Программа кружка по экологии «Маленький эколог» для детей 5–7 лет

7
0
Материал опубликован 14 May 2017 в группе

Срок реализации 1 год.

Пояснительная записка.

Программа маленького эколога направлена на приобщение детей к природе и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с уставом дошкольного учреждения. В начале 21 века народы решают задачи, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменить окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патриотизм у детей. И это не громкие слова. Это норма- основа самоуважения. Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, бережное отношение к вещам и предметам.

Цели и задачи.

Программа во многом задает ход воспитания и развития личности. Преследуя цель развития личности ребенка, мы пытаемся воплотить идею гуманизации. Экологическая воспитанность проявляется в системе личностных образований – сознании, деятельности и поведении эмоциях и чувствах.

Отбирая содержание, мы старались, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка в целом: его экологического сознания, экологических деятельностей и поведения в природе, экологически правильного отношения к ней. В связи с этим, предоставляются знания, как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. На доступном для дошкольников уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого. Её понимания составляет основу экологической культуры личности. С этой целью представлены знания о неживой природе, как источнике, удовлетворяющем живую природу, и условии ее существования. Взаимосвязь организма со средой обитания проявляется в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям. Показано разнообразие сред обитания, комплекс факторов , присущих каждой из них, даются представления о том, как меняется их жизнедеятельность в связи с сезонными изменениями. Понимание этой связи обеспечивает развитие у детей элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу экологически целесообразного поведения.

Реализация идеи единства живого и неживого в природе раскрывается понятие живой организм. Наряду с животными и растениями, отнесен и человек. Живые – это люди, животные, растения, они двигаются и дышат, питаются и чувствуют. Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления.

В программе на доступном для дошкольников уровне раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожий этим на животных и растения; отражена система взаимодействия человека и природы: как человек влияет на природную среду и как природа влияет на человека.

Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, состоящую из взаимосвязанных систем. Сообщество живых существ включены в процессе жизнедеятельности в еще более широкие системы (экосистема леса, луга), где также взаимосвязаны между собой. Экологическое сознание человека базируется на понимании значения целостности природы на любом уровне. Раскрывая эти темы, мы понимаем, что в любом живом существе, между живым существом и средой, в экосистеме существует взаимосвязи, а нарушение влечет за собой негативные экологические последствия для живого.

Для достижения цели – формирование экологической воспитанности дошкольника, определяется несколько задач.

1. Развитие у детей элементов экологического сознания.

2. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы.

3. Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения детей к природе.

4. Накопление эмоционально- положительного нравственно- ценного опыта отношения и общения с природой, развитие экологической культуры детей.

Экология – что это?

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать начало экологической культуры. Осознанно – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Осознанно – правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких- либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.

Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах), но их связь со средой. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение - важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей. Формирование начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Важным методом экологического воспитания является слово( чтение, беседа, пересказ детей, вопросы)- это разные формы речевой активности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный и совместный труд на участке по поддержанию необходимых условий для жизни растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой. Индивидуальное проявление детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

В заключении следует отметить, что данная технология – это целостная система экологического воспитания, апробированная в эксперементальных занятиях. Её реализация на практике поднимает уровень экологической культуры взрослых, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки

1-е полугодие

Дидактические игры

Эксперементирование

Работы со схемами

Наблюдение

Экскурсии

Викторины

2-е полугодие

Посещение музея

Работа со схемами

Зарисовки в тетради

Чтение художественной литературы

Наблюдения

Экскурсии

Дидактические игры

Игра «Брейн- ринг»

Опыты


 


 

Учебная программа экологического кружка.

   

Кол-во часов

Теория

Практика

 

Вводное занятие

1

1

 
 

Мир в котором мы живем

1

 

1

 

Солнце и я

2

1

1

 

Здравствуй , солнечный лучик

1

1

 
 

Свет и тень

1

 

1

 

Планета Земля в опасности

1

1

 
 

Земля наш общий дом

1

 

1

 

Природа мир загадок

1

 

1

 

Пусть прочен будет наш союз

1

1

 
 

Планета наш дом, мы хозяева в нем

2

1

1

 

Это фантастика

1

 

1

 

Как прекрасен этот мир

1

1

 
 

Неповторимый мир растений

1

 

1

 

Они все разные

1

1

 
 

Живые барометры

1

 

1

 

Среди запахов и звуков

1

1

 
 

Как разгадать их загадки

1

 

1

 

Природа источник познания

1

1

 
 

Наблюдения. Экскурсия. Почва.

1

 

1

 

Животные загадочные жители Земли

1

1

 
 

Приглядишься и увидишь

1

 

1

 

Животные наши друзья

1

1

 
 

Учись наблюдать

1

 

1

 

Человек – есть тайна

1

1

 
 

Как же так. Помоги себе сам.

1

 

1

 

Из чего мы состоим

1

1

 
 

Экскурсия по городу

1

 

1

 

Любить животных – любить себя

1

1

 
 

Наша земля – наше богатство

1

 

1

 

Жизнь дана на добрые дела

1

1

 
 

Учусь защищать природу. Экскурсия в парк.

1

 

1

 

Будь хозяйкой родного края.

1

1

 
 

Экскурсия в музей.

1

 

1

 

Пожалуйста, тише

1

1

 
 

Встреча с природой

1

 

1

 

Красная книга Земли

1

1

 
 

Наблюдение за птицами

1

 

1

 

Спеши делать добро

1

1

 
 

Наш общий дом

1

 

1

 

Чтение и беседа

1

1

 
 

Экскурсия за пределы детского сада

1

 

1

 

Экологический эксперемент

1

1

 
 

Экскурсия в лес

1

 

1

 

Как обнаружить воздух в помещении

1

1

 
 

Экскурсия в парк

1

 

1

 

Цепочки в лесу

1

1

 
 

Прошла зима холодная

1

 

1

 

Воздух нужен рыбам в аквариуме

1

1

 
 

Воздух упругий, дуем- поиграем

1

 

1

 

Кто главный в лесу

1

1

 
 

Рассматривание веток тополя с почками

1

 

1

 

Что мы знаем о птицах

1

1

 
 

Наблюдение. Есть ли воздух в воде

1

 

1

 

Земная служба Айболита

1

1

 
 

Высадка рассады цветов

1

 

1

 

Лес в жизни человека

1

1

 
 

Посадка черенков

1

 

1

 

Посвящается дню земли

1

1

 
 

Целевая прогулка. Участок- наш дом.

1

 

1

 

Земля с днем рождения

1

1

 
 

Экологический поход

1

 

1

 

Птичий город на деревьях

1

1

 
 

Мой родной край

1

 

1

 

Сравнение аквариума

1

1

 
 

Наблюдение за мать- мачехой

1

 

1

 

Кому нужна вода

1

1

 
 

Наблюдение за одуванчиком

1

 

1

 

Подведение итогов работы за год

1

1

 
 

Экскурсия по городу

1

 

1

 


 


 

Литература

Кондратьева И.Н. «Программа экологического образования детей»

Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Веретенникова «Ознакомление с окружающим»

Атлас Земли

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.