Статья на тему «Ансамбль в классе аккордеона ДМШ»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Лужская детская музыкальная школа им. Н.А.Римского-Корсакова»
Россия Ленинградская обл. г. Луга
Методическая разработка
«Работа с ансамблем в классе аккордеона ДМШ»
(из личного опыта работы)
Яковлева Любовь Борисовна
2019г.
Оглавление
1.Аннотация
2.Введение
3.Развитие навыков ансамблевой игры
4.Принцип формирования ансамбля
5.Этапы работы над музыкальным произведением в ансамбле
6.Подготовка к концертной деятельности
7. Создание благоприятных условий существования ансамбля
8. О репертуаре
9.Заключение
10.Список используемой литературы
Аннотация
К методической разработке «Работа с ансамблем в классе аккордеона ДМШ»
В данной работе сделана попытка раскрыть основные аспекты работы ансамбля, рассматриваются этапы и элементы совместной работы ансамбля над произведением и исполнительским замыслом, решение общих слуховых и технических задач, подготовка к концертному выступлению, создание благоприятных условий для существования ансамбля и проблеме выбора репертуара. Работа адресована преподавателям ДМШ, занимающимся в классе ансамбля
Введение
«Коллективное исполнительство как дуэт или
трио (баянистов) аккордеонистов весьма привлекателен тем,
что приносит радость совместной работы.» В. Ушенин.
«Ансамбль [фр. ensemble, букв. – вместе]. Понятие ансамбль, означающее стройное сочетание различных элементов встречается, во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение, а также произведение, написанное для такой группы музыкантов. Определение «ансамбль» характеризуется слаженностью исполнения и единством творческих устремлений участников художественного коллектива; выражение «чувство ансамбля» подразумевает способность музыканта к совместной игре и особые, специфические навыки ансамблевой игры. Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся, поэтому в учебный план нашей музыкальной школы в дополнение к дисциплине “Музыкальный инструмент. Аккордеон»” есть предмет “Музицирование (игра в ансамбле)”.
Для ансамбля аккордеонистов характерны слитное, однородное звучание по тембру, обширный диапозон и большое разнообразие звучности нюансов- от сильной, плотной звучности до самой нежной и тихой. Ансамбли баянистов и аккордеонистов в состоянии исполнять сложнейшие произведения любого стиля и направления, не искажая их фактуры и голосоведения Так как работа учащегося в ансамбле сопряжена с определенными трудностями, то не так легко научиться ощущать себя частью целого. И в тоже время игра в ансамбле воспитывает у учащегося ряд профессиональных качеств- она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиваться стабильности в исполнении. Большое значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в музыкальной школе не вызывает сомнения. И главным здесь является развитие навыков ансамблевой игры, воспитание чувство ансамбля.
Развитие навыков ансамблевой игры
Рассмотрим этот этап работы. Он требует систематической, поступенной и целеустремленной работы в течение длительного времени. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются. Простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки “солирования” - когда нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план ради единого целого. Практика работы музыкальных школ показывает, что педагоги- аккордеонисты, правильно понимая задачи ансамбля, занимаются этой работой не только с учащимися младших классов, но и старших классов: занятия проводятся за счет времени, отведенного на класс аккордеона и лишь с теми учащимися, которые могут осуществить показ работы педагога и школы. В первом случае снижается качество работы ученика по классу специальности, во втором же случае- несправедливо лишается занятий по ансамблю та часть учеников, которой эти занятия были бы наиболее полезны. Необходимо помнить, что класс ансамбля- это обязательная для каждого ученика дисциплина, и исходя из этого положения, необходимо строить работу ансамбля в ДМШ. Как показала практика, занятия ансамблем нравятся всем учащимся без исключения. Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе
Принципы формирования ансамбля
Ансамбль-это коллективная форма игры, в процессе которой несколько учащихся исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.» Игра в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое-чувствовать и творить вместе. Поэтому, первое, с чего начинается работа ансамбля - это подбор участников того или иного коллектива. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль формируется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно по степени владения инструментом. Совместная игра безусловно способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Но тем не менее, педагог при отборе учащихся для ансамбля должен обнаружить у его будущих участников общие черты, которые явятся предпосылкой формирования творческого лица художественного коллектива как единого целого. Именно по этой причине, и возник в нашем классе сначала дуэт аккордеонистов, а затем и трио аккордеонистов. Один из учеников, выступая как солист, играл робко, неуверенно, часто срываясь на концертах и выступлениях. Но педагогическое чутье подсказывало, что ученик хочет выступать на публике, это нравиться ему. Поэтому пришло правильное решение помочь ученику - создать ансамбль с более уравновешенным, спокойным учащимся, который поведет его к стабильной игре. Прогноз оправдался: ученик стал более интересным как исполнитель. Игра в дуэте сделала его исполнение более уверенным. Затем пришла мысль расширить размеры ансамбля, так как в это время в нашем классе подрос еще один хороший исполнитель. И так случилось, что этот ученик оказался прирожденным аккомпаниатором, так необходимым для три аккордеонистов. Сложился великолепный ансамбль и это не случайно. В результате длительного общения ребята обменивались опытом, знаниями, отчего каждый из них становился богаче как исполнитель. Известно, что, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества. Если выступление солиста можно сравнить «с театром одного актера», то ансамбль представляет собой небольшую театральную труппу. Благодаря этому возникает возможность диалога между действующими лицами. Играющий в ансамбле имеет возможность соревноваться с другими партнерами в мастерстве исполнения своей «роли». А как известно, дух соревнования, дух товарищеского соперничества рождает не только заинтересованность партнеров, но и общую приподнятую атмосферу, от которой выигрывает весь «спектакль» (концерт). Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе. У каждого из участников ансамбля свой характер, свои привычки, свой круг интересов, каждый по- своему относится к жизни, к людям. Как же объединить разных по складу учеников, чтобы это способствовало наибольшей эффективности в работе? Прежде всего, участников ансамбля сплачивает общая цель, общая идея. Эта идея должна стать главным ее содержанием. Желание видеть ее осуществленной, будет тем стимулом, идеалом, той верой, которые в конечном итоге помогут объединить разных по характеру учеников в единый крепкий коллектив. Иными словами, говоря, дела коллектива, его интересы должны стать в то же время и личными интересами каждого участника ансамбля. Очень важна в успешной работе ансамбля творческая атмосфера. Она немыслима без участия всех участников коллектива. При этом необходим самый тесный контакт с родителями учащихся, ведь они являются самыми активными помощниками в деле организации поездок на конкурсы, концерты. Здесь все должны проявлять инициативу, искать случай для своих организаторских способностей на благо общего дела. Еще одно из важнейших условий успешной работы коллектива- способность каждого его участника критически относиться к себе и к своим товарищам, быть глубоко принципиальным в оценке своей деятельности, так и всего ансамбля. .Некритическое отношение к себе свойственно тому, кто не двигается вперед. «Только недовольство собой побуждает к работе над собой»- писал Л.Н.Толстой. Нередко бывает так, что вчерашний хороший результат через определенный период времени может показаться весьма скромным. Ведь жизнь не стоит на месте, и поспеть за ней может только тот, кто не стоит на месте, только таким увлеченным учащимся видятся новые горизонты, все более ответственные задачи.
Рассмотрим основные этапы работы над музыкальным произведением в ансамбле
Начальный этап работы в ансамбле:
1.Формирование единообразного подхода к видам атаки звука
Цели этапа:
Формирование навыков взятия звука у всех участников ансамбля,
идентичность постановочных движений правой и левой рук исполнителей.
Задачи:
Обучающие: Овладеть всеми разновидностями окончания звуков в ансамблевом музицировании;
Развивающие: Формировать устойчивые навыки, позволяющие гибко варьировать применяемые типы снятия в том или ином художественном контексте;
Воспитательные: Содействовать достижению идентичности упомянутых исполнительских действий.
Предпосылкой синхронности ансамблевого исполнения является целенаправленное освоение различных типов снятия звуков и увязывается со спецификой того или иного музыкального материала. Определенные способы окончания фразы, мотива и т. д. выбираются исходя их художественной трактовки данного построения. Затем участники ансамбля достигают необходимого единообразия звуковых характеристик, варьируя индивидуальные и коллективные формы работы Установив оптимальную разновидность и характер снятия, участники осуществляют надлежащую координацию исполнительских движений и обеспечивают синхронность последних.
2.Первоначальный этап формирования музыкального образа:
Цели этапа
Формирование первоначальных навыков чтения партитуры, умения вести свою партию
Задачи:
Обучающие: Обучать навыкам чтения с листа партитуры произведения для ансамбля;
Развивающие: Создать условия для овладения навыком аналитического разбора текста, охватывающую мелодику, гармонию, фактуру, композицию, особенности интонирования;
Воспитательные: Содействовать развитию у участников ансамбля комплекса партнерства и востребуемых навыков пространственного ориентирования..
Особенностью этого этапа работы является воспитание чувства ответственности участников ансамбля за качество освоения своей партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, специфике тембрового звучания, что способствует удачному прочтению изучаемого произведения. Приступая к работе над произведением педагог должен, прежде всего, рассказать о нем, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Обычно сопровождение разделяется на подголосочное, педальное и аккордовое. Подголосок произрастает из ведущего голоса, дополняя и оттеняя его. Педаль служит для выразительного и рельефного звучания мелодии, в одних случаях связывая последнюю с аккомпонементом, в других- создавая необходимый колорит. Аккордовое сопровождение, направляемое басом, выступает в качестве гармонического и ритмического фундамента. Представляется очень важным, чтобы сопровождение органически дополняло и обогащало мелодическую линию. Очень важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа.
3. Этап технического овладения произведением, формирование двигательных навыков:
Цели этапа:
Развитие технических способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне в ансамбле произведений различных жанров и форм.
Задачи
Обучающие: Закрепить знания в освоении темпоритмических закономерностей в их взаимодействии;
Развивающие: Овладеть навыками естественной передачи мелодии другому исполнителю, освоить навык плавного перехода от соло к аккомпонементу;
Воспитательные: Создать условия для развития у участников ансамбля стремления к согласованности каждой партии ансамбля в момент вступления новых голосов с тематическим материалом(мелодией), являющимся ориентиром.
На данном этапе работы необходимо еще более внимательно вчитываться в текст, устранять все неясности. Проверенную и отработанную партию целесообразно играть с другими, наметив их общие контуры звучания. При этом следует соединять те партии, которые дополняют друг друга или выполняют одинаковую функцию; отработанные две партии соединяют с третьей, определив, чем эта партия дополняет две другие. Работу надо строить так, чтобы в ходе ее все глубже раскрывались характерные черты каждой партии и партитуре в целом. Сама же партитура должна быть прочитана так, чтобы каждый исполнитель уяснил функцию своей партии по отношении к другим партиям. Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения – именно эти требования являются важнейшими для совместной игры на данном этапе Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани
4.Этап исполнительской реализации музыкального образа:
Цели этапа:
Систематизация знаний, умений и навыков учащихся, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне, в ансамбле, произведений различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Задачи
Обучающие: Обобщить и закрепить все нужные приемы звукоизвлечения, поиск красок, уточнить динамический план;
Развивающие: Создать интонационно- образное решение на базе общемузыкальных смыслов и технических задач
Воспитательные: Содействовать развитию учащихся умения сотрудничать, слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений.
Анализ структуры произведения, его драматургия, взаимодействие отдельных музыкальных построений, установление окончательного соотношения голосов с точки зрения динамики, верного темпа, упрочение технических навыков, улучшение и автоматизация исполнительских приемов, поиски всевозможных оттенков, контрастов, акцентов, тончайших взаимоотношений между голосами инструментов, использование тембровых возможностей инструмента все это решается на данном этапе.
Ансамбль как исполнительский коллектив
На занятиях ансамблем учащиеся овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую технику и навыки игры на аккордеоне. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству. Любой учебный коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным, творческими целями и задачами.
Каждый участник ансамбля должен:
систематически работать над повышением своего исполнительского мастерства;
проявлять инициативу в решении различных вопросов, возникающих в процессе работы;
тщательно готовиться к репетициям, учтя все замечания, полученные ранее;
старательно прорабатывать ансамблевую партию;
во время выступления быть предельно внимательным, слушая не только себя и каждого из партнеров, но и звучание всего ансамбля.
Итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте, конкурсах. Дают возможность на базе ансамбля создавать музыкальные проекты, в программе которых, будет звучать музыка разных эпох, стилей и направлений. При всей тщательности подготовки ансамбля, концерт всегда приносит учащимся нечто новое, неожиданное. Необычная обстановка эстрады, зала, скопление публики и то, что исполнители становятся центром всеобщего внимания, настолько действуют на членов коллектива, что исполнение ансамбля становится в этих условиях качественно отличным от игры в классе.
Подготовка к концертной деятельности
Чтобы подготовить ансамбль к выступлению, необходимо предварительно поставить его в условия, близкие к концертным: организовать несколько репетиций в зале, где состоится выступление, пригласить на эти репетиции узкий круг слушателей из числа преподавателей или родителей, дать возможность ансамблю исполнить всю программу целиком, не прерывая исполнения, в том порядке и с теми промежутками, которые должны иметь место на концерте. В процессе этих репетиций педагог вносит последние коррективы в исполнение ансамбля. Говоря о подготовке концертного выступления нельзя не сказать об использовании технических средств - диктофона и видеосъемки. Автор имела возможность ощутить пользу этих средств в своей педагогической работе с ансамблями аккордеонистов. Прослушивание и просматривание участниками ансамбля своего исполнения как бы со стороны помогает обнаружить скрытые ошибки, неудачное исполнение отдельных мест, способствует более цельному охвату слухом каждого исполнителя, звучания всего ансамбля. Причем записи и прослушивания должны быть многократными, от одной репетиции до другой, с тем чтобы участники ансамбля видели результаты своей работы в их движении, развитии. Полезно сохранять записи произведений, произведенных на разных стадиях работы над ним, и показать эти записи ансамблю уже в то время, когда работа над произведением завершается.
Кроме того, педагог должен побеседовать с участниками ансамбля о внешнем виде и поведении на эстраде-выходе, посадке, поклоне, уходе. Выполнение требований дисциплины на сцене не только создает определенное впечатление у публики, но и способствует внутренней собранности каждого участника ансамбля.
Создание благоприятных условий существования ансамбля
Что послужило основой для сплочения трио как творческой единицы? Прежде всего общая цель: насколько она интересна в профессиональном отношении и желании реализовать свои возможности как исполнителя. На протяжении всего периода существования ансамбля учащихся объединяла любовь к музыке, к аккордеону, преданность к форме коллективного творчества, верность той идее, которая зародилась у преподавателя по классу специальности. Во имя этой идеи, во имя осуществления своей мечты, учащиеся преодолевали трудности и шли к профессионализму в работе. В личных взаимоотношениях участники трио старались достичь взаимопонимания, если нужно было – шли на компромисс. Однако в творчестве компромиссы не допускались. Работая над произведением или вели подготовку к конкурам, проектам, участники ансамбля стремились к предельному (в соответствии со своими возможностями) результату и тут были непоколебимы: если и расходились во мнениях, то это обычно касалось путей достижения целей, а не самого понимания сути конечной задачи. Девизами трио на любом этапе были: целеустремленность, энтузиазм, увлеченность. Труд и поиск всегда шли рядом. Трудились для того, чтобы искать, а найдя, трудились, чтобы достичь еще большего. Удачи- это понимали участники ансамбля- не должны приносить успокоения. Постоянное чувство идти вперед- вот та движущая сила, без которой трио не мыслило свою работу. Трудились во имя желания видеть аккордеонное исполнительское искусство в движении, развитии. Каждый из участников ансамбля прошел путь обучения игре на инструменте по программе специальности в ДМШ. Но наряду с этим, каждый из них прошел школу ансамбля, которая научила учащихся слышать, видеть и понимать сидящих рядом участников. Воспитала в них чувство партнерства, чувство «локтя», желание музицировать и творить сообща. Ради этого стоило так усердно работать. Нет большего счастья для педагога, чем сознавать, что детище, трио состоялось как профессиональный коллектив, что дело, которому отдана вся жизнь, принесло людям радость и встречу с интересным коллективом учащихся.
Репертуар
И немного о нем. Несомненно, подбор репертуара для ансамблей представляет собой наибольшую трудность. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение. К сожалению, ощущается недостаток нотных сборников, учебных пособий для дуэтов, трио аккордеонов. Поэтому педагогам зачастую приходится самим придумывать, оформлять, подбирать репертуар, искать его в разных носителях, делать доступные переложения музыкальных произведений. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение, умение найти тот репертуар, который будет исполнен с максимальной художественной выразительностью, обладать хорошим чутьем и вкусом. К сказанному о репертуаре следует добавить, что каждая следующая выбираемая пьеса должна хорошо сочетаться со всей ранее изученной программой. В репертуаре ансамбля должны быть произведения, которыми ансамбль мог бы спокойно начать свое выступление, распределив затем сложные, темповые (эффектные) пьесы по всей программе с соблюдением принципа контраста. Очень хорошо воспринимаются слушателями разных аудиторий обработки народной музыки. Поскольку считается, что аккордеон(баян) – народные инструменты, то народная музыка должна быть приоритетным направлением в репертуаре ансамбля.
Заключение
Работа в ансамбле необходима не только для учащихся, она очень полезна и для преподавателя. Вместе с учащимися педагог расширяет горизонты своей педагогической деятельности, становится более творческим человеком. Ведь только творческий человек может увлечь идеей своих учеников, создать коллектив единомышленников- ансамбль. Но самое главное: ни в коем случае не бояться трудностей, которые могут возникнуть на пути ансамбля, идти прямо, не сворачивая в сторону. Поэтому необходимо иметь веру, настойчивость, не пугаться неудач, любить свое дело, хорошо его делать, сознавая его нужность людям. Хотелось бы, чтобы у наших учащихся было больше энтузиазма, больше горения. «Жить просто- нельзя! Жить надо с увлечением!» - сказал С. Королев, один из величайших мечтателей Земли. Каким бы сложным и долгим ни был бы путь к избранной цели, надо идти к ней, не жалея ни сил, ни времени. И чем трудней этот путь, тем больше он должен увлекать, а в искусстве нет легких путей, дерзайте, творите!
Список используемой литературы:
1.Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. – СПБ., 2000.
2. Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М, 1989г»
3. В. Ушенин. «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)»
Ростов- на Дону «Феникс» 2011г.
4.П.И. Говорушко «Работа баяниста над музыкальным произведением» Москва СК,1970г.
5.П.А. Гвоздев «Принципы образования звука на баяне» Москва. СК.1970г.