- свойства живых организмов (2 час) |
||||
16 |
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. |
Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания. |
Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания. |
|
17 |
Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. |
Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез. |
Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания. |
|
Тема3.3 Размножение (4 часа). |
||||
18 |
Размножение – свойство организмов. |
Жизненный цикл клеток. Фазы митоза. |
Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре. |
|
19 |
Деление клетки. Мейоз. |
Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса. |
Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. |
|
20 |
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение |
Формы бесполого размножения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размножение. |
Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения. |
|
21 |
Развитие половых клеток. Оплодотворение. |
Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения. |
Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений. |
|
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (2 часа) |
||||
22 |
Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов. |
Эмбриогенез и постэмбриональное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др. |
Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. |
|
23 |
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека. |
Сущность размножения и его биологическая роль, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения, мейоз, особенности развития организмов. |
Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза, уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре, особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза, знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения, факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. |
|
Тема3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов) |
||||
24 |
История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. |
Основные термины и понятия генетики. Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя. |
Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики. Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания. |
|
25 |
Генетическая символика. Анализирующее скрещивание. |
Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование. |
Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания. |
|
26 |
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. |
Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя. |
Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета. |
|
27 |
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. |
Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. |
Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о генетических картах. |
|
28 |
Современные представления о гене и геноме. Генетическое определение пола. |
Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. Решение задач на сцепленное с полом наследование. |
Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование. |
|
29 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации. |
Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная и соотносительная, мутагены, мутации и мутагенез, закон гомологических рядов Вавилова. |
Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов. |
|
30 |
Значение генетики для медицины и селекции. Генетика человека. |
Влияние различных вредных факторов на наследственность человека. |
Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека. |
|
Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. (3 часа) |
||||
31 |
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. |
Селекция |
Учащиеся должны знать задачи генетики как науки, этапы становления, направления селекции |
|
32 |
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. |
Методы селекции, гибрид, гибридизация, основные направления искусственного отбора. |
Учащиеся должны знать сущность методов, их особенности |
|
33 |
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. |
Биотехнология, перспективы ее развития на современном этапе. |
Учащиеся должны знать направления биотехнологии |
|
34 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм» |
Основные понятия по теме |
Учащиеся должны знать основные понятия по теме |