12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Минневалеева Анна Ивановна99
Люблю Жизнь! Люблю Семью! Люблю Работу!
Россия, Татарстан респ., Казань

Минневалеева А.И., педагог-психолог высшей категории

МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района, г.Казани

Советы по подготовке и сдаче ЕГЭ

Цель: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену.

Задачи:

  • познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;
  • развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;
  • повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.

ЕГЭ – это ответственный период в вашей жизни, и готовится к нему нужно начинать заранее. Те, кто определился с выбором профессии, а значит и с предметами, которые он будет сдавать, начинают подготовку еще за 1-2 года до окончания школы. Основная же масса приступает к интенсивной подготовке в начале 11 класса. Именно в это время вы должны продумать и спланировать весь путь к намеченной цели, к успешному воплощению вашей мечты о будущей профессии.

Еще в начале учебного года необходимо определиться с теми предметами, которые вам нужны для поступления в то или иное образовательное учреждение (ОУ). Для уточнения этих предметов, а также для более подробного описания специальности, которую вы выбрали, необходимо зайти на сайты учебных учреждений выбранного вами профиля (таких ОУ бывает множество и в каждом есть индивидуальные условия поступления). Также желательно посетить «Дни открытых дверей» и задать там интересующие вас вопросы.

Когда ОУ выбраны, с экзаменами вы определились, необходимо задуматься о том, как вы будите готовиться к сдаче ЕГЭ – самостоятельно, с репетитором или посещая курсы при ОУ.

В соответствии с тем, какой путь вы выбираете, и будут планироваться ваши дальнейшие действия.

Самостоятельно:

Покупка необходимых пособий для подготовке к ЕГЭ по соответствующим предметам

Приобретение учебников за весь курс сдаваемого предмета

Просмотр материалов на официальном сайте помощи при сдаче ЕГЭ - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ). На нём публикуются открытые банки заданий по всем предметам. А также сроки сдачи ЕГЭ, нормативные документы, новости об изменениях в сдаче экзамена, советы и рекомендации.

Репетитор:

Свой выбор лучше остановить на преподавателях, которые уже имеют опыт подготовки к ЕГЭ.

Попросить телефон предыдущих учащихся для ознакомления с их результатами сдачи экзамена и отзывами о работе преподавателя, или найти и обратится к репетитору по рекомендации знакомых.

Следовать всему, что советует преподаватель (выбор учебных пособий, план обучения и т.д.)

Обязательно дома повторять и учить пройденный с репетитором материал (ваши результаты зависят не столько от квалификации преподавателя, а в большей мере от ваших самостоятельных трудов).

Курсы:

Выбирать лучше курсы при том ОУ, в котором вы хотите обучаться.

Следовать рекомендациям преподавателей курсов.

Не пропускать и учить то, что дается на занятиях.

Следующим вашим шагом должно стать планирование подготовки к ЕГЭ по месяцам, обязательно выделив последний для повторения пройденного. Рекомендуется в конце каждой недели выделить день для закрепления изученного за эту неделю. Это необходимо для более качественного запоминания пройденного.

Природа памяти такова, что все созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут, если вы запоминаемый материал изучался без повторения. Вот почему так важно первое мысленное повторение проделать сразу после запоминания.

Остальные мысленные повторения текстовой или речевой информации (запоминание текста) можно проводить по схеме:

Второй раз информация повторяется через 15-20 минут после первого.

В этот же день информация повторяется в третий раз через 6-8 часов.

Четвертое повторения изучаемого материала следует проводить через 24 часа, т.е. на следующий день (в нашем случае выделить день в конце недели).

Витамины для памяти и внимания

Основной и наиболее главной группой являются витамины группы B. Эти вещества способствуют улучшению памяти, внимания, интеллектуальному росту, а также поддерживают психику и нервную систему. Витамины группы В также являются превосходными антиоксидантами, избавляют человеческий организм от усталости, депрессии и стрессов, питают клетки мозга и эффективно защищают их от преждевременного старения. Наиболее важными витаминами можно назвать: B1 (тиамин), B3(никотиновая кислота), B5 (пантотеновая кислота), B6 (пиридоксин), B9 (фолиевая кислота), B12 (цианокобаламин). Существуют и другие витамины, которые также улучшают работу мозга, функции памяти и внимания: D (кальциферол), E (токоферола ацетат), P (биофлавоноиды). Существуют специальные комплексы, где содержится оптимальная суточная доза витаминов «Дуовит», «Мультитабс», «Витрум Классик» и т.д.

В планирование и распределении своих действий можно воспользоваться «Тайм-менеджментом» – искусство управления временем, умение планировать свою деятельность.

Как научиться планировать свое время:

Сделать анализ потерь времени – что и кто съедает наше время, которое мы могли бы использовать более разумно.

Анализ использования времени: сколько занимает времени каждый вид деятельности: учеба, отдых, общение и т.д.

Изучить и наметить для себя, способы помогающие планировать время.

Ошибки в управлении временем

Ошибка №1 Отсутствие привычки регулярно вести список дел

Скажите, у вас бывает зудящее ощущение, что вы забыли сделать какую-то важную часть работы? Если да, то, значит, вы совсем не ведете или не регулярно ведете список дел. Или же не умеете им эффективно пользоваться.

Ошибка №2 Отсутствие личных целей

Вы знаете, чего вы хотите достичь через шесть месяцев? А через год или десять лет? Если нет, вам надо срочно заняться постановкой личных целей.

«Личные цели жизненно важны для грамотного управления временем, потому что цели дают вам видение того, к чему следует стремиться. Когда вы знаете, в каком направлении вы хотите двигаться, вы можете управлять своими приоритетами, временем и ресурсами для достижения желаемого».

Ошибка №3. Отсутствие привычки грамотной расстановки приоритетов

Вы пишите аналитическую записку руководству о новом важном проекте и чувствуете, что стоите на пороге озарения, как эффективно решить поставленную задачу, но в этот момент к вам врывается сослуживец и сообщает о возникшем кризисе, требующем немедленного вмешательства. Что выбрать, как расставить приоритеты?

Расставлять приоритеты не просто, но этому можно и нужно учиться. И главный инструмент эффективной приоритезации – это Матрица Эйзенхауэра.

Ошибка №4. Неумение управлять отвлекающими факторами

Вы знаете, что согласно исследованиям, отвлекающие факторы съедают до двух часов рабочего времени  ежедневно? Представьте себе, сколько всего вы могли успеть, если бы вам вернули это время!

Отвлекающими факторами могут быть письма электронной почты или телефонные звонки, общение в аське и разговоры с сослуживцами. И не обязательно на нерабочие темы, все это может быть частью вашей работы. Проблема не в том, что вы занимаетесь посторонними делами, а в том, что отвлекающие факторы выбивают вас из «потока», то есть из спокойного продуктивного процесса работы, когда мы на сто процентов погружены в то, что делаем.

Если вы хотите контролировать свой рабочий день, научитесь управлять отвлекающими факторами. Например, вы можете вывесить над рабочим столом табличку «Открыто/закрыто» и приучить сослуживцев понимать, когда вас можно, а когда нельзя беспокоить.

Ошибка №5. Прокрастинация

Прокрастинация – это откладывание и затягивание выполнения задачи. Затягивая начало выполнения работы, вы испытываете чувство вины, от чего вам становится еще более противно делать это дело. И этот замкнутый круг, в конце концов, приводит вас к срыву сроков сдачи работы.

Ошибка №6. Привычка браться за слишком многое

Насколько вам трудно сказать «нет» людям? Впрочем, привычка взваливать на себя неподъемный груз может быть связана и с неумением расставлять приоритеты.

«Это может привести к снижению качества работы, стрессу и демотивации, Или вы можете заразиться комплексом «микроменеджера», человека, который стремится к полному контролю над ситуацией и все делает сам, потому что не верит, что кто-то может сделать работу качественнее, чем он. И этим страдают не только руководители».

Ошибка №7. Удовольствие от чувства занятости

Выполнение заданий в последнюю минуту, горы важных бумаг, требующих внимания, непрерывные телефонные звонки… Все это вызывает прилив адреналина и может стать зависимостью, приводящей к потере смысла и результата в потоке бурной активности.

«Проблема в том, что пристрастие к занятости редко сочетается с эффективностью и может приводить к серьезному стрессу».

Ошибка №8. Одновременное выполнение многих дел

Эта проблема меньше затрагивает женщин, чем мужчин, потому что, согласно исследованиям, женщинам проще делать несколько дел одновременно. Однако даже у женщин одновременное написание письма и разговор по телефону с клиентом может приводить к серьезным ошибкам в выполнении обеих задач.

Если фокусировать внимание на одной задаче и выполнять задачи в порядке расстановки приоритетов, качество работы значительно повысится, а уровень стресса снизится.

Ошибка № 9. Отсутствие перерывов в работе

Оказывается, работа без отдыха так же снижает эффективность работы, как и постоянные перерывы и чаепития. Во всем надо искать золотую середину. Перерывы в работе не должны восприниматься как потеря времени. Они позволяют мозгу переключиться, что может привести к интуитивным прозрениям. «И, конечно же, никогда не следует пропускать обед. Качественная работа невозможна на голодный желудок».

Ошибка № 10. Неэффективное планирование рабочего дня

Вы жаворонок или сова? Когда у вас наибольший прилив энергии? На это время следует планировать выполнение самой трудной работы. Сколько времени вам надо на переваривание обеда? Может, после обеда стоит разобрать электронную почту? Грамотное распределение задач в процессе дня может резко повысить эффективность вашей работы.

Совет: воспользуйтесь Матрица Эйзенхауэра – это один из методов тайм-менеджмента для определения приоритетов дел дня.

Накануне и во время экзамена нужно:

За день до экзамена необходимо провести день спокойно, без потрясений, лишнего веселья, больших перегрузок, отрицательных эмоций. В этот день желательно не переедать. Лечь пораньше, но не на много, т.к. вы должны сразу заснуть, а организм привыкает к определенному режиму и слишком раннее время для сна не принесет положительных результатов.

Рекомендации по антистрессовому питанию:

Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг

Лучшему запоминанию способствует – морковь

От напряжения и усталости хорошее средство – лук

Выносливости способствуют  - орехи (укрепляют нервы)

Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение

От нервозности вас избавит – капуста

Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.

Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.

Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности. Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится: сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.

Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом. Врач подскажет, по какой схеме принимать его.  

Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами и чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску, но не слишком обильно, чтобы кровь не отлила от головы для переваривания большого количества пищи.

Одежду выбирать не слишком откровенную и вызывающую (лучше школьную форму).

Не брать с собой лишние предметы, которые придется снимать при прохождении через рамку металлоискателя. Это всех задерживает, создает нервозную обстановку, привлекает лишнее внимание.

Находясь в аудитории проведения экзамена, не нужно спорить и пререкаться с организаторами, это создает негативное к вам отношение, которое будет проявляться в более бдительном контроле, а, следовательно, вносить дискомфорт в ваше состояние.

Если есть вопросы по проведению ЕГЭ, то задавать их следует до начала экзамена. Во время экзамена организатор не имеет права отвечать на какие-либо вопросы.

Заполняйте бланки строго по инструкции под диктовку организатора.

После объявления о начале экзамена, оцените свое состояние. Если в возбуждены – постарайтесь успокоится, если же наоборот находитесь в слишком расслабленном состоянии – взбодритесь. В этом вам могут помочь дыхательные упражнения. Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Приступая к выполнению заданий, внимательно всё прочитайте и начните с самых легких.

На черновике приготовьте место, где запишите все номера заданий. Туда, по мере выполнения, вписывайте ответы. Завершив тестовую часть, проверьте всё еще раз, а затем перенесите ответы в бланк ответов №1, вычеркивая их по мере переноса (так вы не запутаетесь).

В черновике, выполняя задания, старайтесь отделять их друг от друга.

Листы черновика лучше пронумеровывать, чтобы не было путаницы, особенно на экзаменах, где их используется более 2-х.

Если не получается выполнить какое-то задание – отложите его и делайте другие, останется время – вернетесь. Рационально распределите отведенное вам время.

На экзамен лучше брать не шоколад, а сухофрукты и орехи, они тоже стимулируют мозговую деятельность, но при этом не пачкаются руки (особенно в жару, когда шоколад тает), не так сильно хочется пить. Воду лучше брать без газа (нет отрыжки, и при открытии вы не зальёте бумаги на столе).

Старайтесь выполнять все задания, если есть ответы, в которых вы не уверены, то сначала уберите те, которые точно не подходят, а затем из оставшихся, выберете наиболее подходящий.

После получения результатов, на сайте, где они вывешиваются, просмотрите с преподавателем сканы ваших работ, если действительно есть за что добавить баллы – идите на аппеляцию, если учитель не видит таких моментов, то и не стоит тратить время.

После получения всех результатов сдаваемых ЕГЭ, даже если вы не довольны общей суммой баллов, не расстраивайтесь. Проанализируйте все ОУ, где вы можете получить специальность близкую к выбранной, или может быть можно пойти на туже специальность только с вечерней или заочной формой обучения, а затем, если вы захотите, то можно перевестись на очное отделение. Ну, и, на крайний случай, еще один год готовится и сдать ЕГЭ еще раз.

Литература

Александр Горбачев Тайм-менеджмент в два счета. — С-Пб.: "Питер", 2009. 

Журавлев Д. Экзамен - способ проверки знаний или психологическое испытание? \\ Народное образование.- 2003.-№4.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Бадыкова Алсу Гилемхановна, 19.08.17 в 13:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анна Ивановна!Очень интересный материал, обязательно воспользуюсь им в своей работе.
Горячева Наталья Валерьевна, 23.04.19 в 14:42 0Ответить Пожаловаться
Большое Спасибо! Уделяю большое внимание данной теме! Всегда поддерживаю коллег, которые понимают, как важно. На моей страничке тоже есть интересный материал, приглашаю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.