Статья «Техническое развитие в фортепианном классе»
Воспитание технического мастерства исполнителя является одной из самых сложных проблем музыкальной педагогики. Её сложность вызывается тем, что педагогу приходится формировать у ученика тончайшую по внутренним импульсам систему двигательных навыков и приёмов. приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических, так и психических (волевых) свойств. В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются ещё такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, её ограниченности, скованности, неровности, а также "не музыкальности", которая включает в себя и недостатки звуковой области. Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых исполнительный технический аппарат будет способен лучше выполнять необходимую звуковую задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех её тончайших проявлениях, причём подчинению автоматическому. Главный принцип работы педагога - научить школьника слушать звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в запоминании ребёнком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам.