Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Весна»

2
0
Материал опубликован 10 January 2021 в группе

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Весна»


Цель: Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».

Задачи:

Образовательные задачи:

• Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи).

Обучение составлению рассказа по серии картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

Повышение речевой активности.

• Развитие связной речи.

• Развитие лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных.

• Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, мышления.

• Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

• Формирование положительной установки на занятие.

Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Ход занятия.


1.Организационный момент:( на доске весит изображение «солнышко», логопед обращает на неё внимание).

Логопед:Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце. Золотое(Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка ,земля( наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья!(касаются ладонями друг-друга)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Догадались о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне. (Презентация).

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением . В старину считали, что

весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.( Дети просят весну принести : тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники.)

2.Основная часть.


Логопед: 1.Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением

времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень,

зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И

докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей: Это весна, потому что

тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, ...дети надели

весеннюю одежду и т.д.).

Логопед: Молодцы, вы правильно назвали признаки весны.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её

прикосновение.

2.(Проводится массаж лица).

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).

3.Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Логопед: Вам нравится весна? Наш язычок тоже радуется весне. Давайте вместе с ним, мы совершим небольшое путешествие.
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

4.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)

Логопед :Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.

(Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно,

снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко).


5. Упражнение «Подходит - не подходит».

Показывая детям картинки-символы, предложить объяснить, подходят ли они для понятия «весна» (почки набухают, листья опа­дают и т.д.). Оставить только те картинки-символы, которые соот­ветствуют этому понятию. Попросить детей составить предложения по этим картинкам.


6.Упражнения для развития речевого дыхания:

Дыхательная гимнастика: Весна непостоянное время года - то дует теплый ветерок, то – холодный.

Давайте и мы изобразим весенние ветерки. Холодный: звук [c], контролируем ладошкой. Теплый: звук [ш], контроль ладошкой


7.Физкультминутка. Упражнение «К нам весна идет».

Предложить детям проговорить чистоговорки с движениями.

На-на-на - к нам идет весна.

Дети на слоги делают хлопки, на слова шагают.

Но-но-но - на улице тепло.

На слоги - хлопки, на слова - руки вверх.

Ну-ну-ну - встречаем мы весну.

На слоги - хлопки, на слова выпрямляют руки вперед.

Ны-ны-ны - долго не было весны.

На слоги - хлопки, на слова - наклоны в стороны, руки на поясе.

Да-да-да, хороша весна!

Шагают и на слоги, и на слова.


8.Логопед. Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «О чем можно

сказать?»

Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий. Что это? (ручей)

Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)

Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)

Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)

Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).


9.Логопед. Замечательно! А теперь попробуйте подобрать ласковые слова к предметам: цветок, солнце, туча, дождь, капля, ручей; дополнить словосочетания и ответить на вопросы (Презентация).


10. Логопед. Посмотрите у каждого на столе лежит конверт .В нем разрезные картинки. Давайте их соберём и посмотрим что на них изображено. (Время года - весна).

11. Подведение итогов. Вот и подходит к концу наше занятие. Что вам понравилось? Что запомнилось?




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации