Кейс «Методические советы учителю начальных классов по подготовке и проведению урока»
Сведения об авторе
Татаринова Анна Евгеньевна
Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации А.С. Досягаева»
Тамбовская область, р.п. Дмитриевка
Кейс «Методические советы учителю начальных классов по подготовке и проведению урока»
Пояснительная записка
Как пробудить интерес младших школьников к учению? Как сделать процесс получения знаний в начальной школе занимательным и продуктивным?
Во-первых, необходимо помнить: ученик - главный деятель на уроке, а учитель – организатор процесса обучения и вдохновитель учащихся.
Во-вторых, необходимо использовать такие технологии, формы и приемы, чтобы урок был эффективным (с точки зрения усвоения учебного материала) и мотивационным (то есть формировал стремление и желание детей учиться).
На своих уроках в начальной школе использую элементы различных технологий. Но особое место в моей профессиональной деятельности занимают игровые технологии.
Сегодня использование игры в образовательной деятельности начальной школы – актуальная тема, которая переживает новый педагогический подъем. Это вызвано тем, что игра является важнейшим видом детской деятельности, эффективным средством формирования разносторонней личности ученика. Младший школьный возраст, где ведущая деятельность - учебная, не вытесняет игру, а продолжает включать её в процесс развития ребёнка.
Цель данного кейса - тиражирование педагогической практики по использованию на уроках в начальной школе игровых технологий и ее элементов для повышения качества усвоения программного материала и формирования учебной мотивации младших школьников.
Задачи кейса - определить значимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте; выявить основные виды игр в работе учителя начальных классов; познакомить педагогов с играми и игровыми приемами, используемыми на уроках в начальной школе.
Игровая технология – это группа методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр, которые стимулируют познавательную активность детей, «провоцируют» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяют использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления.
Игры на уроке разнообразны по содержанию, характеру, организации. Для младших школьников основными их видами являются творческие (или сюжетно-ролевые) и дидактические. В творческих играх (инсценирование сказок, драматизация различных ситуаций и т.д.) открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В дидактических играх (решение умственных задач) требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Содержание
В своей работе использую разнообразные игры и игровые элементы. Их выбор для конкретного урока зависти от планируемых результатов, темы, целей и задач, содержания, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Советы педагогам «Требования к дидактическим играм на уроке».
Каждая дидактическая игра должна содержать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Несомненна правдивость слов А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причём часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на уроках по другим школьным предметам, разным разделам программы.
Алгоритм действий педагога при подготовке к проведению игры.
Выбрать игру в соответствии с планируемыми результатами, поставленными целями, задачами, содержанием урока.
Определить количество участников (весь класс, группы, несколько человек). Необходимо вовлечь каждого ученика класса в игру. Если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны тоже принимать участие, исполняя роль экспертов, судей и т.д.
Подобрать дидактические материалы и пособия для игры. Наглядность должна быть простой, красочной и аккуратной (предметы, картинки, схемы, карточки и др.).
Определить наиболее удобное время на уроке для проведения игры. Например, для организации и стимулирования активности детей игру планируйте в начале урока, а для закрепления практических навыков - в середине урока. Можно весь урок провести в форме игры.
Четко спланировать временной параметр игры (её длительность и время на объяснение правил игры).
Выбрать место для проведения игры (за партами, у доски, в школьном дворе).
Продумать заключение, подведение итогов после проведения игры. Оценивать следует быстроту и главное – правильность выполнения игровых действий детьми.
Памятка «Проведение дидактической или творческой игры на уроке».
Познакомьте детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре.
Объясните ход и правила игры.
Определите роли учителя в игре (судья, болельщик, арбитр и т.д.). Помните, что, участвуя в игре, педагог направляет действия учеников советами, вопросами, напоминанием.
Подведите итоги игры. Объективная, но обязательно доброжелательная оценка учителя является необходимым условием эффективности дидактических игр. Ребенок должен быть готов ощутить заслуженный вкус победы или горечь поражения.
Набор игр и игровых приёмов.
Игровой прием «Волшебники» можно применить на уроке математики в 1 классе при закреплении понятий «точка», «прямая», «отрезок», «луч». Каждый ученик получает карточку, на которой изображена прямая линия. Учитель сообщает ученикам: «Предлагаю каждому из вас стать волшебником. Наденьте шапку-невидимку (изображаем движения), накиньте на плечи плащ-невидимку (изображаем движения). Возьмите в руки простой карандаш, превратим его в волшебную палочку с помощью волшебных слов «Шрабли, крабли, бумс» (дети произносят слова, взмахивают карандашом). Вы готовы к волшебству! Перед вами прямая линия, превратите ее в луч. Теперь луч превратите в отрезок». Затем учитель предлагает детям выполнить эти же «превращения» с прямой линией на доске мелом. Так дети могут проверить свою индивидуальную работу.
Игра «Битва умов» используется на уроках окружающего мира для закрепления и обобщения знаний. Проводится в несколько раундов (в зависимости от времени). В каждом раунде на «битву» вызываются 2 ученика - борца. Они по очереди берут карточки с вопросами (от 3 до 5) и отвечают на них. «Эксперты» - 3-4 ученика - оценивают правильность ответов, а весь класс – «зрительный зал» также может задавать свои вопросы по определенной теме. Желательно, иметь гонг и колотушку. Один ученик будет ударять в гонг, объявляя начало каждого раунда. Это придаст большую зрелищность игре.
Более глубоко погрузить школьников в учебный материал позволяет игра «Ктояжка». Она проводится в 4-ом классе на уроках окружающего мира после знакомства детей с природными зонами России. Класс делится на команды. От каждой команды представители по очереди надевают на голову диадему-держатель с карточкой. «Хранитель времени» (ученик из другой команды) переворачивает песочные часы, а представитель команды начинает задавать вопросы своей команде или всему классу, пытаясь угадать за 1 минуту животное или растение, которое изображено на его карточке. Дети обязаны быстро и четко отвечать: «Да» или «Нет». Побеждает та команда, представители которой дали больше правильных ответов за определенное время.
Игра «Буквы-помощники» уместна на уроках русского языка во 2-4 классах во время проведения словарной работы. Учитель называет букву и говорит, сколько раз она должна повторяться в слове. По его сигналу ученики пишут изученные словарные слова с данной орфограммой. Например, учитель говорит: «Помощник – буква о два раза». Дети могут записать следующие слова: сорока, ворона, воробей, мороз, и др. Выигрывают те ученики, которые в течение определенного времени (обычно 2-3 минуты) записали больше таких слов и не допустили ошибок (или сделали меньшее количество ошибок). Эту игру можно проводить в парах, в малых группах.
Уроки литературного чтения, посвященные обобщению знаний по разделам, можно проводить в форме игры «Брейн-ринг», «Литературный поединок», «Современники и классики» и др.
Рекомендации «Игровой формат образовательных онлайн-платформ».
Придать игровой формат уроку или домашнему заданию поможет образовательная платформа «Учи.ру». Главное её отличие в том, что каждое задание для младших школьников - увлекательное приключение. Если где-то школьник запутается – не страшно: система дает подсказки, когда участник не может найти правильное решение, а на выполнение заданий время не ограничено. Персонажи и их внешний вид добавляют обучению эмоциональности, что помогает повысить вовлеченность детей. Все игры находятся в разделе «Развивающие игры» и доступны на главной странице аккаунта ребенка.
Образовательная платформа «Фоксфорд» предлагает бесплатные интерактивные игры для самостоятельного использования младшими школьниками и подборку игровых механик и приложений для того, чтобы педагог мог увлечь учеников на своих уроках.
Практика показывает, что интересная игра повышает умственную активность детей. В игре младший школьник может решить более трудную задачу гораздо легче и с удовольствием. Но это не значит, что на каждом уроке должна использоваться игровая технология. Обучение требует применения разнообразных методов, форм, приемов. Игра активизирует мыслительную деятельность младших школьников, позволяет сделать образовательную деятельность интересной и увлекательной. А в сочетании с другими методами и технологиями дает хорошие результаты.
Список использованной литературы и источников
Горбункова Л. А. Качественная подготовка учителя к уроку / Л. А. Горбункова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. Степанова О.А. Игровые технологии. – Сфера, 2003.
Степанова О.А., Оксана Рыдзе Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. - Сфера, 2003.
http://alkino2school.ucoz.ru/rp2018-2019/Vupusknik/metodicheskoe_posobie_bulatova_gsh.pdf
http://knab.iro.yar.ru/?page_id=54