Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (7 класс, УМК А. Т. Смирнова)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сафоново Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель ГРМО Протокол От « » |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №4» ____________И.Ю Киселёва От « » |
«Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ №4» ___________И.Д Дубова. Приказ № От « » |
Рабочая программа
По основам безопасности жизнедеятельности
7 КЛАСС
Учителя первой квалификационной категории
Паушкина Александра Валентиновича
2018 – 2019
Введение
Рабочая программа для 7 класса по «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основании:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями);
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями);
• Федерального перечня учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
• Примерной программы основного общего образования по«Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы программы по«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 7 классаА.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов. Издательство:М.: Просвещение ,2011;
• авторской программы по «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класса к предметной линии учебников
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Издательство: М.: Просвещение ,2011
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;
• Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;
• Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново на текущий учебный год.
Используемый учебник:
•написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования., автор: А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников: Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. М.: Просвещение ,2011 .
Учебный план МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново предусматривает изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе на базовом уровне –34часа в год (по 1 часу в неделю).
Промежуточная аттестация (годовой контроль) проходит в форме тестирования (1 час).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты освоения образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом уровне:
результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Личностные:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
Метапредметные:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Выпускник научится:
• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества
• безопасно использовать средства коммуникации;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
• безопасно применять первичные средства пожаротушения;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
• использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
• готовиться к туристическим походам;
сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
• подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
• комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
• классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
• планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
• адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
• планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
• безопасно использовать ресурсы интернета;
• анализировать состояние своего здоровья;
• определять состояния оказания неотложной помощи;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
• извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
• оказывать первую помощь при ушибах; при растяжениях; при вывихах; переломах; при ожогах; при отморожениях и общем переохлаждении; при отравлениях; при тепловом (солнечном) ударе;при укусе насекомых и змей.
Понимать необходимость подготовки граждан к защите Отечества
-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека
-овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных ,техногенных и социальных рисков на территории проживания
Выпускник получит возможность
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
• готовиться к туристическим поездкам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• безопасно вести и применять права покупателя;
• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
• анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
• характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; ;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; при инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
• оказывать первую помощь при коме;
• оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
•овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных ,техногенных и социальных рисков на территории проживания
2. Содержание предмета.
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. ЧС природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Правила безопасного поведения после землетрясения.
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их извержений. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.
Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.
Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.
Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури.
Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия .
Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.
Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.
Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Телефоны экстренной службы.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.
Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.
Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.
Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.
Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Раздел – II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения
Понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества. Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных ,техногенных и социальных рисков на территории проживания. Защита населения от последствий землетрясения. Последствия извержения вулканов и защита населения. Защита населения от оползней.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения.
Защита населения от ураганов и бурь.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения Защита населения от последствий наводнений Защита населения от последствий селевых потоков Защита населения от цунами. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. Профилактика лесных, степных и торфяных пожаров, защита населения Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий |
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.
Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Формирование основных качеств взрослого человека.
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми. Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.
Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.).
Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении: при незначительных ранах, при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном и венозном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Промежуточная аттестация (форма тестирование) - 1 час
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во час. |
|||||||||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности |
|||||||||||||
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 3ч. |
|||||||||||||
1 |
Различные природные явления и причины их возникновения |
1 |
|||||||||||
2 |
Общая характеристика природных явлений |
1 |
|||||||||||
3 |
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера |
1 |
1.3 |
||||||||||
Тема 2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия 4 ч. |
|||||||||||||
4 |
Землетрясения. Причины землетрясения и его возможные последствия |
1 |
|||||||||||
5 |
Правила безопасного поведения населения при землетрясении |
1 |
|||||||||||
6 |
Вулканы, извержения вулканов. Расположение вулканов на Земле |
1 |
|||||||||||
7 |
Обвалы и снежные лавины |
1 |
|||||||||||
Тема 3 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия 2ч. |
|||||||||||||
8 |
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия |
. |
1 |
||||||||||
9 |
Смерчи, причины их возникновения, возможные последствия |
1 |
|||||||||||
Тема 4 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения - 4ч. |
|||||||||||||
10 |
Наводнения. Виды наводнений и их причины |
1 |
|||||||||||
11 |
Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения |
1 |
|||||||||||
12 |
Сели и их характеристика |
1 |
|||||||||||
13 |
Цунами и их характеристика |
1 |
|||||||||||
Тема 5 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, и причины последствия 3ч |
|||||||||||||
14 |
Лесные, степные и торфяные пожары и их характеристика телефоны экстренной службы |
1 |
|||||||||||
15 |
Эпидемии. Профилактика заболеваний |
1 |
|||||||||||
16 |
Эпизоотии и эпифитотии. Профилактика заболеваний. |
1 |
|||||||||||
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. |
|||||||||||||
Тема 6 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения – 3ч. |
|||||||||||||
17 |
Понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества. Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных ,техногенных и социальных рисков на территории проживания. Защита населения от последствий землетрясений |
1 |
|||||||||||
18 |
Последствия извержения вулканов. Защита населения |
1 |
|||||||||||
19 |
Оползни, их последствия. Защита населению. Самостоятельная работа |
1 |
|||||||||||
Тема 7 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения 1ч. |
|||||||||||||
20 |
Защита населения от последствий ураганов и бурь |
1 |
|||||||||||
Тема 8 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения 3 ч. |
|||||||||||||
21 |
Защита населения от последствий наводнений |
1 |
|||||||||||
22 |
Защита населения от последствий селевых потоков |
1 |
|||||||||||
23 |
Защита населения от цунами. Самостоятельная работа |
1 |
|||||||||||
Тема 9 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения |
|
||||||||||||
24 |
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. Профилактика лесных, степных и торфяных пожаров, защита населения |
1 |
|||||||||||
25,26 |
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. |
2 |
|||||||||||
Раздел 3.Основы здорового образа жизни |
|||||||||||||
Тема 10 Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 6ч. |
|||||||||||||
27 |
Психологическая уравновешенность Стресс и его влияние на человека |
1 |
|||||||||||
28 |
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми |
1 |
|||||||||||
29 |
Формирование личности подростка при взаимоотношениях со сверстниками Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола |
1 |
|||||||||||
30 |
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних |
1 |
|||||||||||
Тема 11 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (практическое занятие) 3ч. |
|||||||||||||
31 |
Промежуточная аттестация, форма тестирование |
1 |
|||||||||||
32 |
Общие правила оказания первой медицинской помощи |
||||||||||||
33 |
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах |
|
1 |
||||||||||
34 |
Общие правила транспортировки пострадавших. |
1 |
|||||||||||
Всего 34 часа |
Тема 9 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения 1 ч. |