Программа кружка по экологии «Маленький эколог» для детей 5–7 лет
Срок реализации 1 год.
Пояснительная записка.
Программа маленького эколога направлена на приобщение детей к природе и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с уставом дошкольного учреждения. В начале 21 века народы решают задачи, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменить окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патриотизм у детей. И это не громкие слова. Это норма- основа самоуважения. Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, бережное отношение к вещам и предметам.
Цели и задачи.
Программа во многом задает ход воспитания и развития личности. Преследуя цель развития личности ребенка, мы пытаемся воплотить идею гуманизации. Экологическая воспитанность проявляется в системе личностных образований – сознании, деятельности и поведении эмоциях и чувствах.
Отбирая содержание, мы старались, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка в целом: его экологического сознания, экологических деятельностей и поведения в природе, экологически правильного отношения к ней. В связи с этим, предоставляются знания, как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. На доступном для дошкольников уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого. Её понимания составляет основу экологической культуры личности. С этой целью представлены знания о неживой природе, как источнике, удовлетворяющем живую природу, и условии ее существования. Взаимосвязь организма со средой обитания проявляется в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям. Показано разнообразие сред обитания, комплекс факторов , присущих каждой из них, даются представления о том, как меняется их жизнедеятельность в связи с сезонными изменениями. Понимание этой связи обеспечивает развитие у детей элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу экологически целесообразного поведения.
Реализация идеи единства живого и неживого в природе раскрывается понятие живой организм. Наряду с животными и растениями, отнесен и человек. Живые – это люди, животные, растения, они двигаются и дышат, питаются и чувствуют. Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления.
В программе на доступном для дошкольников уровне раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожий этим на животных и растения; отражена система взаимодействия человека и природы: как человек влияет на природную среду и как природа влияет на человека.
Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, состоящую из взаимосвязанных систем. Сообщество живых существ включены в процессе жизнедеятельности в еще более широкие системы (экосистема леса, луга), где также взаимосвязаны между собой. Экологическое сознание человека базируется на понимании значения целостности природы на любом уровне. Раскрывая эти темы, мы понимаем, что в любом живом существе, между живым существом и средой, в экосистеме существует взаимосвязи, а нарушение влечет за собой негативные экологические последствия для живого.
Для достижения цели – формирование экологической воспитанности дошкольника, определяется несколько задач.
1. Развитие у детей элементов экологического сознания.
2. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы.
3. Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения детей к природе.
4. Накопление эмоционально- положительного нравственно- ценного опыта отношения и общения с природой, развитие экологической культуры детей.
Экология – что это?
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать начало экологической культуры. Осознанно – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.
Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно – правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких- либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.
Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах), но их связь со средой. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение - важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей. Формирование начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
Важным методом экологического воспитания является слово( чтение, беседа, пересказ детей, вопросы)- это разные формы речевой активности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный и совместный труд на участке по поддержанию необходимых условий для жизни растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой. Индивидуальное проявление детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
В заключении следует отметить, что данная технология – это целостная система экологического воспитания, апробированная в эксперементальных занятиях. Её реализация на практике поднимает уровень экологической культуры взрослых, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.
Сроки |
Виды деятельности |
Формы контроля и оценки |
1-е полугодие |
Дидактические игры Эксперементирование Работы со схемами Наблюдение Экскурсии |
Викторины |
2-е полугодие |
Посещение музея Работа со схемами Зарисовки в тетради Чтение художественной литературы Наблюдения Экскурсии Дидактические игры |
Игра «Брейн- ринг» Опыты |
Учебная программа экологического кружка.
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
||
Вводное занятие |
1 |
1 |
||
Мир в котором мы живем |
1 |
1 |
||
Солнце и я |
2 |
1 |
1 |
|
Здравствуй , солнечный лучик |
1 |
1 |
||
Свет и тень |
1 |
1 |
||
Планета Земля в опасности |
1 |
1 |
||
Земля наш общий дом |
1 |
1 |
||
Природа мир загадок |
1 |
1 |
||
Пусть прочен будет наш союз |
1 |
1 |
||
Планета наш дом, мы хозяева в нем |
2 |
1 |
1 |
|
Это фантастика |
1 |
1 |
||
Как прекрасен этот мир |
1 |
1 |
||
Неповторимый мир растений |
1 |
1 |
||
Они все разные |
1 |
1 |
||
Живые барометры |
1 |
1 |
||
Среди запахов и звуков |
1 |
1 |
||
Как разгадать их загадки |
1 |
1 |
||
Природа источник познания |
1 |
1 |
||
Наблюдения. Экскурсия. Почва. |
1 |
1 |
||
Животные загадочные жители Земли |
1 |
1 |
||
Приглядишься и увидишь |
1 |
1 |
||
Животные наши друзья |
1 |
1 |
||
Учись наблюдать |
1 |
1 |
||
Человек – есть тайна |
1 |
1 |
||
Как же так. Помоги себе сам. |
1 |
1 |
||
Из чего мы состоим |
1 |
1 |
||
Экскурсия по городу |
1 |
1 |
||
Любить животных – любить себя |
1 |
1 |
||
Наша земля – наше богатство |
1 |
1 |
||
Жизнь дана на добрые дела |
1 |
1 |
||
Учусь защищать природу. Экскурсия в парк. |
1 |
1 |
||
Будь хозяйкой родного края. |
1 |
1 |
||
Экскурсия в музей. |
1 |
1 |
||
Пожалуйста, тише |
1 |
1 |
||
Встреча с природой |
1 |
1 |
||
Красная книга Земли |
1 |
1 |
||
Наблюдение за птицами |
1 |
1 |
||
Спеши делать добро |
1 |
1 |
||
Наш общий дом |
1 |
1 |
||
Чтение и беседа |
1 |
1 |
||
Экскурсия за пределы детского сада |
1 |
1 |
||
Экологический эксперемент |
1 |
1 |
||
Экскурсия в лес |
1 |
1 |
||
Как обнаружить воздух в помещении |
1 |
1 |
||
Экскурсия в парк |
1 |
1 |
||
Цепочки в лесу |
1 |
1 |
||
Прошла зима холодная |
1 |
1 |
||
Воздух нужен рыбам в аквариуме |
1 |
1 |
||
Воздух упругий, дуем- поиграем |
1 |
1 |
||
Кто главный в лесу |
1 |
1 |
||
Рассматривание веток тополя с почками |
1 |
1 |
||
Что мы знаем о птицах |
1 |
1 |
||
Наблюдение. Есть ли воздух в воде |
1 |
1 |
||
Земная служба Айболита |
1 |
1 |
||
Высадка рассады цветов |
1 |
1 |
||
Лес в жизни человека |
1 |
1 |
||
Посадка черенков |
1 |
1 |
||
Посвящается дню земли |
1 |
1 |
||
Целевая прогулка. Участок- наш дом. |
1 |
1 |
||
Земля с днем рождения |
1 |
1 |
||
Экологический поход |
1 |
1 |
||
Птичий город на деревьях |
1 |
1 |
||
Мой родной край |
1 |
1 |
||
Сравнение аквариума |
1 |
1 |
||
Наблюдение за мать- мачехой |
1 |
1 |
||
Кому нужна вода |
1 |
1 |
||
Наблюдение за одуванчиком |
1 |
1 |
||
Подведение итогов работы за год |
1 |
1 |
||
Экскурсия по городу |
1 |
1 |
Литература
Кондратьева И.Н. «Программа экологического образования детей»
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Веретенникова «Ознакомление с окружающим»
Атлас Земли