12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Анатольевна Телятьева1331
Работаю в Краевом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат №5"
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
5

Конспект внеклассного занятия Тема: «Картофель – второй хлеб» (знакомство с отраслью сельскохозяйственного производства по выращиванию картофеля)

Конспект внеклассного занятия

Тема: «Картофель – второй хлеб»  (знакомство с отраслью сельскохозяйственного производства по выращиванию картофеля)

Возраст обучающихся: 8-13 лет

Цель: познакомить обучающихся  с профессией картофелевод, создать условия для возникновения первоначального интереса к ней.

Задачи:

- расширить у обучающихся представления о картофеле;

- расширять  представления обучающихся о значении труда в жизни человека;

- развивать  познавательные процессы у обучающихся  через компоненты учебной деятельности;

- создать условия для активной позиции каждого обучающегося и формирования  коммуникативных умений;

- учить обучающихся строить умозаключения;

- формировать у обучающихся  интерес к проблемам сельского хозяйства.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  мультимедийная презентация, фотографии с алгоритмом выращивания картофеля, картофель, терка, пластмассовые стаканчики, бутылочка йода, чайная ложечка, карточки к викторине, напечатанные словарные слова.


  1. Оргмомент (готовность к занятию)

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).


  1. Эмоциональный настрой

 -  Чтобы определить тему нашего занятия, разгадайте ребус. (Приложение 1 слайд №1-2)

На полях растет картофель,
И на наших огородах.
Это чудный дар природы.
Он со всех сторон полезный,
Вкусный и питательный.
В рацион наш, как известно,
Входит обязательно.

Расскажу вам по секрету,
Самый главный овощ это.
С этим овощем рецептов,
Как загадок и ответов,
Больше тысячи, наверно,
И все необыкновенны!


  1. Мотивация (дидактическая игра-соревнование)

Игра «Кто больше назовет блюд приготовленных из картофеля» (слайд №3)

- Благодаря уникальной совместимости с другими продуктами и разнообразию способов обработки из картофеля можно приготовить более двух тысяч первых, вторых блюд, и даже десертов.


  1.  Актуализация знаний. (Интеллектуальная разминка. Беседа, подводящая к теме)

- Что вы уже знаете о картофеле? (ответы обучающихся)(слайд №4)

    Во время фронтального опроса обучающиеся начинают свой ответ словами: «Я знаю, что…».

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

Обобщение (читает обучающийся со слайда)

Материал из Википедии )(слайд №5)

Огородное травянистое растение.  Род овоща,  со съедобными подземными клубнями и ядовитыми плодами, по форме напоминающими маленький помидор. Лист картофеля тёмно-зелёный. Цветки белые, розовые или фиолетовые.  Клубни созревают в августе — сентябре. Клубни картофеля являются важным пищевым продуктом. 

- А знаете ли вы, как картофель пришел на наш стол? Как называется профессия человека, выращивающего картофель?  Из чего состоит картофель? А почему говорят, что картофель – второй хлеб?

- Что вы можете узнать на нашем занятии? (ответы обучающихся)

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Какие вопросы вы бы хотели задать? (ответы обучающихся)

- Сегодня на занятии  мы узнаем все секреты о  картофеле.

Определение темы и задач занятия.  (слайд №6)


  1. Объяснение нового материала. (Презентация, Составление алгоритма действий)

Рассказ воспитателя (слайд № 7)

Исторической родиной картошки является Южная Америка, индейцы Перу с успехом  ее выращивали еще 4000 лет назад, они  вывели более сотни разнообразных сортов. «Паппо» и «чунью» - так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь паппо устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

Большинство исследователей считают, что первым человеком, доставшим картофель в Европу, был монах Нероним Кордан. Возможно, именно он в 1580 году опустил на землю Испании первую корзину с неведомым овощем, которому предстояло покорить больше народов, чем любому полководцу. Но широкого распространения картофель не получил, еще почти двести лет растение было овеяно ореолом мистичности и считалось не пригодным для употребления в пищу. Врачи, к примеру, серьезно считали картофель разносчиком проказы и причиной помутнения рассудка. Агрономы того времени использовали разнообразные ухищрения и хитрости что бы заставить европейцев хотя бы попробовать загадочные клубни. До конца XVIII века картофель в Европе больше использовался как декоративный цветок, его носили в волосах и делали из него букеты.

Однако нашелся во Франции человек, который по заслугам оценил картофель. Это был парижский аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он написал сочинение о картофеле, за что и был удостоен премии.

В Россию первую партию картофеля прислал царь Петр I, с наказом разослать по всей стране  для выращивания. Но этой прекрасной затее Петра I не суждено было осуществиться при его жизни. Не удалось распространить картофель в России и царице Екатерине I. Народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт. Когда  в Европе во всю уже выращивала картофель, россияне, в большинстве своем обходились репой. Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства, так и не занял достойного места в питании россиян. Мир полнился слухами о темном происхождении клубней, употребление их в пищу считалось большим грехом, и только очевидная экономическая выгода заставила русский народ забыть о репе и перейти на «заморское диво».

 (Слад №8)

Пройдя долгий путь несправедливого осуждения, картофель все же завоевал себе прочное и почетное место на обеденном столе. Он расселился по всему свету и кормит сегодня миллионы людей. В настоящее время  в мировом ассортименте картофеля насчитывается более 4 тысяч сортов. Они отличаются не только по размеру, но и по цвету, форме и вкусу.

(Слайд №9)

С 2005 года в России празднуют 23 июля – День молодой картошки.

В разных странах есть памятники картофелю, например в Минске, Бесекеже (Польша), Маринске.

(Слайд № 10)

Поражают воображение рекорды картофеля. Самый большой клубень выращен ливанским фермером, и  весил более 11 килограмм.

Составление алгоритма выращивания картофеля в условиях индивидуального приусадебного хозяйства (обучающимся предлагаются фотографии, которые нужно разложить по порядку, Слайд № 11 )

Словарная работа во время ответов обучающихся:

культиватор - сельскохозяйственная машина для обработки почвы.

вспахивание – поднятие и перевал почвы для ее разрыхления.

окучивать — взрыхлять почву вокруг растений, приваливая её к основанию стеблей для уничтожения сорняков, разрушения образовавшейся на почве корки.

  1. Подготавливая почву под посев на собственном участке люди обычно пользуются культиватором. Он облегчает процесс вспахивания. Однако, это работа все равно очень физически тяжелая и обычно ее выполняют мужчины.

  2. Далее с помощью лопаты копаются лунки.
  3. В лунки  закладывается семенной картофель.
  4. Когда появляются всходы приходит пора окучивать.
  5. И конечно же надо следить, чтобы не было вредителей, бороться с ними с помощью ручного сбора или распрыскивая химикаты.

В августе, сентябре происходит копка картофеля.

Физминутка "Танцующая картошка" Приложение 2

(Слайд № 12)

Выращивание картофеля как сельскохозяйственной культуры распространено во многих странах. Картофелеводство — отрасль сельскохозяйственного производства по выращиванию картофеля для продовольственных, кормовых и промышленных целей. По состоянию на начало XXI века в мире наблюдается увеличение как валового сбора картофеля, так и объёмов его переработки; примерный объём производства картофеля в мире на душу населения составляет 50 кг. Картофель - одна из важнейших сельскохозяйственных культур, в мировом производстве он занимает одно из первых мест.  В 2015  году лидером по производству картофеля был Китай, на 2-м месте с заметным отставанием — Россия и Индия, на третьем месте – Украина.  Для выращивания картофеля в больших количествах применяется специальная сельскохозяйственная техника: трактора, плуги, сеялки, самоходные опрыскиватели

Картофелевод – специалист по картофелеводству.

Фермер — предприниматель, владеющий землёй или арендующий её, и занимающийся на ней сельским хозяйством.


«Домашние профессии картошки»

- Как вы думаете,  картофель используется людьми  только в пищу? Для чего он нужен? (идёт  в пищу  для людей, для животных,  используется в косметологии, в медицине)

Картофель универсальный овощ - очистками можно отмывать пустые бутыли и канистры; картофельный отвар использовать для мытья стеклянной посуды, стирки шерстяной одежды, очистки потемневших серебряных изделий;  можно склеить бумагу вареным картофелем; из сырого картофеля и его сока можно делать косметические маски; пятно йода с ткани можно вывести кусочками сырого картофеля; передвигать мебель легче, подложив под ножки кружочки сырого картофеля, и т.д.

«Заболели? Поможет картошка» (слайд № 13)


  1. Практическая работа. (Опытно - экспериментальная деятельность)

- Картофель содержит более 80% воды, но кроме того он богат на витамины и полезные минералы. В частности картофель содержит много провитамина А, необходимого для поддержания зрения. Чем моложе клубень, тем больше в нем минералов и витаминов. Например, в молодом картофеле витамина С втрое больше, чем в том, что пережил зиму. 200-300 г картофеля обеспечивают суточную потребность в витамине С.

Картофель является источником большого количества калия, фосфора, хрома, железа, лимонной и яблочной кислот, «аскорбинки», витаминов группы В и каротина. Благодаря им картошечка: укрепляет стенки кровеносных сосудов, улучшает работу щитовидной железы укрепляет костную ткань и зубную эмаль.


ОПЫТ № 1

  1. Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица. Отжимаем картофель, показывая что в нем есть вода.

Вывод: в картофеле есть вода.


ОПЫТ № 2

Натертую картофельную кашицу положим с вами в пластмассовые стаканчики, вы добавите немного воды и размешаете ложечкой. Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.


ОПЫТ № 3

Теперь возьмите пустые сканчики и постарайтесь аккуратно перелить в них нашу мутную воду. Дадим нашей водичке отстояться, чуть позже мы с вами посмотрим что произошло с нашей мутной водичкой.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество, его называют крахмал.

ОПЫТ № 4

- Ребята, говорят, что картофель богат крахмалом,

Крахмал – это безвкусный порошок белого цвета, напоминающий муку. Он не имеет никакого запаха и при потирании его пальцами можно услышать своеобразный хруст его мельчайших частичек, а они, кстати, меньше чем у муки. У вас на столе лежит пакет с крахмалом. Что вы можете сказать о цвете крахмала?

Вывод: Крахмал белого цвета.

Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем

Вывод: Крахмал хрустит

- Ребята мы с вами рассмотрели крахмал, потрогали его, а теперь давайте посмотрим есть ли такое вещество в картофеле.

- Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод, если в продукте есть крахмал, то цвет меняется и становится темно-синего цвета.

- Капнем на разрезанную картофелину капельку йода, посмотрите, что получилось?

Выводкартофель посинел, значит в нем есть крахмал.

- Ребята а теперь возьмите осторожно, не болтая стаканчики, куда мы с вами переливали мутную картофельную водичку, что там произошло?

- Правильно на дне стаканчика появился белый осадок, это и есть наш с вами крахмал, я сейчас тихонечко солью водичку и на вещество в стаканчике капну капельку йода, чтобы показать вам, что это крахмал. Капаю йод, вещество синеет.

- Дети, скажите, какое вещество мы с вами получили с вами из картофеля? А как мы с вами узнали что это крахмал?


  1. Закрепление. (Викторина)


- Для вас я приготовила 8 вопросов и столько же ответов.  Те, кому достался вопрос, зачитывает его, а остальные ищут ответ на него.

Обучающимся   раздаются карточки с вопросами и ответами.

1) Кто привёз первые клубни картофеля из  в Россию?    (Пётр 1)

2) Родина картофеля — это…?      (Южная Америка)

3) Как называется профессия человека выращивающего картофель? (картофелевод)

4) Что такое «картошка в мундире»? (картошка, запечённая или сваренная в кожуре)

5) Из чего состоит картофель? (вода, крахмал, витамины)

6) Как называется отрасль сельскохозяйственного производства по выращиванию картофеля? (картофелеводство)

7) Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).

8) Клубни какого растения необходимы для приготовления драников? (Картофеля)

(Слайд №14)

- Итак, мы сегодня с вами решили поставленные в начале занятия задачи? (ответы обучающихся)

- Так почему же картофель называют вторым хлебом? Может быть это потому, что в нем содержится много полезных веществ (как мы теперь знаем) необходимых каждый насущный день? Он всегда доступен по цене и его легко выращивать, а, стало быть, — картофель может напитать любого голодного и всегда к месту на любом столе.


  1. Домашнее задание.

1. Рассказать дома родителям все что узнали о картофеле и картофелеводах.

2. Приготовить вместе с родителями любое блюдо из картофеля. Сфотографировать и принести в школу.


  1. Рефлексия.  «Пантомима» (Эмоциональная оценка настроения и восприятие учебного материала) (слайд №15)


Приложение 1
PPSM / 7.73 Мб







Опубликовано


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 29.04.21 в 01:39 0Ответить Пожаловаться
Картофель не образует корнеплоды, это грубая фактическая ошибка! Клубень картофеля - это видоизменённый побег. Корнеплод - это видоизменённый главный корень растения. "Ягоды картофеля" - это настоящие плоды, которые образуются после опыления цветков.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.