Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Весна»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Весна»
Цель: Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».
Задачи:
Образовательные задачи:
• Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи).
• Обучение составлению рассказа по серии картинок.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Повышение речевой активности.
• Развитие связной речи.
• Развитие лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных.
• Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, мышления.
• Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
• Формирование положительной установки на занятие.
• Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.
Ход занятия.
1.Организационный момент:( на доске весит изображение «солнышко», логопед обращает на неё внимание).
Логопед:Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Солнышко.
Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.
«Здравствуй, солнце. Золотое(Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка ,земля( наклон руки вниз)
Здравствуй, все мои друзья!(касаются ладонями друг-друга)
Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.(Логопед читает загадку)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)
Догадались о каком времени года мы будем говорить?
Дети: О весне. (Презентация).
Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением . В старину считали, что
весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.( Дети просят весну принести : тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники.)
2.Основная часть.
Логопед: 1.Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением
времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень,
зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И
докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей: Это весна, потому что
тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, ...дети надели
весеннюю одежду и т.д.).
Логопед: Молодцы, вы правильно назвали признаки весны.
Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её
прикосновение.
2.(Проводится массаж лица).
Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).
Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).
По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).
А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).
3.Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»
Логопед: Вам нравится весна? Наш язычок тоже радуется весне. Давайте вместе с ним, мы совершим небольшое путешествие.
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
4.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)
Логопед :Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.
(Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно,
снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко).
5. Упражнение «Подходит - не подходит».
Показывая детям картинки-символы, предложить объяснить, подходят ли они для понятия «весна» (почки набухают, листья опадают и т.д.). Оставить только те картинки-символы, которые соответствуют этому понятию. Попросить детей составить предложения по этим картинкам.
6.Упражнения для развития речевого дыхания:
Дыхательная гимнастика: Весна непостоянное время года - то дует теплый ветерок, то – холодный.
Давайте и мы изобразим весенние ветерки. Холодный: звук [c], контролируем ладошкой. Теплый: звук [ш], контроль ладошкой
7.Физкультминутка. Упражнение «К нам весна идет».
Предложить детям проговорить чистоговорки с движениями.
На-на-на - к нам идет весна. | Дети на слоги делают хлопки, на слова шагают. |
Но-но-но - на улице тепло. | На слоги - хлопки, на слова - руки вверх. |
Ну-ну-ну - встречаем мы весну. | На слоги - хлопки, на слова выпрямляют руки вперед. |
Ны-ны-ны - долго не было весны. | На слоги - хлопки, на слова - наклоны в стороны, руки на поясе. |
Да-да-да, хороша весна! | Шагают и на слоги, и на слова. |
8.Логопед. Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «О чем можно
сказать?»
Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий. Что это? (ручей)
Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)
Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)
Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)
Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).
9.Логопед. Замечательно! А теперь попробуйте подобрать ласковые слова к предметам: цветок, солнце, туча, дождь, капля, ручей; дополнить словосочетания и ответить на вопросы (Презентация).
10. Логопед. Посмотрите у каждого на столе лежит конверт .В нем разрезные картинки. Давайте их соберём и посмотрим что на них изображено. (Время года - весна).
11. Подведение итогов. Вот и подходит к концу наше занятие. Что вам понравилось? Что запомнилось?