Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 6 классе
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 6 классе (_35 час.)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Контроль |
Содержательные линии урока |
Элементы интеграции |
Характеристика деятельности уч-ся (УУД) |
||||
по плану |
фактически |
Восприятие музыки (материал для восприятия и интерпретации) |
Практическая художественно-творческая деятельность (материал для исполнения) |
Основные термины, понятия (теория) |
||||||
Тема I полугодия: “Мир образов вокальной и инструментальной музыки” 1 четверть |
||||||||||
1. |
Удивительный мир музыкальных образов «Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает» В.А.Сухомлинский |
«Осенний вечер» А. Караманов «Гори, гори, моя звезда» П. Булахов, слова В. Чуевского «Колокольчик» А. Гурилев, слова И. Макарова |
«Песня о земной красоте» Я. Дубравин, слова В. Суслова «Россия» Д. Тухманов, слова М. Ножкина |
Музыкальный образ Богатство музыкальных образов (лирические). Специфика вокальной и инструментальной музыки. Интонация Романс П. Булахов А. Гурилев А. Караманов |
Репродукции картин: «Гитарист» В. Тропинин «Жестокие романсы» И. Прянишников |
Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Уметь: Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. |
||||
2. |
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс Отзовётся в музыке душа «Знакомые звуки, чудесные звуки! О, сколько вам силы дано! Прошедшее счастье, прошедшие муки, И радость свиданья, и слёзы разлуки- Вам всё воскресить суждено. А Плещеев |
«Красный сарафан» А. Варламов, слова Н. Цыганова «Жаворонок» М. Глинка — М. Балакирев. |
«Песня о земной красоте» Я. Дубравин, слова В. Суслова «Россия» Д. Тухманов, слова М. Ножкина |
Лирические образы русских романсов и песен. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. Мелодия Аккомпанемент Рефрен Диалог |
В. Семернин Стихотворение «Романса голос узнаю…» |
Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. Различать музыкальные формы: рондо. |
||||
3. |
Два музыкальных посвящения Жемчужина вокальной музыки «И жизнь, и слёзы, и любовь…» А.С. Пушкин |
«Я помню чудное мгновенье». М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Вальс-фантазия» М. Глинка |
«Песня о земной красоте» Я. Дубравин, слова В. Суслова «Россия» Д. Тухманов, слова М. Ножкина |
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Музыкальная форма (3-х ч.) |
Знать/понимать: Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь: Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки. |
|||||
4. |
Портрет в музыке и живописи Картинная галерея «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства» |
«Вальс-фантазия» М. Глинка «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Золушка» С.С.Прокофьев |
«Милая моя» Ю. Визбор Песни крымских композиторов (на выбор учителя) |
Вальс Фантазия Жанры музыки Приемы развития Оркестровка Портрет |
Репродукции портретов. |
Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. |
||||
5. |
Уноси мое сердце в звенящую даль… «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне» И. Бунин |
Тесты |
«Сирень» С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Здесь хорошо» С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Островок» С.В.Рахманинов |
«Милая моя» Ю. Визбор Песни крымских композиторов (на выбор учителя) |
Формирование русской классической школы – С.В. Рахманинов. Лирические образы романсов С.В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка. Выразительность и изобразительность в музыке. |
Отрывок из рассказа «Сирень» Ю. Нагибина |
Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. |
|||
6. |
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Вечные истоки «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой» А.С. Пушкин |
«Матушка, что во поле пыльно» русская народная песня Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргский Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин» «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка |
«В горнице» А. Морозов, слова Н. Рубцова |
Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя). Приемы развития Куплетная форма |
Видео-фрагменты из опер. |
Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных). Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. |
||||
7. |
Музыкальный образ и мастерство исполнителя Оперный гений русского театра «Мира восторг беспредельный Сердцу певучему дан…» А. Блок |
В исполнении Ф. Шаляпина «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» Н.А. Римский-Корсаков |
«В горнице» А. Морозов, слова Н. Рубцова |
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин. Бельканто Ария Речитатив Рондо |
Фотографии Ф. И. Шаляпина |
Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова). Уметь: узнавать тембр голоса Ф.И. Шаляпина, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. |
||||
8. |
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения Мир чарующих звуков «Голос, голос, Кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живет…» В. Семернин |
Серенада из вок. цикла «Лебединая песня» Ф. Шуберт в исполнении. И. Козловского, в исполнении на немецком языке Г. Прей Слушание исполнителей бельканто (на выбор учителя) |
«В горнице» А. Морозов, слова Н. Рубцова |
Бельканто А. Нежданова И. Архипова М. Каллас Э. Карузо Е. Образцова Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. Баркарола Серенада |
Видео-фрагменты с исполнителями |
Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. |
||||
9. |
Старинной песни мир Песни Франца Шуберта «Душу страждущую эту Ф. Шуберт |
«Аве, Мария», Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберт в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке, в исполнении Б. Гмыря |
«Милая моя» Ю. Визбор «В горнице» А. Морозов, слова Н. Рубцова Песни крымских композиторов (на выбор учителя) |
Романтизм в западноевропейской музыке. Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Баллада |
Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада. Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме. |
|||||
2 четверть |
||||||||||
10 |
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. «Музыка должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием» В. Стасов |
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков «Во кузнице» «Как под яблонькой» «Былинные наигрыши» |
Русская народная песня (на выбор учителя) Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. |
Особенности развития русского музыкального фольклора. А капелла Народные инструменты |
Репродукции картин Видео-фрагменты из кинофильма |
Знать/понимать: особенности народного искусства. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная. |
||||
11. |
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. «Прости мне, Боже, прегрешенья И дух мой томный обнови, Дай мне терпеть мои мученья В надежде, вере и любви» И. Козлов |
«Свете тихий» Киевский распев «Да исправится молитва моя» П.Г. Чесноков Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1ч. М. Березовский. |
«Молитва» Б. Окуджава |
Знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Партесное пение А капелла Духовный концерт Полифония Хоровое многоголосие М. Березовский П. Чесноков Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. |
Рассказ «Троица» С. Романовский Репродукция «Троицы» А. Рублёв |
Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка духовная. |
||||
12. |
Фрески Софии Киевской «Музыканты – извечные маги Вызывают виденья веков…» Б. Дубровин |
Фрагменты из концертной симфонии «Фрески Софии Киевской»: «№3 Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант» В.Кикта |
«Молитва» Б. Окуджава |
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. В. Кикта Фреска Варьирование Контраст образов |
Фотографии собора Софии Киевской |
Знать/понимать:какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. |
||||
13. |
«Перезвоны» «Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько» В. Шукшин Молитва «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье души…» П. Вяземский |
Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…» В. Гаврилин |
«Молитва» Б. Окуджава «Мама» В. Гаврилин, слова А. Шульгиной (участие в испол.) |
Жанр молитвы В. Гаврилин Контраст-сопоставление |
Репродукция «Вечерняя молитва» И. Орлов |
Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. |
||||
14. |
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха «О, грянь, орган, над головою И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни… В век бездуховный и слепой» Л. Болеславский |
Токката и фуга ре минор И.С. Бах Токката и фуга ре минор в рок-обработке. |
«Человеку мало надо» Г. Азаматова- Бас |
Барокко Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха - стиль Выразительные возможности органа Токката Фуга Полифония Гомофония |
Репродукция картины «Фуга» М. Чюрлёнис Фотография Орган Домского собора в Риге |
Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония. Знать И.Баха, и его произведения. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. |
||||
15. |
Образы духовной музыки Западной Европы Мастер полифонии «Не ручей, а море должно быть имя ему!» Л. Бетховен |
Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает» И.С.Бах. Рождественская оратория №2, №4. Хорал. И.С.Бах Фрагменты из ХТК |
«Человеку мало надо» Г. Азаматова- Бас |
Особенности развития музыки в полифонии. Хорал Контрапункт Полифония Гомофония |
Рассказ «Могила Баха» Д. Гранин |
Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: полифония, хорал, . Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, проявлять навыки вокально – хоровой работы. |
||||
16. |
Образы скорби и печали. «Stabat mater» Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». «Слёзы катятся из глаз, арфы плачут струны. Посвящаю свой рассказ Колесу Фортуны» Из поэзии вагантов |
«№1. Стабат матер долороза» «№13. Амен» Дж. Перголези Реквием 1ч. В. Моцарт Фрагменты из сценической кантаты «Кармина Бурана»: №1. О, Фортуна! №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой №21. На неверных весах моей души К. Орф |
«Человеку мало надо» Г. Азаматова- Бас |
Реквием Кантата Сценическая кантата Голоса хора |
«Пьета» Микеланджело Репродукция картины «Флора» Рембрандт |
Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, В. Моцарт, Дж. Перголези, К. Орф и их произведения. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. |
||||
17. |
Авторская музыка: прошлое и настоящее. «Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке» Б. Окуджава |
«Из вагантов» из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти». Д. Тухманов «Гаудеамус» Международный студенческий гимн. «Песенка об открытой двери» Б. Окуджава |
«Милая моя» Ю. Визбор «Молитва» Б. Окуджава «Глобус» М. Светлов, слова М. Львовского |
Авторская песня Гимн Сатирическая песня Ваганты Городской фольклор Бард |
Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония. Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки. |