Эссе «Кибербуллинг»
Кибербуллинг
Современная система образования ориентирована на обучение школьников общеучебным и общекультурным навыкам обращения с информацией, способам и средствам её обработки.
Знания, приобретенные учащимися при использовании средств телекоммуникаций, творческое самовыражение, критическое мышление, правильно организованный информационный процесс, информационная безопасность, - приводят к созданию информационной культуры.
Дети постоянно нуждаются в информационной связи с социальной средой, в постоянном пополнении и обновлении информации об окружающем мире – это важнейшее условие нормальной жизнедеятельности ребенка.
На современном этапе развития общества компьютер стал для школьника «товарищем », «подмогой» и «наставником». Однако для психически неустойчивых школьников Интернет представляет угрозу, отрицательно влияющей на физическое, моральное, духовное здоровье детей. Поэтому необходимо все усилия направить на просвещение, обучение школьников и их родителей безопасному и ответственному поведению в Интернете.
Буллинг и кибербуллинг
Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать. Кибер-буллинг часто неоправданно путают с моббингом, или массовым травлей (от mob — толпа), хотя в действительности агрессивное поведение, которое обозначается этими двумя понятиями, имеет различные социально-психологические механизмы.
Речь идет о буллинге (bullying) — возможно, английское слово немного точнее отражает суть. У понятия «буллинг» есть много определений. Если коротко, буллингом называют агрессивное преследование одного или нескольких членов коллектива при неравном соотношении сил между преследователями и жертвой. Под преследованием, как правило, имеются в виду оскорбления, насмешки, демонстративное игнорирование, унижения и побои. Часто буллинг — не разовое событие.
По данным исследования ВОЗ, среди одиннадцатилетних детей 11% мальчиков и 8% девочек сталкивались с травлей — их оскорбляли в сообщениях по меньшей мере два-три раза в месяц. Это самый высокий показатель среди 42 стран (средний — 3–4%). Российское исследование 2012 года подтверждает, что в России школьники часто страдают от травли в интернете — 10% в среднем по стране (в Европе — 6%).
При этом исследования показывают, что учителя в российских школах уделяют гораздо меньше внимания проблеме кибербуллинга, чем в других странах. А сами российские школьники гораздо реже рассказывают родителям о своих трудностях, чем их сверстники в Европе.
Какой бывает кибербуллинг?
Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы (grieffers) — группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.
Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные «книги для критики» (slam books) с шутками про одноклассников.
Самозванство, перевоплощение в определенное лицо (impersonation) — преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой аккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма.
Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение (outing & trickery) — получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей. Кибер-остракизм проявляется также в отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.
Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически.
Как избежать кибербуллинга?
Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Советуйся со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные высказывания, к тому же следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.
Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ты должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.
Храни подтверждения фактов нападений. Если тебя очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует сохранить или распечатать страницу, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.
Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибер-буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».
Если ты стал очевидцем кибер-буллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.
Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.
Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного тебе отправителя систематически содержат угрозы или порнографические сюжеты. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.
Полностью искоренить кибер-буллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые будут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов.
Список литературы:
1. https://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm
2. Ратинер Т.Г. — Информационно-психологическая безопасность школьников при работе в интернете // Современное образование. – 2014. – № 1. – С. 73 - 96.
3. https://svobody.pl/posts/chto-takoe-kiberbulling-i-chto-delat-esli-vas-travyat
Кияйкина Наталья Федоровна
Киселева Наталья Алексеевна
Фролова Елена Николаевна