Игры и упражнения на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики детей
старшего дошкольного возраста.
1.Игра на развитие мелкой моторики «Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
Можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
Все пальцы должны участвовать; нельзя отрывать первый палец, не переставив другого. (См. список литературы, источник 4).
2.«Сколько пальцев?»
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы.
Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев (от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.
3.«Пальчиковые животные»
Цель игры: развивать мелкую моторику, внимание память.
Описание игры. Каждый ребёнок выбирает себе животное, которое он может изобразить с помощью пальцев, например, зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться.
Каждый игрок называет выбранную фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли ее запомнить. Затем первый ребенок молча показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры. Тот малыш, чье животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого игрока, тем самым передав ему эстафету.
Темп игры должен постепенно ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае грубой ошибки при показе пальчиками, из-за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил.
«Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре. Зайчик - указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак.
Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером, поднятые вверх ладошки поворачиваются к зрителю, большие пальцы рук перекрещиваются друг с другом, образуя букву «х».
Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая движение лапок паука.
Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям. Большой палец поднят (ухо собаки), указательный согнут пополам (лоб), средний и безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос), мизинчик то опускается вниз, то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает).
Коза – рука сжата в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены. Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты пополам (уши кошки).
Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с другом так, чтобы руки в запястьях оказываются перекрещенными. Вытянутые и плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев насекомого.
Ежик – ладони соединены с поднятыми вверх вытянутыми и раздвинутыми пальцами, изображающими колючки.
Петушок – подушечки на концах большого и указательного пальцев соединены, образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты - это гребешок.
Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен (он изображает хобот); остальные пальцы поставлены на стол (это ноги, с помощью которых слоненок может передвигаться)
Победителями могут быть два, три ребенка, оставшиеся в игре последними. (См. список литературы, источник 6).
4.«Успевай-ка!»
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
6. Упражнения с речевым сопровождением на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Цель упражнений: обеспечение хорошей тренировки пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Картинка | Упражнение и его описание |
| «Очки» Бабушка очки надела Описание: Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. |
| «Флажок» Я в руке - флажок держу Описание: Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. |
| «Лодка» Лодочка плывет по речке, Описание: Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). «Пароход» Пароход плывет по речке, Описание: Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. |
| «Стул» Ножки, спинка и сиденье - Описание: Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. |
| «Зайка и зеркало» Зайка в зеркальце глядит Описание: Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. |
| «Стол» У стола четыре ножки, Описание: Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. |
| «Грабли» Листья падают в саду, Описание: Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. |
7.Упражнения без речевого сопровождения на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения
Цель упражнений: обеспечение хорошей тренировки пальцев, выработка изолированных движений, развитие точности движений пальцев.
Картинка | Название упражнения, цель, описание |
| «Кольцо» Описание: Кончик большого пальца правой руки поочередно касается пальчиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца ("пальчики здороваются"); то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки. |
| «Пальцы здороваются" Описание: Пальцы правой руки дотягиваются до пальцев левой руки - по очереди "здороваются", начиная с мизинца; пальцы правой руки "здороваются» с пальцами левой руки. |
| «Оса» Описание: Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им ("оса"); те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук ("осы"). |
| «Человечек» Описание: Указательный и большой пальцы правой руки "бегают" по столу ("человечек"); те же движения производить пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегают наперегонки"). |
| «Коза» Описание: Вытянуть указательным палец и мизинец правой руки («коза»), то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук («козлята»). |
| «Очки» Описание: Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их ("очки"). |
| «Зайчик» Описание: Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца ("зайчик"); то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнить пальцами обеих |
| «Деревья» Описание: Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы ("деревья"). |
| «Бочонок с водой» Описание: Согнуть пальцы левой руки б кулак, оставив сверху отверстие ("бочонок с водой"); левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху ("птичка пьет водичку"). |
| «Миска» Описание: Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу ("миска", "гнездо"); обе руки в том те положении, но большие пальцы опустить внутрь ("птичье гнездо с яйцами"). |
| «Флажок» Описание: Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх «флажок» |
| «Беседа» Описание: Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их ("двое разговаривают"). |
| «Стол» Описание: Правую руку согнуть в кулан, на нее сверху изложить горизонтальную левую ("стол"). |
| «Кресло» Описание: Правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально ("стул", "кресло"). |
| «Ворота» Описание: Держим пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь ("ворота", ''дверь"). |
| «Кулак-ребро-ладонь» Описание: на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками. |