12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга Даньшина69 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по истории, 5 класс
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
На изучение истории Древнего мира в 5 классе предусматривается 68 учебных часов — из расчета 2 часа в неделю.
Программа содержит 56 урочных тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час — на повторение I раздела, 4 часа — на повторение II раздела (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа — на повторение III и IV разделов.
При распределении учебных часов между частями курса Программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всеобщая история. История Древнего мира (68ч)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примерная основная образовательная программа | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Дата | Форма контроля | Примечание | |||||||||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||||||||||||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||||||||||||||||||
1 | Увлекательный мир истории | 1 | Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Научатся определять на элементар-ном уровне задачи исторической литературы. Научатся различать виды исторических источников и основные формы изучения прошлого | Научатся высказывать суждения о роли археологии, этнографии, вспомога-тельныхисторичес-ких дисциплин в изучении прошлого | Научатся планировать деятельность, работая с исторической картой | Научатся использовать историческую карту как источник информации о расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий | Смогут излагать свое мнение по вопросу «Почему археологию называют наукой лопаты» | ||||||||||||||||||
Раздел 1. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7ч) Глава 1. Собиратели и охотники каменного века (3ч) | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Первые люди на Земле | 1 | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Научатся выделять и формулиро-вать основные версии происхожде-ния человека, объяснять причины их разнообразия. Смогут описывать внешний вид первобытных людей, условия их обитания и занятия, важнейшие открытия с помощью текстовых и наглядных пособий | Научатся определять свое отношение к научному и религиозному взглядам на происхожде-ние человека | Научатся описывать жизнь и занятия людей по плану (стр.13 учебник) | Научатся показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей | Научатся формулировать собственное мнение, освещая вопрос «Что побудило первобытных людей осваивать земные просторы» | ||||||||||||||||||
3 | Открытия и изобретения древних охотников | 1 | Условия жизни и занятия первобытных людей.Возникновение древнейших цивилизаций. | Научатся показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых земель, объяснять причины миграции людей в каменном веке | Будет сформировано уважительное отношение к изобретениямлюдей в древности | Научатся прогнозировать, предполагая, какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своем пути | Научатся описывать условия обитания, внешний вид, занятия, орудия труда древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества | Смогут составить рассказ, представив себя охотником на мамонтов вместе с первобытными людьми | ||||||||||||||||||
4 | Искусство и религия первобытных людей | 1 | Возникновение древнейших цивилизаций.Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | Научатся раскрывать причины появления религиозных знаний и представлений, раскрывать связь искусства и религии в первобытном обществе | Научатся оценивать мифы, как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники | Научатся выдвигать версии, выстраивая причины возникновения религии | Смогут доказать, что пещерная живопись была создана в каменном веке. Смогут объяснить причины возникновения религии | Смогут изложить свое мнение, объясняя, какую роль играли животные в жизни первобытных людей | Тестирование | |||||||||||||||||
Глава 2. У истоков цивилизации (4ч) | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. | Научатся обобщать информацию и делать выводы о качественных изменениях в образе жизни и занятиях людей, и причинах неравномерного развития древних обществ с появлением земледелия | Научатся давать и объяснять собственную оценку изменениям в жизни первобыт-ных людей, произошедшим в результате перехода от охоты и собиратель-ства к земледе-лию и скотоводству | Научатся описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану | Научатся находить в учебниках и других источниках достоверную информацию, объясняющую, как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству | Смогут изложить свое мнение, объясняя, почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели | ||||||||||||||||||
6 | От первобытности к цивилизации | 1 | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | Смогут объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому, определить причины и следствия появления неравенства между людьми | Смогут оценить вклад первобытно-го общества в историю и культуру человечест-ва, формулиро-вать и высказывать собственное отношение к памятникам древнейшей культуры | Научатся планировать свою деятельность на уроке, выделяя основные признаки цивилизации | Научатся анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки. Смогут использовать новые знания и умения в изучении новых объектов древнейшего прошлого. Научатся сравнивать объекты по заданным критериям, сравнивая родовую общину и соседскую | Смогут изложить свое мнение, отвечая на вопрос «Можно ли считать открытие металлов переворотом в жизни древних людей» | ||||||||||||||||||
7 | Урок повторения и проверка знаний «Взгляд на первобытный мир» | 1 | Научатся выделять главное в первобытной истории человечества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину. Научатся ориентироваться в историческом времени, используя «ленту времени всемирной истории» | Смогут проанализировать перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре и определить, что они принесли людям добро или зло | Смогут находить и исправлять свои и чужие ошибки, работая с ранее изученным материалом | Научатся выявлять логическую последовательность процесса развития человеческого общества и делать выводы о прогрессивности развития истории человечества. Смогут проанализировать этапы развития первобытного человека и отследить динамику изменения знаний и умений первобытного общества на протяжении первобытной истории | Работая в группах по ленте времени, научатся составлять логическую цепочку развития первобытной истории от простого к сложному | исторический диктант | ||||||||||||||||||
8 | Счет лет в истории | 1 | Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. | Научатся объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов. Научатся решать хронологические задачи. Научатся показывать особенности летоисчисления н.э. и до н.э., работать с мерами времени: определять век, тысячелетие | Научатся рассматривать события в исторической хронологии, выстраивать события по годам, характеризовать особенности измерения времени у разных народов | Научатся по алгоритму решать хронологические задачи | Научатся устанавливать аналогии для понимания закономерностей при решении хронологических задач | Научатся корректировать свое мнение при проверке решения хронологических задач | Решение задая | |||||||||||||||||
Раздел 2. Древний Восток (19ч) Глава 3. Цивилизация речных долин (5ч) | ||||||||||||||||||||||||||
9 | Египет-дар Нила | 1 | Древний ВостокДревний Египет. Условия жизни и занятия населения. | Научатся показывать на карте долины великих рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, его дельту. Смогут устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий истории Древнего Египта | Научатся высказывать свое оценочное мнение о деспотичной власти фараона | Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что помогло египтянам жить в пустыне?» | Научатся объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта | Смогут излагать свое мнение по вопросу «Почему Египет считается «даром Нила» | ||||||||||||||||||
10 | Страна двух рек | 1 | Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. | Научатся определять характерные признаки цивилизации Междуречья, как речной цивилизации. Смогут формулировать понятие цивилизации, как общности людей, отличающихся от других рядом особенностей | Научатся анализировать содержание шумерского мифа о потопе, высказывая суждение о ценности мифов для изучения истории Междуречья | Научатся выбирать средства для достижения цели урока, составляя сравнительную характеристику Древнего Египта и Междуречья | Научатся сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия жителей, выделять сходство и отличия. Научатся описывать памятники культуры Междуречья. Смогут на исторической карте находить и показывать древнейшие города Междуречья | Научатся излагать свое мнение, доказывая, что 5 тысяч лет назад у шумеров уже была цивилизация | ||||||||||||||||||
11 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | ПисьменностьДревний Вавилон. Законы Хаммурапи. | Смогут объяснить причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и учебного текста. Смогут описывать образ Хаммурапи и характеризовать его правление на основе разных источников | Научатся высказывать аргументированное суждение о значении законов Хаммурапи для мира | Научатся работать по плану, анализируя исторический документ (выдержки из законов Хаммурапи) Учебник стр. 57-60 | Научатся анализировать приведенные в тексте учебника фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона при царе Хаммурапи | Смогут дать характеристику царю Хаммурапи | ||||||||||||||||||
12 | Древнейшие цивилизации Индии и Китая | 1 | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. | Научатся характеризовать условия жизни и занятия, общественный строй населения древней Индии и Древнего Китая | Научатся выявлять общие гуманистические принципы древних цивилизаций Востока | Научатся устанавливать взаимосвязь между природно-географи-ческими условиями и занятиями жителей Древней Индии и Китая | Научатся показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города. Научатся сравнивать природные условия Древней Индии и Древнего Китая с природными условиями в Древнем Египте и Междуречье. Научатся анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст | Научатся излагать свое мнение о хозяйственной деятельности жителей Древней Индии и Древнего Китая, социально-политическом устройстве этих государств, религиозных представлениях населения | ||||||||||||||||||
13 | Повторение и проверка знаний «Взгляд на Древний Восток» | 1 | Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран – Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научатся объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира | Смогут дать свою оценку цивилизациям Древнего Востока | Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» стр.66 | Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» | Смогут высказывать суждения о вкладе в мировую культуру цивилизаций Древнего Востока | Викторина | ||||||||||||||||||
Глава 4. Древний Египет (5ч) | ||||||||||||||||||||||||||
14 | Фараоны и пирамиды | 1 | Управление государством (фараон, чиновники). Храмы и пирамиды. | Смогут показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства, объяснить значение понятий: государство, вельможи, фараон. Научатся характеризовать устройство государства в Древнем Египте, порядок управления страной, объяснять особенности власти фараона | Научатся высказывать свое оценочное мнение о деспотичной власти фараонов | Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что помогло египтянам жить в пустыне» | Научатся актуализировать знания о различных видах исторических источников. Научатся находить дополнительную информацию в различных исторических источниках, собирая материал о гробнице Тутанхомона и её сокровищах | Смогут изложить свое мнение по вопросу «Зачем нужны были пирамиды» | ||||||||||||||||||
15 | Жизнь в Древнем Египте | 1 | Религиозные верования египтян. Жрецы. | Научатся объяснять разнообразие египетского общества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину | Анализируя положение социальных слоев древнеегипетского общества, научатся определять и объяснять, справедливы ли эти отличия на взгляд жителя Древнего Египта, а также с позиции человека XXI века | Научатся сравнивать свой вывод по проблеме урока с авторским, доказывая, что общество Древнего Египта напоминало «пирамиду» | Научатся выявлять различия египетских слоев общества, сравнивая роль в обществе и образ жизни вельмож, писцов, земледельцев и рабов. Овладеют смысловым чтением, работая с документом: из «Речения Ипусера» стр. 78 | Смогут представить свое мнение о жизни различных слоев населения в Древнем Египте | ||||||||||||||||||
16 | Завоевания фараонов | 1 | Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. | Смогут объяснить причины побед египетских завоевателей | Научатся выявлять нравственно-гуманисти-ческие стороны способов, обеспечивающих могущество Египетского царства | Научатся работать по плану, знакомясь с завоеваниями Тутмоса III | Научатся показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Научатся раскрывать существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснить причины их неудачи | Научатся создавать письменные тексты, работая с документом на стр. 83, выявляя, что в тексте могло быть приукрашено летописцем Тутмоса III | ||||||||||||||||||
17 | Культура Древнего Египта | 1 | Познания древних египтян. ПисьменностьХрамы и пирамиды. | Анализируя памятники культуры Египта, научатся объяснять особенности архитектуры и искусства, связанные с религиозными представлениями древних египтян. Научатся выделять, формулировать существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта | В рамках ценностно-эмоциональ-ного компонента будет сформировано уважительное отношение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего Египта | Научатся выдвигать версии, отвечая на вопрос «Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали портретному сходству?» | Научатся описывать выдающиеся памятники культуры Древнего Египта, описывать образы богов и раскрывать их символическое значение. Смогут готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам | Научатся излагать свое мнение об уровне развития науки в Древнем Египте | ||||||||||||||||||
18 | Повторение и проверка знаний | 1 | Знание основных терминов, понятии и дат. Умение давать характеристику Древнеегипетской цивилизации. Умение работать с историческими источниками. Приведение примеров достижений древних египтян. Знание и умение показывать на карте границы Древнеегипетского государства в период его наивысшего могущества | Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представле-ние о вкладе древних египтян в историю и культуру че-ловечества. Осознание необходи-мостипов-торения для закрепления знаний | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. | Тестирование | |||||||||||||||||||
Глава 5. Западная Азия в век железа (5ч) | ||||||||||||||||||||||||||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | Научатся показывать на карте территорию Финикию, крупнейшие города, торговые пути, финикийские колонии, описывать занятия железной Финикии в контексте природно-географических условий страны | Смогут оценить важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры. | Научатся основам прогнозирования, выявляя причины финикийской колонизации | Научатся сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, объяснять причины более раннего наступления железного века в странах Западной Азии | Смогут высказать свое мнение по вопросу «Последствия освоения человечеством обработки железа» | ||||||||||||||||||
20 | Древняя Палестина | 1 | Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | Научатся показывать на карте территорию Древней Палестины, города, государства. Смогут указать отличие религии еврейских племен от религии египтян | Знакомясь с Библейскими сказаниями, научатся осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него | Научатся самостоятельно планировать пути и способы достижения цели при работе по установлению аналогий в религиях | Научатся описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника. Смогут анализировать фрагменты исторических источников | Смогут изложить свое мнение по вопросу «Какой след в истории оставили цари Давид и Соломон?» | ||||||||||||||||||
21 | Ассирийская военная держава | 1 | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | Научатся показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века | Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы | Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока | Научатся описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приёмы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Смогут характеризовать самых известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники | Смогут рассказать от имени финикийца или египтянина о Ниневии, отразив в своем рассказе, что могло удивить приезжего в столице Ассирии | ||||||||||||||||||
22 | Победители Ассирии | 1 | Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | Смогут назвать новые государства, которые возникли после того, военная мощь Ассирийской державы ослабела. Научатся характеризовать архитектурные сооружения и научные знания Вавилона | Научатся формулировать и высказывать собственное впечатление о памятниках мировой истории и культуры | Научатся выдвигать версии, объясняя причины непрочности держав, победивших Ассирию | Научатся сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по заданным критериям (территория, управление), выявлять сходство и различие между ними | Научатся характеризовать исторические личности (Новуходоносор, Киаксар) и высказывать собственное суждение об их исторической роли | ||||||||||||||||||
23 | Повторение и проверка знаний | 1 | Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику историческому развитию государств Западной Азии в условиях железного века. Умение работать с историческими источниками. Приведение примеров достижений древних народов Западной Азии | Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представление о вкладе древних народов Западной Азии в историю и культуру человечества. Толерантное | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности | Контрольный опрос | |||||||||||||||||||
Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4ч) | ||||||||||||||||||||||||||
24 | Образование державы Маурьев в Индии | 1 | Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. | Научатся показывать на карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга, территорию государства Ашоки, характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. Смогут объяснять причины перехода индоариев к оседлому образу жизни | Научатся описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру | Смогут работать по алгоритму и доказать, что индоарии создали в Индии новую цивилизацию | Научатся соотносить события истории Древней Индии с историей других государств Древнего Востока, раскрывать характерные черты религиозных верований индейцев. Научатся сравнивать по заданным признакам древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и различие | Смогут излагать свое мнение по вопросу «Что из созданного индийцами в древности используется людьми и сейчас?» | ||||||||||||||||||
25 | Единое государство в Китае | 1 | Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. | Научатся показывать по карте территорию империи Цинь, крупные города, Великий шелковый путь | Смогут дать оценку памятникам истории культуры Древнего Китая их месту в мировом историко-культурном наследии | Смогут выдвигать версии по проблеме, «С какой целью строилась Великая Китайская стена» | Научатся сравнивать по заданным признакам формы государственного устройства, положения различных групп населения в Индии и Китае | Смогут представить результаты своих исследований о выдающихся памятниках истории и культуры Древнего Китая в форме творческих проектов | ||||||||||||||||||
26 | Великая Персидская держава | 1 | Персидская держава: военные походы, управление империей. | Научатся показывать на карте территорию Персидской державы, покоренные персами государства, сопредельные народы и племена. Через понятие «государство» научатся объяснять смысл терминов «держава», «великая держава» | Смогут оценить с современных нравственных позиций методы создания и сохранения Персидской державы | Научатся выдвигать версии в решении проблемного вопроса «Почему персам удалось создать долговечную мировую державу?» | Научатся сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств (Египта, Междуречья, Индии, Китая) в отношении покоренных народов, объяснять её мотивы и следствия | Смогут изложить свое мнение при ответе на вопрос: Что нового придумал Дарий 1, чтобы управлять своей державой, а что он мог использовать из опыта своих предшественников | ||||||||||||||||||
27 | Повторение и проверка знаний«Восток и Запад Древнего мира» | 1 | Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научатся объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира | Смогут осознать ценности цивилизаций Древнего Востока и их значимость для современной цивилизации | Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» стр.120 | Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» | Смогут указать, какими достижениями культуры других стран пользуются в повседневной жизни | Исторический диктант | ||||||||||||||||||
Раздел 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19ч) Глава 7. Древнейшая Греция (3ч) | ||||||||||||||||||||||||||
28 | Греция и Крит в эпоху бронзы | 1 | Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя ГрецияНаселение Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. | Научатся показывать на карте Северную и Среднюю Грецию, Пелопоннес, остров Крит, соотносить их географическое положение с уже известными государствами. Смогут характеризовать природные условия страны и делать выводы о занятиях её жителей | Смогут дать оценку древнейшим памятникам истории и культуры Крита | Научатся выдвигать версии о причинах Троянской войны | Научатся работать с разными источниками исторической информации: Миф о Тесее и Минотавре, выделяя в его содержании факты, подтверждающиеся археологическими раскопками. Анализируя миф о начале Троянской войны сопоставлять разные версии причин Троянской войны | Смогут высказывать свое суждение об исторической и культурной ценности памятников истории и культуры Крита | ||||||||||||||||||
29 | Поэмы Гомера | 1 | «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. | Смогут показывать на карте направления вторжения дорийских племен, характеризовать его последствия для истории Греции | Научатся извлекать историческую информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и давать им собственную оценку | Научатся анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по заданным критериям | Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по истории Троянской войны и судьбе героев поэмы | Смогут изложить свое мнение о героях «Илиады» и аргументировать, что нравится и что не нравится в них | ||||||||||||||||||
30 | Боги и герои Эллады | 1 | Сказания о богах и героях. | Научатся описывать образ богов. Анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков | Будет сформировано уважительное отношение к общекультурному наследию народов мира - мифологии Древней Греции | Научатся прогнозировать, создавая образ идеального героя Древней Греции на основе Древнегреческих мифов | Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по теме «Боги и герои Эллады» | Работая над проектами, научатся работать в группе | ||||||||||||||||||
Глава 8. Рождение античного мира (4ч) | ||||||||||||||||||||||||||
31 | Греческие полисы и великая греческая колонизация | 1 | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. | Смогут объяснить причины Великой греческой цивилизации. Научатся показывать на карте её основные направления, крупнейшие колонии греков | Будет сформировано уважение и принятие других народов мира на примере античной греческой цивилизации | Научатся выдвигать версии, прогнозируя причины греческой колонизации | Научатся выявлять и объяснять отличия античной цивилизации Греции от крито-микенской цивилизации и цивилизаций Древнего Востока | Смогут высказать суждения о значении Великой греческой цивилизации в истории | ||||||||||||||||||
32 | Афинский полис | 1 | Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. | Научатся показывать на карте территорию Аттики, Афины, важнейшие районы земледелия, описывать природные условия и занятия жителей Аттики | Будет сформирован познавательный устойчивый интерес к истории Афин и его правителям (Солон, Клисфен) | Научатся выдвигать версии, объясняя «Как и почему попадали в долговое рабство» | Научатся сравнивать по заданным признакам; сравнивать законы Солона и царя Хаммурапи о долговом рабстве. Научатся раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними | Смогут высказать свою точку зрения по поводу содержания и сущности реформ Солона, Клисфена, заложивших в Афинах основы демократии | ||||||||||||||||||
33 | Древняя Спарта | 1 | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | Находить и показывать на карте Пелопоннес, Спарту. Выявлять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения | Научатся выявлять нравственные ценности спартанского общества | Научатся выдвигать версии, определяя цель, которую преследовало спартанское воспитание | Смогут определить особенности общественного устройства, хозяйства, политического управления в Спартанском государстве. Научатся сравнивать по заданным признакам: государственный строй в Спарте и Афинах | Научатся корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, обсуждая достоинство и недостатки спартанского воспитания | ||||||||||||||||||
34 | Повторение и проверка знаний | 1 | Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характерис-тику греческим полисам, их политической и социальной организации. Знание и умение показывать на карте территории, населенные греками, направления греческой колонизации, важнейшие полисы греческого мира | Познавате- льный интерес к истории, процессу научного познания. Представле-ние о вкладе древних народов в историю и культуру челове-чества. Осознание необходимости повторения для закрепления знаний | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа | умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. | Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Тестирование | ||||||||||||||||||
Глава 9. Греко-персидские войны (2ч) | ||||||||||||||||||||||||||
35 | Герои Марафонской битвы | 1 | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | На основе текста учебника и карты научатся формулировать причины греко-персидских войн. Смогут рассказать о походе персов 490г. до н.э., используя карту | Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности, анализируя подвиг греков в битве при Марафоне | Научатся выдвигать версии, выясняя какое значение имела победа при Марафоне для дальнейшей судьбы Греции | Научатся сравнивать, определяя, в чем состояло превосходство персидского войска над греческим | Смогут определить вклад Мильтиада в победу греков в Марафонской битве | ||||||||||||||||||
36 | Персидское вторжение в Грецию | 1 | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Научатся показывать на карте направления движения персидского войска, места главных сражений. Смогут сформулировать причины и последствия победы греков в войнах с Персией | Смогут давать оценку действиям государств и отдельных личностей в ходе главных сражений | Смогут обосновать прогнозы дальнейшего развития крупнейших полисов Греции | Научатся сравнивать боевые качества военных кораблей противников, планы спартанских и афинских военачальников | Смогут, аргументируя, представить свое мнение на вопрос «Почему маленькие греческие полисы победили могущественную Персидскую державу?» | ||||||||||||||||||
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3ч) | ||||||||||||||||||||||||||
37 | Расцвет демократии в Афинах | 1 | Афинская демократия при Перикле. | Научатся систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышении Афин вовремя греко-персидских войн | Научатся формулировать оценочные выводы о роли Перикла в истории Афин и Древней Греции | Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э. | Научатся сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств Древнего мира. Смогут оценить достоинства и недостатки государственного строя Афин | Смогут давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни и деятельности, представляя в разных знаковых системах | ||||||||||||||||||
38 | Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. | 1 | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | Научатся сравнивать рабовладение в Греции и в странах Востока, выявлять сходства и различия | Смогут ориентироваться в особенностях развития социально-экономических отношений Греции в V веке до н.э. | Научатся выдвигать версии по вопросу «Каковы источники рабства в Древней Греции?» | Научатся находить в учебниках и других исторических источниках информацию о положении рабов в Древней Греции и оценивать значение рабского труда в экономическом развитии Афин | Смогут составить рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей, используя текст и иллюстрации учебника | ||||||||||||||||||
39 | Пелопоннесская война | 1 | Пелопоннесская война. | Научатся называть характерные причины военно-политического конфликта между Афинами и Спартой и объяснять различное отношение к войне разных слоев населения двух крупнейших полисов | Смогут объяснить причины поражения Афин в Пелопоннесской войне и в последствиях этого события для Греции в целом | Научатся планировать учебную деятельность, составляя таблицу «События Пелопоннесской войны» | Научатся владеть смысловым чтением, находя концептуальную информацию в учебнике о причинах и ходе Пелопоннесской войны | Смогут дать образную характеристику Алкивиаду, высказывая суждение о его роли в истории Афин и Древней Греции | ||||||||||||||||||
Глава 11. Древнегреческая культура (3ч) | ||||||||||||||||||||||||||
40 | Граждане, ученые и атлеты Греции | 1 | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Быт и досуг древних греков. Спортивные состязания; Олимпийские игры. | Научатся формулировать определение понятий «культура», «классическая культура». Научатся анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре и делать выводы о её характерных чертах | Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия. Смогут назвать отличительные особенности культуры Древней Греции | Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию и анализируя древнегреческие изображения | Научатся сравнивать систему обучения и воспитания в Афинах и Спарте, формулировать причины отличия. Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным историческим источникам | Используя ИКТ, смогут найти информацию о самых интересных фактах истории Олимпийских игр в Древней Греции и рассказать о них | ||||||||||||||||||
41 | Архитекторы, скульпторы, поэты Греции | 1 | Архитектура и скульптура. Театр. | Научатся описывать устройство древнегреческого храма, сравнивая его с древневосточными храмами, обобщать информацию о древнегреческих скульпторах и их произведениях, выявляя и объясняя различия между древнегреческим искусством и искусством Древнего Востока | Научатся высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории | Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию и анализируя древнегреческие архитектурные постройки | Научатся творчески реконструировать образ афинского акрополя с помощью текстовых и наглядных источников. Научатся образно описывать древнегреческие театральные представления | Используя ИКТ, смогут найти информацию о жизни и творчестве скульпторов Фидия, Мирона, Поликлета и представить информацию об одном из них, конкретизируя материал презентацией | ||||||||||||||||||
42 | Повторение и проверка знаний | 1 | Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику культурному развитию Древней Греции. Приведение примеров достижений древних греков в области культуры. Различение на рисунках и фотографиях памятников культуры Древней Греции | Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представле-ние о вкладе древних народов в историю и культуру че-ловечества. Осознаниенеобходи-мостипов-торения для закрепления знаний | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности | Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Собеседование | ||||||||||||||||||
Глава 12. Македонские завоевания (4ч) | ||||||||||||||||||||||||||
43 | Возвышение Македонии | 1 | Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. Эллинистические государства Востока. | Научатся формулировать причины возвышения Македонии, давать образную характеристику Филиппу II, рассказывать о битве при Херонее и её значении для дальнейшей судьбы Греции | Будет сформирован позитивный познавательный интерес к истории на примере личности Демосфена | Смогут высказать версии о том, каким образом Филиппу II удалось превратить Македонию в могущественное государство | Научатся определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений, соотносить эти события с другими датами истории древней Греции и Древнего Востока. Научатся находить и показывать на карте места главных сражений | Смогут проанализировать действия Александра, получившего власть, позволившие ему стать в будущем великим полководцем | ||||||||||||||||||
44 | Завоевания Александра Македонского | 1 | Держава Александра Македонского и ее распад. | Научатся находить и показывать на карте места главных сражений, направления движения греко-македонских войск, основанные македонскими завоевателями города, границы Македонской державы и её столицу. Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений | Смогут выразить свое отношение к державе Александра Македонского и указать на её слабые стороны | Научатся прогнозировать на основе поиска ответа на вопрос «Будет ли прочной держава Александра Македонского?» | Смогут сравнить по заданным признакам Персидскую державу и державу Александра Македонского | Смогут высказать своё мнение, аргументируя его: Какие поступки Александра Македонского нравятся, какие нет? | ||||||||||||||||||
45 | Греческий Восток | 1 | Культура эллинистического мира. | Смогут раскрыть причины распада державы Александра Македонского и образования на её территории новых государств, выявлять существенные черты их государственного устройства | Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации | Смогут соотносить свои действия с планируемыми результатами на уроке | Научатся образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности, рассказывать об открытиях александрийских ученых | Научатся высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма | ||||||||||||||||||
46 | Повторение и проверка знаний «Общий взгляд на Древнюю Грецию» | 1 | Из фактов истории Древней Греции научатся выявлять главные черты античного запада | Смогут дать оценку Древнегреческой цивилизации и ее роли в мировой истории | Смогут определить, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Научатся анализировать, классифицировать, сравнивать, устанавливать аналогии при повторении Древней Греции и цивилизаций Древнего Востока | Смогут объяснить роль личности в истории как на Древнем Востоке, так и античном Западе (в Греции) | Исторический диктант | ||||||||||||||||||
Раздел 4. ДРЕВНИЙ РИМ (22ч) Глава 13. Образование Римской республики (3ч) | ||||||||||||||||||||||||||
47 | Начало Римской истории | 1 | Древний РимНаселение Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. | Научатся показывать по карте территорию Апеннинского полуострова, остров Сицилию, земли, населенные этрусками. Описывать природные условия и занятия жителей древней Италии | Будет сформирован историко-географический образ Древнего Рима | Научатся вносить коррективы,описывая и сравнивая природные условия и занятия жителей Древней Италии и жителей Древней Греции | Научатся анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставляя легендарные сведения с данными археологических раскопок | Научатся работать в паре, сравнивая права и обязанности патрициев и плебеев | ||||||||||||||||||
48 | Республика римских граждан | 1 | Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. | Смогут выделить главные особенности государственного устройства Римской республики, сопоставлять их с государственным устройством Афинского полиса | Смогут дать оценку демократическим порядкам Римской республики | Научатся работать по плану, выявляя черты сходства и различия римской религии и религии древних греков | Научатся делать выводы о сходстве и различиях в положении царей и консулов, патрициев и плебеев в Древнем Риме, используя в работе технологии продуктивного чтения | Используя ИКТ и дополнительные источники исторической информации, смогут подготовить рассказ о богах древних римлян | ||||||||||||||||||
49 | Завоевание Римом Италии | 1 | Завоевание Римом Италии. | Научатся определять длительность и последовательность событий и явлений, относившихся к изученной теме в контексте истории Древнего Рима и истории Древнего мира в целом | Смогут объяснить нравственные уроки, которые римляне вынесли из трагических событий своей истории | Научатся выдвигать версии, формулируя причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова | Смогут сравнить по заданным признакам армию римлян с армиями других государств Древнего мира | Смогут объяснить, что в наше время означают выражения «Гуси Рим спасли», «Горе побежденным» | ||||||||||||||||||
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (4ч) | ||||||||||||||||||||||||||
50 | Первая война с Карфагеном | 1 | Войны с Карфагеном | Научатся анализировать историческую ситуацию, в том числе на основе карты. Смогут соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств | Будет сформирована нетерпимость к любым видам насилия . | Смогут спрогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии | Научатся систематизировать материал, начиная заполнять таблицу «Пунические войны». Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по изучаемой теме | Смогут объяснить, что нового привнесли римляне в искусство войны на море | ||||||||||||||||||
51 | Война с Ганнибалом | 1 | Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. | Научатся характеризовать причины второй Пунической войны, определяя цели, характер военных действий римлян и карфагенян | Смогут дать нравственную оценку личностям: Ганнибалу и Сципиону | Смогут высказать версии о развитии событий второй Пунической войны и её последствий | Научатся использовать историческую карту и схему битвы при Каннах, как источник информации | Смогут выразить свое отношение к битве при Каннах, определяя её последствия, а также дать оценку второй Пунической войне | ||||||||||||||||||
52 | Рим-завоеватель Средиземно-морья | 1 | Установление господства Рима в Средиземно- морье. | Смогут определить, с какими целями Рим вел завоевательные войны в Средиземноморье и какое значение имели римские завоевания для жителей покоренных земель и для самих римлян | Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций | Научатся работать по плану, продолжая заполнять таблицу «Пунические войны» | Смогут объяснить причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье | Смогут высказывать суждения о последствиях римских завоеваний | ||||||||||||||||||
53 | Повторение и проверка знаний | 1 | Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику государственному и общественному строю Рима, завоевательным войнам Римской республики. Описание исторических деятелей истории Рима. Знание и умение показывать на карте расширение границ Римскойреспублики в ходе завоевательных войн | Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представле-ние о вкладе римлян в развитие военного искусства. Осознание необходимости повторения длязакрепления знаний | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности | Контрольная работа | |||||||||||||||||||
Тема 15. Гражданские войны в период Римской республики (6 ч) | ||||||||||||||||||||||||||
54 | Народные трибуны – братья Гракхи | 1 | Реформы Гракхов. | Научатся выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Римского государства к концу II века до н.э. | Смогут дать нравственную оценку гражданским войнам в Риме | Смогут высказать версии, объясняя причины гражданских войн в Риме | Научатся выявлять и характеризовать причины поражения братьев Гракхов, работая с текстом учебника с помощью технологии продуктивного чтения | Смогут дать образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов | ||||||||||||||||||
55 | Сулла-первый военный диктатор Рима | 1 | Научатся давать характеристику внутреннему положению римского государства, формулировать определение «гражданская война», раскрывать характерные черты этого явления на примере противостояния сторонников Мария и Суллы | Смогут дать нравственную оценку политике Суллы | На основе изученного материала на уроке смогут спрогнозировать тенденции дальнейшего развития Рима | На основе анализа учебного текста смогут объяснить сущность диктатуры Суллы и определить её влияние на римское общество в первой половине I века до н.э. | Научатся организовывать работу в паре, сравнивать деятельность Гая Мария и Суллы с деятельностью братьев Гракхов по заданным признакам и выражать свое отношение к данным историческим личностям | |||||||||||||||||||
56 | Восстание Спартака | 1 | Рабство в Древнем Риме. | Научатся анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме | Смогут дать нравственную оценку гладиаторским боям | Работая с текстом учебника и другими источниками исторической информации, смогут охарактеризовать восстания Спартака и указать его слабые и сильные стороны | Научатся описывать гладиаторские бои на основе разных исторических источников (учебный текст, иллюстрации, дополнительные источники) и высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу | Смогут выразить свое мнение о причинах поражения восстания Спартака и его историческом значении | ||||||||||||||||||
57 | Цезарь-повелитель Рима | 1 | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. | Научатся находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной 49-45гг. до н.э. Научатся давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря | Смогут дать нравственную оценку личности Цезаря как полководца, правителя, высказывать суждения о его роли в истории | Научатся высказывать версию «Почему возник заговор против Цезаря?» | Научатся выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны. Сравнивать по заданным признакам диктатуру Суллы и Цезаря и объяснять, чьи интересы защищал Цезарь | Научатся использовать ИКТ при подготовке видео- презентации о Гае Ю. Цезаре | ||||||||||||||||||
58 | Падение республики | 1 | Установление императорской власти; Октавиан Август. | Научатся систематизировать тенденции социально-политического развития Рима в II-I веках до н.э. Показывать на карте места важнейших событий, ускоривших падение республики | Научатся с точки зрения гражданских позиций, давать свои оценки, действиям римских императоров II века | Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики в конце 1 века до н.э. | Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики. Научатся готовить тематические сообщения и проекты о великих людях последнего века Римской республики | Смогут изложить свое мнение, аргументируя его, отвечая на вопрос «Почему в борьбе за единоличную власть победил Октавиан?» | ||||||||||||||||||
59 | Повторение и проверка знаний | 1 | Знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики. Умение давать характеристику периоду гражданских войн в Риме. Описание личности деятелей римской истории периода гражданских войн. Знание и умение показывать на карте географические объекты, связанные с гражданскими войнами в Римской республике | Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Осознание неизбежности замены устаревшего государственного строя новым. Осознание необходимости повторения для закрепления знаний | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности | Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Исторический диктант | ||||||||||||||||||
Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||||
60 | Император Октавиан Август | 1 | Установление императорской власти; Октавиан Август. | Научатся различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе и делать вывод о реальной форме правления | Смогут оценить с нравственных позиций произведения «золотого века» римской поэзии и их вклад в культуру мировой цивилизации | Смогут высказать версии, объясняя, почему расцвет римской культуры пришелся на период правления Октавиана Августа | Научатся находить информацию в учебнике и других исторических источниках об Октавиане Августе | Научатся высказывать суждения о художественных достоинствах произведений «золотого века» римской поэзии и значении научных достижений древних римлян | ||||||||||||||||||
61 | Цезари Рима | 1 | Установление императорс-кой власти. | Научатся объяснять причины усиления монархических черт управления Римом в I-II веках до н.э. Показывать на карте новые завоеванные территории и границы империи в период наивысшего расцвета | Будет сформировано уважение к личности и её достоинству, нетерпимость к любым видам насилия на примере правления Нерона | Научатся основам прогнозирования, как предвидения будущих событий | Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным историческим источникам, знакомясь с личностями: Нерон, Траян | Смогут высказать свое отношение к Нерону и Траяну в любой знаковой системе | ||||||||||||||||||
62-63 | Жизнь в Римской империи | 2 | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. | Смогут объяснить причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира и невиданного размаха городского строительства, объяснять причины и следствия расширениягражданских прав населения империи | Смогут оценить вклад древних римлян в культурное наследие человечества | Научатся прогнозировать тенденции развития Римской империи | Смогут охарактеризовать причины расширения прав населения империи, сформулировать причины низкой эффективности труда рабов в сельском хозяйстве, объяснить предпосылки перехода к колонату | Используя ИКТ, научатся готовить проекты по дополнительным источникам об архитектурных памятниках Древнего Рима | ||||||||||||||||||
Тема 17. Закат античной цивилизации (5 ч) | ||||||||||||||||||||||||||
64 | Кризис Римской империи в III веке | 1 | Римская империя: территория, управление. | Смогут выделить признаки кризиса во всех сферах жизни и общества государства | Смогут дать нравственную оценку правлению императора Аврелиана | Научатся планировать учебную деятельность, доказывая, что Римская империя находилась в кризисе | Овладеют смысловым чтением, самостоятельно вычитывая концептуальную информацию о разъединении граждан Римской империи | Смогут выразить свое мнение о причинах кризиса в Римской империи в III веке, аргументируя его | ||||||||||||||||||
65 | Христианство | 1 | Возникновение и распространение христианства. | Смогут назвать условия возникновения христианского учения, давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники | Смогут оценить с нравственных позиций христианские заповеди и их значение в современном мире | Научатся выдвигать версии, объясняя, почему первые христиане собирались тайно и что в их взглядах и деятельности могло не нравится Римской империи. | Научатся строить логичные рассуждения, объясняя причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе | Смогут высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных групп населения Римской империи, о причинах его популярности в I- III веках | ||||||||||||||||||
66 | Падение Западной Римской империи | 1 | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Падение Западной Римской империи. Рим и варвары. | Научатся показывать на карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной и Западной Римской империи. Смогут формулировать причины падения Западной Римской империи | Смогут оценить значение Западной Римской империи в масштабах истории Древнего мира и мировой истории | Смогут высказать предположения о причинах гибели Западной Римской империи | Научатся проводить поиск исторической информации в различных дополнительных источниках, объясняя причины падения Западной Римской империи | Научатся работать в группе, составляя список событий, которые привели Римскую империю к гибели | ||||||||||||||||||
67 | Повторение и проверка знаний «Древний Рим» | 1 | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | Научатся работать с исторической картой, характеризуя этапы расширения границ Рима. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни | Смогут оценить вклад римлян в мировую цивилизацию | Научатся работать по плану, сравнивая управление в Римской республике и империи | Обучающиеся научатся: - устанавливать причинно-следственные связи, приведшие к упадку Римскую империю; - строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы: почему рабы поддержали готов | Обучающиеся научатся: - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и позиции о судьбе Древнего Рима | Тестирование | |||||||||||||||||
68 | Повторение курса История древнего мира | 1 | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | Смогут создать презентации, характеризующие достижения культуры древних цивилизаций | Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию | Научатся описывать памятники культуры по заданному плану, создавая презентации по культуре древних цивилизаций | Научатся составлять кроссворды, тесты, письменные ответы от первого лица на заданную тему | Работая в группе, смогут подготовить презентации о вкладе древних государств в мировую цивилизацию, используя различные источники дополнительной информации | Контрольная работа |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.