муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
КАРТОТЕКА
дидактических игр по экологии
Для детей 5-7 лет
Автор:
Молостова
Анна Владимировна,
Воспитатель
высшей квалификационной
категории
г. Новосибирск, 2024г.
Дидактическая игра «Волшебный круг»
Цель: Познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме.
Материал: Игровое поле состоит из двух кругов (диаметр 20 и 30 см). По окружности большого круга расположены коробочки, наполненные природным материалом (шишки, камешки, перья, ягоды, модели солнца, воды, воздуха, мелкие картинки объектов природы). Набор картинок: лес, водоем, поле в разные времена года; животные.
Правила игры: Водящий выбирает картинку, которую размещает в центре верхнего круга и крутит стрелку. Дети поочередно открывают коробочки, на которые указывает стрелка, называют предмет, находящийся в них и объясняют взаимосвязь между данным предметом и картинкой в центре верхнего круга. Выигрывает ребенок, установивший большее количество взаимосвязей.
Дидактическая игра «Чудо-дерево»
Цель: Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.
Материал: Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.
Правила игры: Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
Цель: Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.
Материал: Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.
Правила игры: Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 - очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 - предсказание погоды, № 4 - украшение окружающего мира, № 5 - создание настроения, № 6 - применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.
Дидактическая игра «Птицы в природе»
Цель: Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе. Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).
Материал: Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками: земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки: будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.
Правила игры: Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет? (Предлагаются соответствующие опорные картинки). Найдите кубики с изображением деревьев.
Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце).
Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев).
Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки)
Г де находит себе корм?
В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы.
Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).
Дидактическая игра «Что где растёт?»
Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет - дети молчат. Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Насекомые»
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое - бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Знания о многообразии птиц.
Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
Дидактическая игра «Цветы».
Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход игры: Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается
Дидактическая игра «Что за птица?»
Цель: Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение?»
Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Дидактическая игра «Бывает - Не бывает» (с мячом)
Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
Дидактическая игра «Птицы»
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры: Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
Дидактическая игра «Природа и человек»
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа.
Ход игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него - мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом:
«Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит:
«Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.
Дидактическая игра «Добрые слова»
Цель: Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры: Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова - вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к ...кошке, цветку, кукле. товарищу и т. д.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Цель: Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
Цель: Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры: Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.
Дидактическая игра «Что будет, если ...»
Цель: Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход игры: Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например, «Что будет, если сорвать все цветы? уничтожить бабочек?»
Дидактическая игра «Что растёт в лесу?»
Цель: Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.
Ход игры: Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.
Дидактическая игра «Что за чем?»
Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.
Ход игры: Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен
назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети - время года
Дидактическая игра «Накорми животное»
Цель: Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.
Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение по описанию.
Игра «Живое - неживое»
Цель: закрепить представление у детей об основных признаках живой природы. Материал: картинки с изображением объектов живой и неживой природы, мяч.
Ход игры: а. Дошкольникам предлагается картинки с изображением природы, их необходимо разделить на две группы и мотивировать свои действия.
б. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и называет живой или неживой объект природы. Ребенок, поймав мяч должен ответить: «живое» или «неживое». Дети, которые, ошиблись выходят из игры.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.
Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.
карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик
карточка: ель, мак, кот, река
карточка: снег, камень, облако, птица
карточка, заяц, еж, лиса, рыба
карточка: сова, мышь, колос, черепаха
карточка: дерево, птица, солнце, человек
карточка: река, облако. Песок, камыш
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.
Игра «Пищевые цепочки»
Цель: закрепить представления у дошкольников о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы Оборудование: несколько бечевок.
Ход игры: детям предлагается назвать объект природы. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети называют представителей природного мира от которых зависит жизнь данного объекта. Всем участникам присваивается определенное «имя» названных ими объектов природы. С помощью бечевок они объединяются в экосистему. Извлечение одного из «объектов природы» сопровождается рывком за бечевку, который передается по кругу.
Игра «Кто кому нужен?»
Цель: закрепить представления у дошкольников о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы.
Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.
Ход игры: детям предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление дошкольниками цепочки зависимостей.
Игра «Органы чувств»
Цель: показать дошкольникам взаимосвязь работы органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слуха, вкуса)
Материал: яблоко, лук, погремушка, мыло
Ход игры: среди играющих распределяются роли органов чувств и выбирается ведущий, который выполняет роль мозга, он выходит из групповой комнаты. Детям
показывается предмет, обследуя который, они должны сообщить ведущему только ту информацию, за которую они «отвечают».
Игра «Вершки и корешки» (словесная игра)
Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле)
Материал: мяч.
Ход: Уточнить с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками:
«Съедобный корень овоща будем называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком». Воспитатель называет овощ, бросает мяч ребенку. Ребенок должен ответит, что в нем съедобно: вершок или корешок.
Усложнение: Воспитатель говорит: «Вершки», а дети называют овощи у которых съедобны вершки.
Игра «Живая или неживая природа»
Цель: упражнять детей в классификации объектов живой и неживой природы.
Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например, названо дерево – дети поднимают руки, «растут», Если животное – прыгают и т.д. Если назван объект неживой природы – дети замирают на месте.
Игра «Знаешь ли ты…»
Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.
Ход: У детей игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду –птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Воспитатель говорит:
«Птица». Дети из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает выложивший больше фишек
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Цель: упражнять в классификации живой природы.
Ход: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети- слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель: Насекомые – это… Дети: …муха, комар… Воспитатель: Рыбы – это…
Игра «Кто скорее соберет»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.
Материал: две корзинки, на одной модель «огород», на другой – «сад»; карточки с изображением овощей и фруктов.
Ход: Выбирают две команды по два человека – чья команда быстрее соберет свой урожай. В корзину, где изображена модель «сад» - собираем фрукты; где модель «огород»
- овощи. Та команда, которая первой соберет урожай, поднимает корзину, (надо проверить, не ошиблись ли дети, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт.)
Игра: «Опиши, а я отгадаю»
Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.
Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.
Правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы четко и определенно.
Ход: на столе за ширмой разложены овощи и фрукты. Воспитателю они не видны. Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Вопросы задаются в определенной последовательности:
«Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д.
Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: развивать быстроту реакции.
Ход: Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают.
В: У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? Д: Цветные, не прозрачные.
В: Ворона каркает, а сорока? Д: Сорока стрекочет.
В: Петух кукарекает, а курица? Д: Курица кудахчет.
В: У коровы теленок, а у овцы? Д: У овцы ягненок
В: У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? Д: У бельчонка мама белка.
Игра «Раньше-позже»
Цель: развивать логическое мышление.
Задание №1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. Нужно указать картинку с изображением цветов, посаженных раньше других (четыре картинки). Задание№2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. Нужно показать картинку, где луковицы посажены позже других. Задание№3. к рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. Нужно показать картинку, где морковь посажена раньше.
Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. Нужно показать картинку, где репа посажена позже.
Игра «Третий лишний»
Цель: развивать логическое мышление, уметь вычленять лишнее.
Ход: на карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.
Усложнение: игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход: Перед ребенком выложить четыре картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив лишнюю, т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. д.
Можно подсказать правильный ответ: «Огурец, репа и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц - не овощ, поэтому его надо убрать».
Игра «Что сажают в огороде»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления.
Ход: воспитатель называет разные предметы, если называют то, что сажают в огороде, то вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, дети говорят «Нет».
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать:
«Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»
Игра «Букет»
Цель закрепить место произрастания растений.
Ход: На столе наборы изображений лесных, полевых, садовых и комнатных растений. Участники игры получают задание собрать букет, но каждый собирает цветы строго определенного места обитания. Например, только лесные.
Игра «Бывает - не бывает»
Цель: развивать логическое внимание.
Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится»,
«кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч : игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.
Игра «Кто кем будет?»
Цель: закреплять знания детей о предмете в разные временные отрезки ( в настоящем будущем, бывшем).
Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?). При обсуждении, подчеркивается возможность нескольких вариантов.
Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариант этой игры – игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком ), корова (теленком ), дуб (желудем ), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф( доской), велосипед(железом), рубашка(тканью), ботинки(кожей), дом(кирпичом), сильный(слабым), и т. д.
Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову подбирается варианты ответов.
Игра «Кто летает, прыгает, плавает?»
Цель: классифицировать животных, насекомых, птиц, пресмыкающихся по принципу – летают, прыгают, плавают.
Ход: Приготовлены три цветных квадрата (треугольника, круга), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий. Выбирается три звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например, квадраты разного цвета Всем остальным раздаются картинки с изображением животных. По команде ведущего, дети у которых картинки с изображением тех, кто летают, собираются вокруг звеньевого, держащего, например красный квадрат, с изображением тех, кто прыгает, - вокруг звеньевого с зеленым квадратом; тех кто плавает
– вокруг звеньевого с синим квадратом. Выигрывает то звено, которое быстрее выполнило задание.
Игра «Назови всех животных, которые…»
Цель: Формировать представления детей о таких понятиях, как «травоядные»,
«хищные», учить классифицировать животных по этим группам.
Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Воспитатель показывает картинку, а дети предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют. почему.
Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных, которые питаются другими животными.
Игра «Образование аналогий»
Цель: развивать у детей логически – понятийное мышление.
Ход: перед детьми раскладываются парные карточки, принцип связи которых дети должны сопоставить с одним из образцов на отдельном столе. Например, образец, показанный воспитателем, - «овца –стадо». Дети подбирают карточки: малина – ягоды, грядка – огород, капля – дождь и т. д.
В конце игры, когда карточки разложены, подвести итог каждой аналогии, объясняя взаимосвязь предметов.
Игра «Отвечай быстро»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
Ход: Воспитатель стоит в кругу, держа мяч в руках. Называет цвет, бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, относящийся к живой или неживой природы, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.
«Зеленый»,- го) и бросает мяч ребенку. «Лист»,- отвечает ребенок и, сказав
«голубой», бросает мяч другому игроку. «Небо»,- отвечает другой ребенок и говорит «
желтый», бросая мяч следующему.
Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов, относящихся к живой природе, одинакового цвета много.
Игра «Природа и человек»
Цель: закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Ход: С детьми проводится беседа, в процессе которой уточняются знания детей о том, что окружающие нас предметы или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»
Игра: «Рыбы – птицы- звери»
Цель: Учить называть видовые группы по предложенному примеру
Ход: Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы.
Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.
Пример: Птица – «Воробей», рыба – «Карасик» и т.д.
Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира.
Литература:
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М: ВАКО, 2005 - 240с.
Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста» /Методическое пособие. – Ханты - Мансийск: Полиграфист. – 328 с.
Сидорчук Т.А., Корзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим» - Мозырь: ООО ИД
«Белый Ветер», 2006. – 201с.