12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Порывай Елена Николаевна57
учитель музыки
Россия, Крым респ., Судак

Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 6 классе (_35 час.)

п/п

Дата

Тема урока

Контроль

Содержательные линии урока

Элементы интеграции

Характеристика деятельности уч-ся (УУД)

по плану

фактически

Восприятие музыки

(материал для восприятия и интерпретации)

Практическая художественно-творческая деятельность

(материал для исполнения)

Основные термины, понятия

(теория)

 

Тема I полугодия: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

1 четверть

1.

   

Удивительный мир музыкальных образов

«Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает»                                        В.А.Сухомлинский

 

«Осенний вечер»

А. Караманов

«Гори, гори, моя звезда»

П. Булахов, слова В. Чуевского

«Колокольчик»

А. Гурилев, слова И. Макарова

«Песня о земной красоте»

Я. Дубравин, слова В. Суслова

«Россия»

Д. Тухманов, слова М. Ножкина

Музыкальный образ

Богатство музыкальных образов (лирические). Специфика вокальной и инструментальной музыки.

Интонация

Романс

П. Булахов

А. Гурилев

А. Караманов

Репродукции картин:

«Гитарист»

В. Тропинин

«Жестокие романсы»

И. Прянишников

Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь: Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

2.

   

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс

Отзовётся в музыке душа

«Знакомые звуки, чудесные звуки!

О, сколько вам силы дано!

Прошедшее счастье, прошедшие муки,

И радость свиданья, и слёзы разлуки-

Вам всё воскресить суждено.

А Плещеев

 

«Красный сарафан» А. Варламов, слова Н. Цыганова

«Жаворонок»

М. Глинка —

М. Балакирев.

«Песня о земной красоте»

Я. Дубравин, слова В. Суслова

«Россия»

Д. Тухманов, слова М. Ножкина

Лирические образы русских романсов и песен.

Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Мелодия

Аккомпанемент

Рефрен

Диалог

В. Семернин

Стихотворение «Романса голос узнаю…»

Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

Различать музыкальные формы: рондо.

3.

   

Два музыкальных посвящения

Жемчужина вокальной музыки

«И жизнь, и слёзы, и любовь…»

А.С. Пушкин

 

«Я помню чудное мгновенье».

М. Глинка, стихи А. Пушкина.

«Вальс-фантазия»

М. Глинка

«Песня о земной красоте»

Я. Дубравин, слова В. Суслова

«Россия»

Д. Тухманов, слова М. Ножкина

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка.

Музыкальная форма (3-х ч.)

 

Знать/понимать:

Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь: Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки.

4.

   

Портрет в музыке и живописи

Картинная галерея

«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства»
                                     Леонардо да Винчи

 

«Вальс-фантазия»

М. Глинка

«Вальс» из балета «Спящая красавица»

П.И.Чайковский

«Вальс» из балета «Золушка»

С.С.Прокофьев

«Милая моя»

Ю. Визбор

Песни крымских композиторов (на выбор учителя)

Вальс

Фантазия

Жанры музыки

Приемы развития

Оркестровка

Портрет

Репродукции портретов.

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный

портрет.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

5.

   

Уноси мое сердце в звенящую даль…

«Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне»

И. Бунин

Тесты

«Сирень» С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой.

«Здесь хорошо»

С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной.

«Островок»

С.В.Рахманинов

«Милая моя»

Ю. Визбор

Песни крымских композиторов (на выбор учителя)

Формирование русской классической школы – С.В. Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка. Выразительность и изобразительность в музыке.

Отрывок из рассказа «Сирень» Ю. Нагибина

Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

6.

   

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Вечные истоки

«Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой»

А.С. Пушкин

 

«Матушка, что во поле пыльно» русская народная песня

Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина»

М.П. Мусоргский

Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин»

«Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин»

М.И. Глинка

«В горнице»

А. Морозов, слова Н. Рубцова

Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Приемы развития

Куплетная форма

Видео-фрагменты из опер.

Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных).

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

7.

   

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Оперный гений русского театра

«Мира восторг беспредельный

Сердцу певучему дан…»

А. Блок

 

В исполнении Ф. Шаляпина

«Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила»

М.И. Глинка

«Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»

М.И. Глинка

«Песня варяжского гостя» из оперы «Садко»

Н.А. Римский-Корсаков

«В горнице»

А. Морозов, слова Н. Рубцова

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин.

Бельканто

Ария

Речитатив

Рондо

Фотографии

Ф. И. Шаляпина

Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова).

Уметь: узнавать тембр голоса Ф.И. Шаляпина,

размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

8.

   

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Мир чарующих звуков

«Голос, голос,

Кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живет…»

В. Семернин

 

Серенада из вок. цикла «Лебединая песня»

Ф. Шуберт

в исполнении. И. Козловского,

в исполнении на немецком языке

Г. Прей

Слушание исполнителей бельканто (на выбор учителя)

«В горнице»

А. Морозов, слова Н. Рубцова

Бельканто

А. Нежданова

И. Архипова

М. Каллас

Э. Карузо

Е. Образцова

Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Баркарола

Серенада

Видео-фрагменты с исполнителями

Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

9.

   

Старинной песни мир

Песни Франца Шуберта

«Душу страждущую эту
Погрузи скорее в Лету,
А затем воздвигни вновь
Мир, где властвует Любовь!»

Ф. Шуберт

 

«Аве, Мария»,

Баллада «Лесной царь»

Ф. Шуберт

в исполнении

Д. Фишер-Дискау на немецком языке,

в исполнении

Б. Гмыря

«Милая моя»

Ю. Визбор

«В горнице»

А. Морозов, слова Н. Рубцова

Песни крымских композиторов (на выбор учителя)

Романтизм в западноевропейской музыке.

Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа.

Сквозное развитие баллады.

Баллада

 

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.

Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.

2 четверть

10

   

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

«Музыка должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием»

В. Стасов

 

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков

«Во кузнице»

«Как под яблонькой» «Былинные

наигрыши»

Русская народная песня (на выбор учителя)

Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Особенности развития русского музыкального фольклора.

А капелла

Народные инструменты

Репродукции картин

Видео-фрагменты из кинофильма

Знать/понимать: особенности народного искусства.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная.

11.

   

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

«Прости мне, Боже, прегрешенья

И дух мой томный обнови,

Дай мне терпеть мои мученья

В надежде, вере и любви»

И. Козлов

 

«Свете тихий» Киевский распев «Да исправится молитва моя»

П.Г. Чесноков

Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1ч.

М. Березовский.

«Молитва»

Б. Окуджава

Знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Партесное пение

А капелла

Духовный концерт

Полифония

Хоровое многоголосие

М. Березовский

П. Чесноков

Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия.

Рассказ «Троица»

С. Романовский

Репродукция «Троицы»

А. Рублёв

Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка духовная.

12.

   

Фрески Софии Киевской

«Музыканты – извечные маги

Вызывают виденья веков…»

Б. Дубровин

 

Фрагменты из концертной симфонии «Фрески Софии Киевской»:

«№3 Орнамент»;

«№6. Борьба ряженых»;

«№7. Музыкант»

В.Кикта

«Молитва»

Б. Окуджава

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

В. Кикта

Фреска

Варьирование

Контраст образов

Фотографии

собора Софии Киевской

Знать/понимать:какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты.

Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.

13.

   

«Перезвоны»

«Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько»

В. Шукшин

Молитва

«Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

души…»

П. Вяземский

 

Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»;

Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

В. Гаврилин

«Молитва»

Б. Окуджава

«Мама»

В. Гаврилин, слова А. Шульгиной

(участие в испол.)

Жанр молитвы

В. Гаврилин

Контраст-сопоставление

Репродукция «Вечерняя молитва»

И. Орлов

Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

14.

   

Образы духовной музыки Западной Европы.

«Небесное и земное» в музыке Баха

«О, грянь, орган, над головою

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни…

В век бездуховный и слепой»

Л. Болеславский

 

Токката и фуга ре минор

И.С. Бах

Токката и фуга ре минор в рок-обработке.

«Человеку мало надо»

Г. Азаматова- Бас

Барокко

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха - стиль Выразительные возможности органа

Токката

Фуга

Полифония

Гомофония

Репродукция картины «Фуга» М. Чюрлёнис

Фотография

Орган Домского собора в Риге

Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония. Знать И.Баха, и его произведения.

Уметь: проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

15.

   

Образы духовной музыки Западной Европы

Мастер полифонии

«Не ручей, а море должно быть имя ему!»

Л. Бетховен

 

Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает»

И.С.Бах. Рождественская оратория №2, №4. Хорал.

И.С.Бах

Фрагменты из ХТК

«Человеку мало надо»

Г. Азаматова- Бас

Особенности развития музыки в полифонии.

Хорал

Контрапункт

Полифония

Гомофония

Рассказ «Могила Баха»

Д. Гранин

Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: полифония, хорал, . Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.

Уметь: проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

16.

   

Образы скорби и печали.

«Stabat mater»

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

«Слёзы катятся из глаз,

арфы плачут струны.

Посвящаю свой рассказ

Колесу Фортуны»

Из поэзии вагантов

 

«№1. Стабат матер долороза»

«№13. Амен»

Дж. Перголези

Реквием 1ч.

В. Моцарт

Фрагменты из сценической кантаты «Кармина Бурана»: №1. О, Фортуна!

2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой

21. На неверных весах моей души

К. Орф

«Человеку мало надо»

Г. Азаматова- Бас

Реквием

Кантата

Сценическая кантата

Голоса хора

«Пьета»

Микеланджело

Репродукция картины «Флора»

Рембрандт

Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, В. Моцарт, Дж. Перголези, К. Орф и их произведения.

Уметь: проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

17.

   

Авторская музыка: прошлое и настоящее.

«Возьмёмся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке»

Б. Окуджава

 

«Из вагантов» из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

Д. Тухманов

«Гаудеамус» Международный студенческий гимн.

«Песенка об открытой двери»

Б. Окуджава

«Милая моя»

Ю. Визбор

«Молитва»

Б. Окуджава

«Глобус»

М. Светлов, слова М. Львовского

Авторская песня

Гимн

Сатирическая песня

Ваганты

Городской фольклор

Бард

 

Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.