12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раушания122
Россия, Татарстан респ., г. Агрыз

 

 

 

 

 

 

Технология мастерских – развитие умений вести диалог

(с текстом, друг с другом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель : учитель

русского языка и литературы

Ганеева Раушания Ринатовна

МБОУ СОШ № 4

г. Агрыз

 

О технологии «педагогическая мастерская» я слышала раньше, познакомилась с ней на VII Международном Педагогическом форуме в Санкт-Петербурге в 2015 году. Затем, еще раз изучив теорию мастерских, попробовала применить ее на уроках литературы в среднем и старшем звене. Моим ученикам работать в мастерской очень понравилось, некоторые из них посмотрели на себя совсем по-другому, стали охотно и успешно участвовать в конкурсах сочинений и научно-практических конференциях различного уровня, занимать призовые места.

Технология "педагогическая мастерская" – одно из направлений творческого подхода в обучении в соответствии с требованиями нашего времени, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

На уроках, проводимых по технологии педагогических мастерских, решаются все задачи по формированию УУД. При работе в группах формируются коммуникативные учебные действия; при самостоятельной работе формируются регулятивные учебные действия; при осознании несоответствия своих старых знаний новым формируются познавательные учебные действия; работа в мастерской формирует личностные учебные действия,  обеспечивая ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Формулирование гипотез и выводов, генерирование идей, выбор, экспериментирование, анализ, прорыв – составляющие данной технологии.

В мастерской построение знания происходит и в индивидуальной, и в групповой работе. В командных усилиях идея появляется чаще в мозговом штурме: идеи предлагаются, накапливаются, критикуются, отвергаются всеми ее участниками.

Одно из важнейших условий создания мастерской – проблемность и даже парадоксальность материала. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить «прорыв» – открытие, потрясение, острое недоумение с озарением. То, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

   Для выполнения этой задачи помогут творческие принципы:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

3. Развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

4. Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с текстом, при взаимодействии с другими, с разными мнениями реакцией на происходящее.

5. Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента к целому.

 

Тезаурус

1-й этап – индуктор – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность учеников. Задание должно актуализировать личный опыт каждого, связанный со смыслом деятельности.

2-й этап – создание индивидуально или в группе творческого продукта

3-й этап – социализация – предъявление созданного продукта всем участникам, промежуточная рефлексия, афиширование

4-й этап – рефлексия – осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек.

Хочу поделиться конспектом одного урока литературы в технологии «Мастерская построения знания» в 9 классе.


Мастерская построения знаний по теме «Капитанская дочка» - духовное завещание Пушкина русскому народу» в 9 классе

 

Ход мастерской

Индуктор

Продолжите письменно одну из фраз на слайде:

– Я обдумываю свои поступки, потому что…

–  Я обдумываю, как мне поступить, потому что…

–  Мне мешает совершить поступок то, что…

 

2. Прочитайте все вслух. Интересные для вас объяснения записывайте.

Варианты ответов

Я обдумываю свои поступки, потому что…

то, что я сделаю, уже нельзя будет изменить.

отвечаю за свои действия, а то можно «наломать дров».

мне это нравится.

Не хочу допустить ошибок, угрожающих обществу и самому себе.

боюсь сделать больно себе и окружающим.

не хочу сделать глупость, о которой долго буду жалеть.

потом ничего нельзя будет изменить.

II.

1.

Познакомимся со словарным понятием «духовное завещание».

В России духовным завещанием (духовной) именовались до 1917 г. все письменные завещания. В настоящее время этим архаическим термином обозначают не имущественные распоряжения на случай смерти, а предсмертные нравственные и духовные заветы, пожелания и просьбы о совершении благих действий, адресованные как правило не наследникам, а другим людям, общественным, политическим, творческим и иным деятелям, социальным группам, всему обществу. Человек выражает попечение не о бренном имуществе, а о духовном наследии, которое останется после него. Как правило, эти современные "духовные завещания" составляются в письменной форме. Кроме того, к числу "духовных завещаний" следует отнести и просьбы на случай смерти –  пожелания о месте захоронения, порядке проведении траурных церемоний и т.д.

2.

– Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”. Пушкин, который придумывал и раздаривал сюжеты всем налево и направо (например, Гоголю, который тоже заимствовал один из них), вдруг использует для своей повести практически тот же сюжет, что использовал в “Евгении Онегине».

Пушкин писал эту повесть более трех лет. В ранние годы это было совершенно на него не похоже. Такие произведения, как «Капитанская дочка», – по объему чуть больше ста страниц –  он писал за две-три недели. «Капитанской дочкой» Пушкин подвел итог всему своему творческому пути. В 30 лет Пушкин уже не соглашался с героем из романа «Евгений Онегин», он пересмотрел произведение и написал «Капитанскую дочку».

 

Работа в группах

1 группа Таблица для сопоставления героев двух разных произведений Пушкина

Аспекты для сопоставления

Евгений Онегин

Петр Гринев

Эпоха, в которую жили герои

 

 

Происхождение героев

 

 

Родители

 

 

Воспитание и образование героев

 

 

Служение Отечеству

 

 


 

Примеры заполненных таблиц

Аспекты для сопоставления

Евгений Онегин

Петр Гринев

Эпоха, в которую жили герои

1 треть 19 века в период царствования Александра Первого

В 18 веке в годы царствования Екатерины Второй

Происхождение героев

Принадлежность к столичному служилому дворянству

Происхождение из небогатой провинциальной дворянской семьи

Родители

Имя неизвестно.

Старший Онегин служил где-то «отлично-благородно» (1, III).. Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец.

Андрей Петрович Гринев (имя Андрей свято для Руси 18 века – Андрей Первозванный первым посетил землю).Петр – апостол, столп а основании Отечества

Воспитание и образование героев

Онегин воспитывался гувернёрами-иностранцами, его французский учитель использовал «новейшие педагогические методы»: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил ... (1, III) В результате Онегин получил поверхностное образование и знал вроде бы всё, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно... (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьёзным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели. О нравственном воспитании ребёнка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живёт «для роскоши, для неги модной» (1, XXIII), для «чувств изнеженных» (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в «науке страсти нежной» (1, VIII), иными словами в волокитстве.

Из Евгения Онегина получился русский «иностранец».

«Капитанская дочка» представляет собой «семейственные записки», первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я.Б.Княжнина «Хвастун»: «Да кто его отец?». Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринёва — будущего автора мемуаров — внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля — фонвизинского Митрофана Простакова. Гринёв жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей — Савельичем (Митрофан — крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринёв выучился под его надзором грамоте и мог «очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Позже отец нанял для своего сына учителя — француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринёв вроде бы ничего не знал и не умел, «жил недорослем, гоняя голубей» (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял «изрядные» стихи, которые хвалил А.П.Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.

Суровый Гринёв-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина — служба государству. Младший Гринёв по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына.

Служение Отечеству

Онегин, вполне мог бы встать на защиту Отечества в войне с Наполеоном, если предположить, что в 1812 году ему уже было 16-17 лет, но этого не произошло.

 

«Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя В., близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук».

В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо «чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы» (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

 


 

2 группа

Таблица для сопоставления Татьяны Лариной и Маши Мироновой

 

Аспекты для сопоставления

Татьяна

Маша

Происхождение героинь

 

 

Родители

 

 

Воспитание и образование

 

 

Письма к любимым

 

 

 

Фрагмент письма Татьяны

Фрагмент письма Маши

Вывод

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

 

.

«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить.
 

Татьяна начинает письмо с «Я», далее оно повторяется неоднократно, что свидетельствует о сосредоточенности на себе, самолюбовании, подражании героиням французских романов, которыми она зачитывалась. Также надо иметь в виду, что письмо она пишет на французском языке.

Маша французских романов не читала. В письме она ни разу не говорит о себе в первом лице, как о каких-либо чувствах к адресату. Зато многократно она ссылается на провидение Божье.

 

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать

Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я ее племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович
 

Полюбив однажды, они будут хранить верность своему любимому. Но Маша более разборчива, она даже под страхом смерти не готова выйти за нелюбимого.


 

3 группа

 

Аспекты для сопоставления

Евгений Онегин

Алексей Швабрин

Эпоха, в которую жили герои

 

 

Происхождение героев

 

 

Родители

 

 

Воспитание и образование героев

 

 

Служение Отечеству

 

 

 

Аспекты для сопоставления

Евгений Онегин

Алексей Швабрин

Эпоха, в которую жили герои

1 треть 19 века в период царствования Александра Первого

В 18 веке в годы царствования Екатерины Второй

Происхождение героев

Принадлежность к столичному служилому дворянству

человек аристократического происхождения. Его семья была богата и влиятельна в аристократических кругах.

Родители

Имя неизвестно.

Старший Онегин служил где-то «отлично-благородно» (1, III).. Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец.

Неизвестны

Воспитание и образование героев

Онегин воспитывался гувернёрами-иностранцами, его французский учитель использовал «новейшие педагогические методы»: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил ... (1, III) В результате Онегин получил поверхностное образование и знал вроде бы всё, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно... (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьёзным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели. О нравственном воспитании ребёнка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живёт «для роскоши, для неги модной» (1, XXIII), для «чувств изнеженных» (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в «науке страсти нежной» (1, VIII), иными словами в волокитстве.

Из Евгения Онегина получился русский «иностранец».

Алексей Иванович подобно всем дворянам получил хорошее образование, он знал несколько иностранных языков и отличался незаурядным умом. неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».

Служение Отечеству

 

Как и большинство молодых людей, Швабрин выбрал карьеру военного. Свою военную стезю Алексей Иванович начал в элитных войсках – в гвардии. Вначале его служба не была затруднительна, но безрассудство Алексея Ивановича все погубило.

Несмотря на запрет дуэлей, Швабрин все же пренебрегает официальным запретом. Дуэль для него закончилась вполне успешно, чего не скажешь про его оппонента-поручика. Полученная рана привела его к гибели. О факте дуэли стало известно и Швабрина, в качестве наказания, отправили в Белогородскую крепость, где он прослужил уже около пяти лет: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

Отношение автора к героям

«Онегин, добрый мой приятель…»

Повествователь в лице Гринева лишь констатирует факты, рассазывая о низких поступках Швабрина, но нигде и никогда не дает прямой оценки его действиям, сохраняя нейтралитет.

Вывод: Можно ли оправдывать поступки Онегина и Швабрина? Нет, никак невозможно. Однако осудил ли поэт, творец, этих людей? -- Нет. Можно ли жалеть этих людей и думать о них как о несчастных жертвах собственной лености или страсти? –Конечно, можно. И немыслим Пушкин без милосердия и великодушия. Истоки низости и двоедушия Швабрина он выразил словами Василисы Егоровны: «Он в Бога не верует, и душегуб»

Таким образом, не клеймит Пушкин никого, а лишь фиксирует поступки и диалоги людей, позволяя другу-читателю увидеть картину. Поэтому-то особенно убедителен, и одновременно – органичен для христианинского взора. Поскольку если и осуждает, то осуждает грех, а не грешника. Цель-то пушкинская, одна из главных составляющих его труда названа (в “Памятнике”) определенно: “Чувства добрые я лирой пробуждал”. Добрые чувства – великодушие, простота, отказ от лицемерия, защита слабого и страдальца; умение понимать и прощать. На фоне неприятия подлого и низкого поступка, сопротивления всякой неправде.

 

4 группа

Почему Гринев оказывается на месте казни Пугачева? Почему Пугачев ищет глазами Гринева и, увидев его, кивает головой? (высказать свои предположения)

Вариант ответа

Пугачевцы окружают крепость и офицер Петр Гринев готовиться принять смерть вместе с другими. Уже петля на его шее. Он молиться о прощении своих грехов, и о спасении всех близких его сердцу. Даже в последнюю минуту земной жизни он думает не о себе, а о своих близких. Это христианский поступок.

В последний момент Пугачев узнает его и отменяет казнь. Отплатив добром за добро. Это их вторая встреча. Третья будет, когда они оба придут на помощь Маше Мироновой. И при этой встрече Гринев призывает раскаяться разбойника и просить милости у Бога и Императрицы. Пугачев отказывается. Их пути расходятся, но Петр Гринев обещает каждый день молиться о спасении грешной души Пугачева.

По навету Швабрина Гринева обвиняют в измене и сажают в острог. И теперь уже Маша Миронова спасает своего возлюбленного. В этом случае милосердие проявляет сама императрица Екатерина II.

Таким образом, по замыслу Пушкина, все герои повести милосердны, начиная с разбойника Пугачева и заканчивая императрицей Екатериной.

Гринев присутствует при казни Пугачева. Тот ищет его глазами и находит в многочисленной толпе, и кивает ему головой. Через минуту эта голова будет отсечена. Что это за кивок? Это немой диалог между ними, в котором Пугачев как бы напоминает, что Гринев обещал молиться о нем. И, увидев его в толпе, злой разбойник понимает, что тот молится о спасении его души.

 

 

Рефлексия

В чем же заключается духовное завещание Пушкина русскому народу?

Вариант ответа

Главная тема здесь – милосердие. Когда Гринев первый раз повстречал Пугачёва, он проявил к нему милосердие, а во вторую их встречу уже Пугачёв проявил милосердие по отношению к Гриневу. Третья встреча – это проявление милосердия их обоих по отношению к Маше Мироновой. Но милосердие – это любовь. Значит эта повесть – о любви.

На протяжении всей повести Пушкин пытался показать проявление промысла Божия в жизни человека: три раза Петруша проявлял свою волю по гордыне всё это оборачивалось против него. И с момента встречи с Пугачёвым происходит изменение в его жизни в повести появляется промысел Божий. «Предав себя воле Божией, Петруша засыпает».

Название «Капитанская дочка» указывает, на то, что не в самой Маше дело. Она выросла идеальной христианкой благодаря своим родителям. Последние наставления, которые дает ей отец, капитан Миронов, звучат девизом христианского воспитания: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет»; и далее Миронов указывает, чтó взять дочери в качестве образца благочестивого брака: «Живите, как жили мы с Василисой Егоровной». И, как видно из повествования, это эталон не только для самого капитана, но и для автора.

Родители Маши, эти немного смешные и карикатурные на первый взгляд старички, которые, однако, на протяжении всего произведения ни разу не «сфальшивили» в своих словах и делах и во всех областях своей жизни до конца исполнили свой христианский долг. Причем интересно, как верно изображает автор, в чем заключается христианский долг отца семейства и в чем – его супруги. Поприще мужчины –  это, прежде всего, его общественное служение (ср. главу из «Домостроя», где указывается, о ком должен молиться муж в домашней молитве: «...о своем согрешении и о отпущении грехов, и о царе и царице, и о их чадех здравии, и о братии его, и о болярех, и о христолюбивом воинстве, о помощи на враги, и о плененных духовных, и о болящих и в темницах заключенных, и за вся христианы» – это, по сути, молитва за весь христианский мир).

Поприще женщины – это ее семья и люди, близкие ее семье, хранительницей и молитвенницей которой она выступает (из той же главы: «Жене тако ж молитися о своем согрешении, и о муже, и о чадех и о домочадцех, и о сродницех, и о отцех духовных».

В соответствии с этими, укорененными в веках православными представлениями о распределении ролей в семье, показан конец жизни капитана Миронова и его жены. В смерти Ивана Кузьмича подчеркнута верность воинскому долгу: «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»... через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух». Это о таких, как капитан Миронов, звучат слова церковного поминовения – «за веру, Царя и Отечество живот свой положивших».

Василиса Егоровна же идет на смерть потому, что хочет быть верной мужу до гробовой доски, то есть ведет себя как благочестивая и мужественная христианка: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать... Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила». Последние ее слова, полные любви и печали, обращены к погибшему мужу и похожи на надгробный плач, принятый на Руси: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!». Их подвиг оттеняется малодушием множества окружающих их людей: жители гарнизона и часть войска присягают самозванцу, и даже священник крепости, отец Герасим, хоть и со скорбным видом, но все-таки держит в руках крест, к которому прикладываются изменники. Столько людей проявили малодушие — а комендант и его супруга сохранили верность до конца.
 

Приложение

 

Уж рассветало. Я летел по улице, как услышал, что зовут меня. Я остановился. «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня.— Иван Кузмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришел». — «Уехала ли Марья Ивановна? — спросил я с сердечным трепетом». — «Не успела, — отвечал Иван Игнатьич, — дорога в Оренбург отрезана; крепость окружена. Плохо, Петр Андреич!»

Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Там уже толпились все жители крепости. Гарнизон стоял в ружье. Пушку туда перетащили накануне. Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем... Комендант обошел свое войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!» Солдаты громко изъявили усердие... Люди, разъезжающие в степи, заметя движение в крепости, съехались в кучку и стали между собою толковать. Комендант велел Ивану Игнатьичу навести пушку на их толпу и сам приставил фитиль. Ядро зажужжало и пролетело над ними, не сделав никакого вреда. Наездники, рассеясь, тотчас ускакали из виду, и степь опустела.

Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, не хотевшая отстать от нее. «Ну, что? — сказала комендантша. — Каково идет баталья? Где же неприятель?» — «Неприятель недалече, — отвечал Иван Кузмич. — Бог даст, все будет ладно. Что, Маша, страшно тебе?» — «Нет, папенька, — отвечала Марья Ивановна, — дома одной страшнее». Тут она взглянула на меня и с усилием улыбнулась. Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты.

В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. Мы в них узнали своих изменников… Изменники кричали: «Не стреляйте; выходите вон к государю. Государь здесь!»
«Вот я вас! — закричал Иван Кузмич. — Ребята! стреляй!» Солдаты наши дали залп… Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение; потом оборотилась к мужу и сказала ему: «Иван Кузмич, в животе и смерти Бог волен: благослови Машу. Маша, подойди к отцу».

Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклониласьему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорей».

(Маша кинулась ему на шею и зарыдала.) «Поцелуемся ж и мы, — сказала, заплакав, комендантша. — Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» — «Прощай, прощай, матушка! — сказал комендант, обняв свою старуху. — Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан». Комендантша с дочерью удалились.

Я глядел вослед Марьи Ивановны; она оглянулась и кивнула мне головой. Тут Иван Кузмич оборотился к нам, и все внимание его устремилось на неприятеля. Мятежники съезжались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей. «Теперь стойте крепко, — сказал комендант, — будет приступ...»

В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди... Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал... Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились. «Ну, ребята, — сказал комендант, — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!»

 

Список использованных источников

Белова Н. И., Орлова О. В.. По меркам добра/ педагогические мастерскиеценностно-смысловой ориентации /Ковров ООО "Медиа-Пресс" 2013

Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. М. : Просвещение. 2014

Ерёмина Т.Я. Педагогические мастерские по литературе. СПб., 2000

Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007

Ерёмина Т.Я Мастерские по литературе. 10 класс. СПб. 2004

Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008

Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010

Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15)

Щукина С.Ф. «Жить, думать, чувствовать, любить…»: из опыта работы учителя литературы. М.: «Мнемозина», 2008

 

https://www.art-talant.org/publikacii/3350-doklad-ispolyzovanie-tehnologii-tvorcheskih-masterskih-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.