Картотека прогулок на сентябрь в средней группе

3
0
Материал опубликован 11 September 2022 в группе

Прогулка №1


Наблюдение за изменениями погоды


Цели: учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев, воробьям прыгать тяжело); обобщать первичные представления об осени.

Ход прогулки

Воспитатель предлагает посмотреть на небо и ответить, что на нем – солнце, облака или тучи; какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое), какое небо (голубое, высокое). Делает вывод: «погода сегодня солнечная, сухая, теплая». Обращает внимание на ветер, просит посмотреть на деревья – качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Делает вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек».

Приметы: Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; теплая осень к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: Осень – погоды перемен восемь;

От осени к лету – поворота нету.

Стихотворение: «Осень»

Вот и осень наступила,

Ножки в луже промочила.

Ветерок чихнул –

С дерева упал листок,

Повернулся на бочок и уснул…

А. Гришин

Загадка: Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень).

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Подвижная игра «Пробеги тихо».

Цель: учить бесшумно двигаться.


Трудовая деятельность:

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.


Самостоятельные игры с выносным материалом



Вечерняя прогулка


НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОНОЙ


Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•  Как выглядит ворона?

•  Чем она питается?

•  Зимующая или перелетная эта птица?

•  Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, лов­кая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кри­чит она «кар-кар».

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.


Подвижная игра: «Птичка и кошка»

Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).


Самостоятельные игры с выносным материалом

 

Прогулка №2
Наблюдение за солнцем


Цели: дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход прогулки

Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Солнечный или пасмурный сегодня день? Какие места участка освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки? Назвать предметы, которые солнце освещает во время утренней прогулки. Что произойдет с растениями, животными и людьми, если солнце не взойдет как-нибудь утром, будет все время ночь и холодно? (Рассуждения детей.)

Приметы: Багровые зори – к ветру; солнце в туман садится –
к дождю.

Поговорки и пословицы: Весна красна цветами – а осень снопами. Весна красна, да холодна, осень дождлива, да сытна.

Стихотворение: «Солнце отдыхает»

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон – минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось.

Ю. Марцикавичус

Загадка: Большой подсолнух в небе, цветет он много лет.

Цветет зимой и летом, а семечек все нет. (Солнце)

Дидактическая игра: «Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Подвижная игра: «Самолеты».

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.



Трудовая деятельность:

Сбор семян цветов.

Цель: развивать желание выполнять работу дружно.


Самостоятельные игры с выносным материалом


Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ


Целиформировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, воспитывать любовь к природе.


Ход наблюдения

Миновало лето,  Птички улетели, 

Осень наступила.  Стали дни короче. 

На полях и в рощах  Солнышка не видно, 

Пусто и уныло.  Темны-темны ночи.


Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень -батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и стано­вится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней скво­зят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим ле­том».

Загадки: Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)

Подвижная игра: «Кот и мыши».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, действовать после сигнала.

Индивидуальная работа.

«Поймай мяч»

Цель: развивать ловкость, координацию.

Самостоятельные игры с выносным материалом

Прогулка № 3
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Ход прогулки

Определите силу ветра, наблюдая за деревьями (слабый ветер колеблет ветки деревьев, сильный – свистит около домов, качает небольшие деревья, а самый сильный ветер качает большие деревья, ломает ветки и сучья). В ветреную погоду предложите походить по ветру и против ветра. Когда было труднее идти? Как можно назвать погоду, если сильный ветер?

Приметы: Облака движутся против ветра – к похолоданию; направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.

Поговорки и пословицы: Холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд; в сентябре прохладно – да сытно.

Стихотворение: «Ветер»

С поля, с моря, с дальних гор

Ветры к нам летят во двор.

Первый ветер вербу мнет,

А второй березу гнет,

Третий ветер дуб ломает,

Тучи пыли поднимает.

Ты глаза не засори,

Отвернись и не смотри.

Разлетимся, как ветры.

Раз, два, три.

П. Воронько

Загадка: Невидимка озорной, все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит и куда-то он спешит.

(Ветер.)

Дидактическая игра «Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание,

быстроту мышления.

Подвижная игра «Совушка».

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.


Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от листьев.

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.


Самостоятельные игры с выносным материалом


Вечерняя прогулка


НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ЦВЕТА ЛИСТВЫ


Цели: расширять представления об осени как времени года; развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.

Ход прогулки

Осенью созревают семена, расцвечиваются листья.

У всех деревьев листья окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного. Соберите листья для осеннего букета и гербария, выбирайте самые яркие, красивые и крупные листья. Осенью листья меняют свой цвет. Рассматривая листья и отбирая их для своего букета, что вы испытывали? Почему они вам нравятся? У всех ли деревьев листья одинаковые? Обратите внимание, что у сирени листья долго не опадают и остаются зелеными. У березы же наоборот листья начинают желтеть и опадать самыми первыми.

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.


Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цели: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.


Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.


Самостоятельные игры с выносным материалом


Прогулка №4
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ

Цели: воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение.

Ход прогулки

Что вы видите на небе? (Облака.) Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками?

Приметы: К обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде; Облака движутся с севера на юг – к

ясной погоде.

Поговорки и пословицы: Осень идет и дождь за собой ведет; осень велика, зима долга.

Стихотворение: «Облака»

Облака, облака – кучерявые бока,

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Легкие, воздушные, ветерку послушные.

С. Михалков

Загадка: Без крыльев летят, без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Дидактическая игра «Где что можно делать?».

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на территории.

Цели: приучать к чистоте и порядку;

вызывать желание трудиться в коллективе.

Индивидуальная работа

Ходьба на носках.

Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕЧЕРНИМ НЕБОМ

Цели: воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение; формировать умение видеть красоту неба.

Ход прогулки

Обратите внимание: небо значительно потемнело, стало темно-синее. Что наблюдаете на небе? (На небе видны облака, солнце садится за горизонт, но еще достаточно светло, чтобы увидеть другое небесное светило – луну.) Обратите внимание на тени. Что такое тень? Как она появляется?

Загадки: Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он нежно-голубой. (Небо.)


Подвижная игра «Зайцы и волк».

Цели: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.


Индивидуальная работа:  

Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.



Самостоятельные игры с выносным материалом





Прогулка №5
Наблюдение за цветами на клумбе

Цели: уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Ход прогулки

Рассмотрите цветы на клумбах (золотые шары, ноготки, бархатцы) и сравните их. Какой они высоты, цвета, какое у них строение листьев, цветов? На что похожи? (Рудбекия – на золотой шар, бархатцы – на юбочку в оборках.) Приблизьтесь к цветку, понюхайте его. Расскажите о своих ощущениях.

Приметы: Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; теплая осень к долгой зиме; ночное небо звездное – будет солнечная погода; Луна в тусклой дымке – к ненастью.

Поговорки и пословицы: Осенью серенькое утро, красненький денек; Весна красна цветами, а осень пирогами.

Стихотворение: Вот и лето прошло-пролетело,

Сколько радости было в нем.

Сколько счастья, тепла и света

Было в солнечном лете том.

Загадка: Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю,

Скучно мне одной, а зовут меня … (луной).

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Опыт «Свойства мокрого песка».

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Ход опыта: намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.

Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Подвижная игра «Самолеты».

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРАВЯНИСТЫМИ И ДРЕВЕСНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Цель: уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения).

Ход прогулки

Воспитатель предлагает детям пройтись вокруг здания детского сада и выяснить, что растет на территории. По дороге уточняет, где растут деревья, кустарники, просит детей назвать знакомые деревья, цветы, знакомит с названиями цветов в клумбах или напоминает их, обращает внимание на то, что многие цветковые растения уже отцвели и дали семена. Дети рассматривают семена бархатцев, календулы, отмечают, что все семена разные по форме, размеру и цвету.

Стихотворение: «Осень»

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый –

Желто-розовый, кленовый. В. Авдиенко

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.


Самостоятельные игры с выносным материалом


Прогулка №6
Наблюдение за дождем

Цели: расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любом времени года.

Ход прогулки

Наблюдение за дождем из окон группы. Почему так потемнело в группе? На улице стало пасмурно, неуютно, солнце спряталось за тучи, поднялся ветер. Птицы спрятались в укрытия. Послушайте, как капли стучат по подоконнику и стекают со стекол. Какие изменения в погоде вы отметили?

Скучная картина! Тучи без конца.

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Приметы: Дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими; Дождь при солнце скоро прекратится.

Поговорки и пословицы: Осень идет и дождь за собой ведет;

Осенью ложка воды – ведро грязи.

Стихотворение: «Дождик»

Посмотрите, посмотрите,

Протянулись с неба нити.

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши,

Нашу землю освежи!

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Подвижная игра «Ловишки»

Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

Трудовая деятельность

Приводят в порядок участок: сбор веточек и листвы.

Цель: напомнить об аккуратности, чтобы не пачкать одежду.


Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ


Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе.


Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое? (Осень.) 

Воспитатель рассказывает детям о приметах. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

Воспитатель задает детям вопросы:

- Почему осень называют золотой?

- Какое явление называют листопадом?

- Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?


Дидактическая игра «У кого кто?».

Цель: назвать детеныша животных в единственном и множественном числе.


Подвижная игра «Найди свой цвет».

Цель: искать свой цвет по сигналу воспитателя.


Индивидуальная работа

Прыжки на месте на одной ноге.

Цель: развивать ловкость.


Самостоятельные игры с выносным материалом




Прогулка № 7

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЖАРНОЙ МАШИНОЙ

Цели: расширять знания о роли машин и их механизмах;

воспитывать любознательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

- Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами''

- Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?

- Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?

- Почему пожарные работают в касках?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки

предуп­реждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в

многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих

предметов.

Загадка: Если вдруг пожар случится,

Кто быстрее всех примчится

На машине ярко-красной,

Чтоб залить огонь опасный? (Пожарный)

Опыт «Свойства песка».

Ход опыта: воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно

делать дорожки и рисовать узоры на земле. Мокрый песок не

выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.


Подвижная игра «Не попадись!».

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость.


Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Цель: развивать желание выполнять работу дружно.


Индивидуальная работа

Ходьба на носках.

Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЧВОЙ

Цель: учить видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Ход прогулки

Выйдя на улицу во 2-й половине дня, предложить детям потрогать почву рукой, сравнить ее с утренней и сказать, какая она. Показать, что почва состоит из разных частиц; глины, песка, веточек, сухих травинок.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.


Приметы: Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; Теплая осень к долгой зиме.


Подвижная игра «Кто скорее до флажка?».

Цель: развивать быстроту, ловкость.


Индивидуальная работа

«Кто дальше бросит?».

Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.


Самостоятельные игры с выносным материалом




Прогулка № 8

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЕМ

Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья,

жиз­ненных проявлений; активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит воробей?

Чем он питается?

Как передвигается?

Как поет?

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья корич­невая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и кры­лышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подби­рает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливает­ся к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Стихотворение: «Воробушек»

Комочек серых перышек,

Веселый наш воробушек

В саду хлопочет, кружится,

Вот выкупался в лужице

И к детям под окошко

Летит за хлебной крошкой. И. Демьянов

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Подвижная игра «Найди себе пару».

Цель: учить быстро двигаться по сигналу,' меняя направление дви­жения.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: учить ходьбе по наклонной доске.   

Трудовая деятельность Сбор семян цветов.

Цель: развивать желание выполнять работу дружно.


Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУЧКАМИ

Цель: уточнить представление о пауках.

Ход прогулки

Посмотрите на блестящие нежные ниточки, лежащие на желтой вянущей траве, и на такие же ниточки, летящие по воздуху (повсюду: в лесу, в городах, над травой, в листве). Постарайтесь поймать одну паутинку и рассмотрите ее. (Дети увидят, что к нижнему концу паутинки прикреплен крохотный паучок).

Понаблюдайте, что он будет делать. Сначала он будет лежать неподвижно, потом очнется и, передвигая своими малюсенькими ножками, побежит по ладони. Добежав до края, выпустит паутинку и опустится по ней. Так расселяются паучки. Зацепившись за какой-нибудь засохший листик, он свернется под ним и проспит до весны.


Приметы: Паутина стелется по растениям – к теплу; много пауков и их сетей – к ясной погоде.

Стихотворение: «Паучок»

У тропинки под рябиной сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины намотал на кулачок:

Если муха прилетит, паутина задрожит,

И охотник из засады за добычей побежит. Е. Стюарт


Подвижная игра «Замри».

Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.


Индивидуальная работа

Ходьба по короткой и длинной дорожке. 

Цель: закреплять представления о длине.


Самостоятельные игры с выносным материалом





Прогулка №9
Наблюдение за насекомыми

Цели: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, внимательность, любовь к природе, желание беречь ее.

Ход прогулки

Куда исчезли кузнечики, почему не видно божьих коровок? Все жуки и бабочки попрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, так как им стало холодно. Посмотрите, на дереве сухой пакет из листьев, он весь окутан паутиной и висит на ней; внутри пакета белые коконы. В коконе зимует малюсенькая гусеница бабочки-боярышницы.

У старого пня отогнем кусочек коры и увидим множество личинок жука-короеда. Кора дерева надежно защищает их от холода и снега. Некоторые насекомые еще только готовятся к зиме: пчелы, осы, шмели, мухи, жуки-долгоносики. Они еще появляются на улице, но уже не в таком количестве, каком летали летом. Скоро и они попрячутся.

Приметы: Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме; Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

Пословица: Осенняя муха сильнее кусает.

Стихотворение: «Пчелка»

Труженица-пчелка вьется над цветком,

Нектар в нем собирает тонким хоботком.

Свою добычу в улей работница-пчела,

Пока не село солнце, скорее понесла.

Полосочки на тельце, прозрачны два крыла.

Попьем мы чаю с медом, раз трудится пчела.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?».

Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

Подвижная игра «Лохматый пес».

Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Трудовая деятельность   Подметание дорожек.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.


Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕЧЕРНИМ НЕБОМ

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.


Ход прогулки

Какая погода? (Ясная, пасмурная, солнечная и т. д.) Где светило солнышко утром? Где находится сейчас? Вспомните, какие места участка были освещены во время утренней прогулки, а какие во время вечерней, сравните. Солнце совершает определенный путь по небу в течение дня и в течение года.

Загадка: Лишь солнце погасло и стало темно,

Как кто-то по небу рассыпал зерно.

Какое? Не знаю… Но лишь добавляю,

Что было блестящим и ярким оно. (Звезды.)


Дидактическая игра «Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.


Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

Цели: учить быстро выполнять действия по сигналу;

улучшать координацию движений, умение придать броску силу.


Индивидуальная работа

«Самый быстрый».

Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направле­ния), в прыжках (подскок на двух ногах).


Самостоятельные игры с выносным материалом








Прогулка № 10
Наблюдение за листьями клена и березы

Цели: воспитывать любовь к природе, расширять представление о сезонных изменениях в растительном мире, представления о деревьях, различных их частях.

Ход прогулки

Посмотрите на деревья, на листву, слетающую с них. Какие части есть у дерева? У разных видов деревьев листья падают по-разному, у осины – стремительно и прямо; у клена – долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опустятся на землю; у вяза листики засыхают, сворачиваются и лишь потом падают на землю. Рассмотрите листья у разных деревьев – их форму, цвет. Поднимите с земли листья клена и березы. Подбросьте их вверх. Как они падают? Подул ветерок, дружно дуйте на летящий листок.

Приметы: Когда лист с березы и дуба опал чисто – будет для людей легкий год; Много рябины – к дождливой осени и сильным морозам зимой; мало рябины – к сухой осени.

Поговорки и пословицы: В сентябре прохладно – да сытно;

Сентябрь без плодов не бывает.

Стихотворение: «Осень»

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой, вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Н. Нищева

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».

Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Подвижная игра «Кто скорее соберет?».

Цели: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Трудовая деятельность Сбор мусора на территории.

Цели: приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе.

Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА АВТОМОБИЛЕМ

Цели: учить различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление осво­ить его трудовые действия.

Ход наблюдения


Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движу­щимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.

Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, вод­ный, воздушный.)

Какие функции выполняет та или иная машина?

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили,

Они называются... (автомобили).


Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.


Подвижная игра «Цветные автомобили».

Цель: продолжать развивать двигательную активность с помо­щью игр с предметами (рулями).


Индивидуальная работа

Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

 Цель: развивать ловкость.


Самостоятельные игры с выносным материалом





Прогулка № 11

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОБАКОЙ

Цели: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.


Ход наблюдения

Рассмотрите собаку, которую хозяин держит на поводке (ее внешний вид, повадки). У кого из вас есть домашний питомец? Расскажите о нем (его кличка, порода, привычки, любимая еда).

Собаки – верные помощники человека, они помогают охранять границу, спасают людей во время пожаров, живут вместе с плоховидящим человеком (переводят его через дорогу, помогают найти путь домой), собаки очень преданные, умные животные.

Загадка: Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Две медали на груди, лучше в дом не заходи. (Собака.)

Как выглядит собака? Где она живет? Чем питается? Кто ухаживает

за собакой?


Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели: развивать у детей слуховое внимание; учить отчетли­во произносить многосложные слова громко.


Подвижная игра «Ловишки».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Подвижная игра «Не попадись!».

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость.

Трудовая деятельность

Сбор семян деревьев.

Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.


Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.


Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕМЕНАМИ РАСТЕНИЙ

Цели: закрепить знания о растениях, их основных частях; воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям, расширять словарный запас.


Ход прогулки

Рассмотрите плоды клена, найдите в них семечко. Покажите, какой высоты могут достигать деревья, выросшие из маленького семечка.

Рассмотреть семена бархатцев, одуванчика и календулы. Каково назначение семян? Обратите внимание на разное количество семян у растений, на их форму и различные приспособления к распространению.

Опыт. Подбросьте семена растений вверх. Понаблюдайте за их полетом.

Вывод: лучше всех приспособлены к распространению при помощи ветра семена одуванчика, они легкие, у них есть парашютики. Остальные семена тоже могут лететь, но уже не на такое большое расстояние.

Загадка: Малые детки сидят на ветке,

Как подрастут – на землю упадут. (Семена.)

Приметы: Осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы;

Ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю.

Поговорки и пословицы: Плод дерева ешь, а кору не снимай; Яблоко от яблоньки недалеко откатится.


Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.


Подвижная игра «Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.


Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.


Самостоятельные игры с выносным материалом



Прогулка № 12
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ

Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям).

Ход прогулки

Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать с детьми вывод:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Приметы: Птицы запели в дождь – к ясной погоде;

Воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: Всякая птица своим пером гордится;

Всякая птица своим клювом сыта.

Загадки: Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Вороны.)


Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цели: описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.


Подвижная игра «Найди свой домик».

Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВАДКАМИ ПТИЦ

Цель: рассмотреть особенности поведения разных птиц в природе.

Ход прогулки


Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).


Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.


Подвижная игра «Птичка в гнездышке».

Цели: учить по сигналу прыгать на двух ногах; развивать ловкость, внимательность, координацию движений.


Индивидуальная работа

«Кто дальше бросит?».

Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.


Самостоятельные игры с выносным материалом






Прогулка № 13

НАБЛЮДЕНИЕЗА БЕРЕЗОЙ

Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев.


Ход наблюдения


Загадка: Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

- О каком дереве говорится в загадке?

- Какой высоты береза? А листья можно достать?

- Где ствол у березы широкий, а где — узкий?

- Ветки у березы толстые или тонкие?

- Какого цвета ствол березы?

- Какой ствол у березы?

- Как можно сказать про березку?

- Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее об­нять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Приметы: Чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад.

Поговорки и пословицы: Осенью серенькое утро, красненький денек; Весна красна цветами, а осень пирогами.


Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).


Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.


Трудовая деятельность

Помощь дворнику в уборке территории.

Цель: развивать стремление помогать взрослым.


Самостоятельные игры с выносным материалом

Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ШОФЕРА


Цели: продолжать формировать представление детей о труде шофера;

воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.


Ход наблюдения


Загадка: Пью бензин и масло ем, хоть не голодно совсем.

А без них я так болею, что поехать не сумею! (автомобиль)

Воспитатель задает детям вопросы:

- Какие машины стоят у нашего сада?

- Какие это машины?

- Как вы догадались?

- Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)

- Для чего нужны фары, багажник?

- А у вас есть машина?

- Машина - это хорошо или плохо?

Расскажите про свою машину (модель. цвет, размер …)


Подвижная игра «Мы — шоферы».

 Цели: продолжать развивать двигательную активность детей;

поощрять стремление отражать в игровой деятельности зна­ния о труде взрослых.


Индивидуальная работа

«Попади в корзину».

Цель: развивать меткость, глазомер.


Самостоятельные игры с выносным материалом






Прогулка № 14

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРЕЛЕТНЫМИ ПТИЦАМИ

Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении
жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какие птицы улетают в теплые края?

- Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточ­ки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, по­скольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Приметы: Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро.

Поговорки и пословицы: Кто не сажал дерева, тому не лежать в

тени.

Дидактическая игра «Что за птица?».

Цели: расширять представления о перелетных птицах, их жизни осенью; описывать птиц по характерным признакам; вос­питывать заботливое отношение к птицам.

Подвижные игры «Перелет птиц», «Брось и поймай».

Цели: упражнять в подлезании, бросании и ловле мяча двумя руками.

Трудовая деятельность

Подвешивание кормушек для птиц.

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.

 Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы, бега.

Самостоятельные игры с выносным материалом


Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОШКОЙ

Цельзакреплять представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения

Загадка: Острые ушки, на лапках подушки.

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит. (кошка)

Воспитатель задает детям вопросы.

- Где живет кошка?

- Кто ухаживает за ней?

- Как выглядит кошка, каковы ее повадки?

- Чем питается?

Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими поду­шечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно под­крадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит молоко, ест рыбу и мясо.

Стихотворение: «Котенок»

Котёнок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет вбок…
Hикак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок. А. Барто

Подвижная игра «Кот и мышь».

Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом

Прогулка №15
Наблюдение за СОСНОЙ

Цели: расширять представления детей о деревьях; учить запоминать названия, внешний вид, находить отличительные признаки, называть отдельные части.

Ход наблюдения

Загадка: Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (сосна)

Дети, давайте найдем сосну.

- Посмотрите, какая сосна!  (высокая, стройная, зелёная).

- У сосны есть ствол? (есть)

- Какой у неё ствол?  (прямой, тонкий, шершавый)

- Что растет на стволе? (на нем растут ветки)

- Какие веточки снизу? (длинные, большие, густые)

- Как они изменяются к верху? (становятся меньше, короче)

Давайте рассмотрим веточку. Потрогайте веточку аккуратно.

- Какая она? (колючая)

- Почему веточка сосны колючая? (на ней растут иголочки)

- Какого цвета иголочки? (зеленые)

Посмотрите, как много у сосны иголочек. Они колючие и можно уколоть руку, поэтому их лучше не трогать. Иголки у сосны называются «хвоей». Давайте вместе скажем слово «хвоя»

- Как вы думаете, иголки у сосны опадают? Давайте посмотрим под сосной есть ли там хвоя? (нет)

Вывод: Значит и зимой и летом сосна стоит зеленая

О сосне говорят: Зимой и летом - одним цветом!

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: формирование грамматического строя речи.

Подвижная игра «Найди себе пару».

Цели: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; уточнить знания цвета.

Трудовая деятельность

Сбор песка в песочницу.

Цель: вызывать желание трудиться в коллективе.

Самостоятельные игры с выносным материалом


Вечерняя прогулка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕСКОМ

Цель: расширяем представления о свойствах песка.

Ход наблюдения

Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения.

Стихотворение:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
Б. Заходер
Дидактическая игра «Что я построю из песка»

Цель: научить составлять предложения на заданную тему.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Узнай на ощупь»

Цель: выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его.
«Нарисуй пальчиком»

Цель: нарисовать на сыром песке любой рисунок.

Подвижная игра «Не оставайся на земле»
Цель: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. Индивидуальная работа

Пройти по бордюру песочницы.
Цель: развивать равновесие.

Самостоятельные игры с выносным материалом

Прогулка №16

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРУДОМ ДВОРНИКА

Цели: формировать готовность прийти на помощь, способность оценивать результат труда; воспитывать уважение к людям труда.


Ход наблюдения

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, её необходимости людям. Узнать, как зовут нашего дворника.

Стихотворение: Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

- Какие орудия труда нужны для работы дворника осенью? (Метла, лопата, грабли, ведро, секатор.)

- Какую работу выполняет дворник осенью? (Подметает дорожки ко входам в группы, собирает мусор, обрезает сухие ветки.)

- Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории.)

Обра­тить внимание на работу дворника на то, что он очищает газоны.

- Почему он это делает?

Загадка: Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться —
Только пыль вокруг клубится. (метла)

Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ло­мать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами.

Трудовая деятельность: помощь дворнику, подметание дорожек, уборка мусора.

Цели: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; учить правильно пользоваться веничками, доводить нача­тое дело до конца, убирать инвентарь после труда в определенное место.

Подвижные игры: «Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цели: учить соблюдать правила, действовать быстро, ловко. упражняться в беге.

Индивидуальная работа.  «С кочки на кочку».

Цели: упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.


Самостоятельные игры с выносным материалом


Вечерняя прогулка
Наблюдение за рябиной

Цели: расширять представления детей о деревьях; учить запоминать названия, внешний вид, находить отличительные признаки, называть отдельные части.

Ход наблюдения

Рябина, ветвистое дерево, растет почти повсюду, растет она и у нас в детском саду, она любит свет, растет деревцом, обильно плодоносит, это одно из любимых деревьев в народе и про него есть много песен и стихов. Что есть у дерева? Какой ствол? (прямой, ствол может быть стволов может быть много, кора коричневая, гладкая, на ветках растут мелкие овальные листья, по краям листа – зубчики, листики располагаются парами). Красива она весной, в белом весеннем наряде, ее мелкие цветы издают душевный запах, летом ягоды медленно созревают под лучами солнца, они не вкусные их не клюют птицы. Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют и опадают, оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях всю зиму.

Приметы: Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.

Стихотворение: Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глаза у ребят.
Красную ягоду дала мне рябина.
Думала что сладкая, а она горчит.
То ли это ягода, просто не дозрела,

То ли рябина хитрая, подшутить хотела.
Дидактическая игра «Узнай дерево по именам»

Цель: найти целое по частям, закрепить название деревьев.
Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развивать бег, внимание, смекалку.
Самостоятельные игры с выносным материалом

t1662877849aa.jpg



Картотека

прогулок на


СЕНТЯБРЬ


(Средняя группа)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.