Статья «Развитие самостоятельности в фортепианном классе»
Какие проблемы воспитания должны стоять в центре внимания педагога как самые необходимые? Чувство и разум - непременные и главные движущие силы в работе музыканта. Какими же путями идёт воспитание этих качеств? Развитие эмоциональности происходит, прежде всего через воспитание умения себя слушать: именно слышание музыки и рождает в первую очередб эмоциональный отклик исполнителя. А становление интеллекта учащегося происходит наилучшим образом, если педагог путём обобщений подводит ученика к познанию закономерностей музыки. Условиями воспитания самостоятельности можно считать - концертные выступления во всевозможных формах, они способствуют проявлению творческого начала, растёт заинтересованность учащегося за качество своей работы. Самостоятельное изучение произведений. Большую роль в общем музыкальном развитии играет и аоличество пройденных произведений. Каждый педагог, составляя учебный план для ученика, должен стараться, чтобы этот план был максимальным во всех отношениях. Полезно бывает выучить произведение, которое представляет пройденный этап. Основательно пройдя несколько произведений, развивающих навыки - количество переходит в качество.На вопрос, как происходит музыкальное развитие учащегося, можно в самых общих чертах ответить следующее: Вначале идёт количественное накопление музыкальных представлений и навыков. Педагог при этом стремится постоянно фиксировать внимание самостоятельности учащегося на повторяемости однородных явлений; воспитание и развитие самостоятельности учащегося стимулирует и специально подобранный репертуар, наличие в нём однотипных произведений, сходных элементов выразительности, однородных технических задач. Чем больше музыки знает учащийся, тем более далёкие горизонты перед ним раскрываются - тем шире круг явлений, которые он может охватить и проанализировать. Вследствие этого растёт инициатива в работе. Эрудиция не лежит мёртвым грузом, а будит активность мысли.