Урок изучения нового учебного материала «Карданные передачи»
ТЕМА РАЗДЕЛА: «Трансмиссия»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Карданные передачи»
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
Цель: Формирование у учащихся знаний для овладения основным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями (ПК 1.1 – 1.3).
Задачи: Изучить понятие о карданной передаче, классификацию и устройство карданных передач автомобиля.
Развивающие:
Цель: Содействовать формированию критического мышления, умению анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Задачи: Развитие умений, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Воспитательные:
Цель: воспитать у учащихся чувство ответственности за порученное дело.
Задачи: Воспитать, умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; брать на себя ответственности за результат выполнения заданий; пониманиматъ сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
ЛИТЕРАТУРА:
Передерий В.П. Устройство автомобилей. Учебник для СПО. -М.: Инфра- М, 2017.
Пехальский А.П. Устройство автомобилей и двигателей: учебник для СПО - М.: Академия, 2018.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Электронно-библиотечная система IPRbooks: «Варис В. С. Устройство автомобиля» Форма доступа: http://www.iprbookshop.ru/86528.html
Сайт педагога-предметника. Форма доступа: https://web-kabinet111.wixsite.com/alekseev
рассматриваемые вопросы по теме занятия:
- Назначение карданной передачи
- Где в автомобиле применяется карданная передача;
- Какие бывают виды карданных передач;
- Как устроена и работает карданная передача с шарниром неравных угловых скоростей.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА предназначена для передачи крутящего момента между валами, расположенными под углом друг к другу.
В автомобиле карданная передача применяется, как правило, в трансмиссии и рулевом управлении.
Посредством карданной передачи могут соединяться следующие элементы трансмиссии:
коробка передач и раздаточная коробка;
коробка передач и главная передача;
раздаточная коробка и главная передача;
дифференциал и ведущие колеса.
Основным элементом карданной передачи является карданный шарнир.
В зависимости от конструкции шарнира различают следующие типы карданных передач:
с шарниром неравных угловых скоростей,
с шарниром равных угловых скоростей,
с полукарданным упругим шарниром,
с полукарданным жёстким шарниром.
Ведущие мосты автомобиля устанавливаются на раме или на кузове автомобиля с помощью упругих элементов подвески и во время движения мосты изменяют своё положение относительно мест крепления. Чтобы передать крутящий момент в таких условиях от коробки передач к ведущему мосту, применяют карданные передачи.
Карданная передача с шарниром неравных угловых скоростей имеет устоявшееся название – карданная передача, обиходное название – кардан. Данный тип передачи применяется в основном на заднеприводных автомобилях и автомобилях с полным приводом.
Карданный шарнир неравных угловых скоростей состоит из жёстких деталей (см. рис. 1): ведущей 1 и ведомой 4 вилок, крестовины 2, на шипы которой надеты игольчатые подшипники 3. Крутящий момент передаётся от вилки 1 к вилке 4 через крестовину 2.
Рисунок 1 – Карданный шарнир неравных угловых скоростей
1 – ведущая вилка; 2 – крестовина; 3 – игольчатый подшипник; 4 – ведомая вилка.
При такой конструкции и равномерном вращении вилки ведущего вала угловая скорость ведомой вилки будет изменяться два раза за каждый оборот, увеличиваясь и уменьшаясь. Поэтому такой шарнир называют шарниром неравных угловых скоростей.
Чтобы устранить неравномерность вращения ведомого вала в карданной передаче, применяют обычно два шарнира неравных угловых скоростей, располагаемых на концах карданного вала. Тогда неравномерность вращения, возникающая в первом ведущем шарнире, компенсируется неравномерностью вращения второго шарнира, и ведомый вал передачи вращается равномерно с угловой скоростью ведущего вала. Такая карданная передача называется двойной. Одинарные передачи с одним жёстким карданным шарниром практически не применяются.
В карданной передаче в зависимости от расстояния, на которое передаётся крутящий момент, применяется один или два карданных вала. При двухвальной схеме (см. рис. 2) первый вал носит название промежуточного, второй – заднего карданного вала. Место соединения валов фиксируется с помощью промежуточной опоры. Промежуточная опора крепится к кузову (раме) автомобиля. Для компенсации, возникающих в результате работы, изменений длины карданной передачи в одном из валов выполняется шлицевое соединение.
Соединение карданной передачи с другими элементами трансмиссии производится с помощью соединительных элементов: фланцев, муфт и др.
Рисунок 2 – Двухвальная карданная передача
хвостовик скользящей вилки; грязеотражатель скользящей вилки; скользящая вилка; вилка промежуточного карданного вала; промежуточный карданный вал; грязеотражатель; промежуточная опора; защитное кольцо; подшипник промежуточной опоры; защитное кольцо; шлицевая вилка; | П-образная пластина; стопорная шайба; крестовина; вилка заднего карданного вала; задний карданный вал; фланец ведущей шестерни главной передачи; задний карданный шарнир; игольчатый подшипник; стопорное кольцо; болт; уплотнительное кольцо. |