Конспект урока по русскому языку на тему «Осложненное простое предложение» (11 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «Осложненное простое предложение» (11 класс)
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
2. Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
Задачи
Образовательные:
- с помощью практических заданий совершенствовать навыки при подготовке к ЕГЭ.
Развивающие:
- формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки работы в группах;
- совершенствовать умение строить высказывание;
- совершенствовать у учащихся практические умения работы с предложением.
УУД:
Личностные УУД:
- формирование у учащихся активной позиции в учебной деятельности;
- умение слушать собеседника;
- самооценка собственной учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение выявлять затруднения;
- умение исправлять ошибки, свои и товарищей;
- умение осуществлять проверку и самопроверку;
- осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения и отличия от эталона и образца;
- дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
- согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения;
- строить высказывания, понятные для партнёров;
- рефлексия своих действий;
- понимать на слух ответы одноклассников.
Познавательные УУД:
- умение анализировать языковой материал;
- выдвигать гипотезу, обосновывать её и делать выводы;
- умение осознанно строить речевое высказывание;
- умение выполнять типовые задания;
Планируемые результаты
Предметные:
Знать структурные особенности простого осложненного предложения.
Знать алгоритм работы над сочинением-рассуждением (задание ЕГЭ №25)
Уметь выполнять тестовые задания ЕГЭ, писать сочинение-рассуждение.
Личностные:
Уметь планировать, отбирать материал, анализировать, делать выводы.
Метапредметные:
Уметь работать в сотрудничестве с товарищами.
Оборудование: мультимедийный проектор (презентация), учебник, раздаточный материал.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Включение в деловой ритм. Цель этапа: мотивировать учащихся к повторению темы, углублению ранее полученных знаний. Включить компьютер (ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОК 1 СЛАЙД 1) Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня нам предстоит плодотворная работа. Готовы ли вы к ней? Это нужно всем нам, так как после этого урока мы на один шаг приблизимся к успешной сдаче экзамена. Перед вами рабочие листы с заданиями, теорией. Нам предстоит с ними работать, будьте внимательны, строго следуйте моим инструкциям. |
Подготовка класса к работе. |
Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Перед вами предложение (СЛАЙД 2). Составьте к нему схему, предварительно расставив знаки препинания (переписывать предложение не нужно). Кто выполнит задание у доски? Вера подняла крышечку подбитую бледно-голубым шелком и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет. Я надеюсь, все вы узнали произведение, из которого я взяла это предложение. Вообще, все примеры для сегодняшнего урока я взяла из рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Это я сделала не случайно, т.к. ваше домашнее задание будет связано с этим произведением и нацелено на подготовку к ЕГЭ. Проверим схему на доске. Какой тип предложения перед нами? Верно. Это тема сегодняшнего урока: «Простое осложненное предложение». Запишем её в тетради. (СЛАЙД 3) Исходя из темы, скажите, каких целей мы должны сегодня достичь? Эта тема очень обширная, и сегодня мы только начнем работу над ней, а продолжим на следующем уроке. |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Чертят схему. Один учащийся работает у доски. Устно объясняет схему. Простое осложненное предложение. Записывают тему в тетради. Вспомнить теоретический материал о простом осложненном предложении, закрепить его на практике. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Цель этапа: повторить знания о простом и осложненном предложении, уточнить значение слова обособление Простое предложение может быть распространенным и осложненным. (На доске пишу: предложение - распр. и осложн.) Можно ли поставить знак равенства между этими терминами? Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же? Чтобы разобраться в этом вопросе детально, я предлагаю вам продолжить составление схемы по распространению и осложнению предложения. Работаем в четверках. |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Нельзя, т.к. это разные понятия. Обсуждают вопрос и составляют схему в тетрадях. |
Р: целеполагание; К : постановка вопросов; П: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения
|
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. А теперь давайте проверим. Чем может быть распространено предложение? Чем может быть предложение осложнено? Давайте сверим ваши таблицы с образцом (СЛАЙД 4). При необходимости внесите дополнения в ваши схемы. Какой термин мы должны знать, говоря об осложнении ПП? Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово обособление? Что значит обособить? (СЛАЙД 5) (СВЕРНУТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ УРОК 1)
|
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). ПП может быть распространено при помощи ОЧП:определений, дополнений, обстоятельств. ПП может быть осложнено… Обособление — способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения. |
Р: планирование, прогнозирование; П: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; К– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Вторичное закрепление, развитие учебно-языковых умений. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний. Цель этапа: актуализировать полученные знания учащихся. … выполняет индивидуальное задание (ОЧП) А мы, чтобы закрепить знания, выполним упр.358 учебника (стр.247). Вы должны распределить предложения на 2 группы:1) простые осложненные,2)простые неосложненные. В тетради указываем только № предложения (переписывать не нужно). Давайте проверим. Читаем предложение. Определяем, является ли оно осложненным, определяем тип осложнения. Какое предложение вы не выписали? Почему? Обратите внимание на то, какие разнообразные знаки препинания нам встретились в этом упражнении для обособления. Как вы считаете, что нужно учитывать при выборе знака препинания? Да, верно, всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения, его смысловым наполнением. …, ты справилась с предложенным заданием? Тогда я прошу тебя выступить в качестве консультанта и рассказать нам об ОЧП. Класс я прошу зафиксировать основные положения в тетради. Спасибо. …дала довольно исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, сумев выстроить логичное высказывание по опознавательным признакам однородных членов предложения и их роли в речи. Может быть, кто-то хочет задать вопрос …? Обращаю ваше внимание на то, что схема постановки знаков препинания при ОЧП находится в вашем раздаточном материале на столе, она поможет вам чуть позже при выполнении заданий. Предлагаю продолжить работу. Давайте уточним, какие определения являются однородными, а какие- нет. Индивидуальное домашнее задание было у … (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Помним о том, что нужно вести записи в тетради. Теперь, когда мы уточнили понятие об однородных/неоднородных определениях, перейдем к практическим заданиям. Подпишите, пожалуйста, свой лист. Прочитайте предложения Задания 1 и проанализируйте их структуру (раздаточный материал на партах). Задание 1. 2.Доцветали разноцветные махровые гвоздики. 3.Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины. По отношению к какому предложению мы будем говорить об однородных определениях? Аргументируйте свой выбор. Какое предложение содержит неоднородные определения? Докажите. Почему вы не выбрали в качестве примера первое предложение? Какой троп использует автор, описывая георгины? Какими определениями в художественном тексте являются эпитеты? При выполнении какого задания ЕГЭ вам может пригодиться знание об этом? Поставьте на листе с заданиями самооценку за выполнение этого задания. Перейдем к Заданию 2. Ваша задача – расставить недостающие знаки препинания, найти в предложениях однородные и неоднородные определения, показать их графически. Двух желающих я попрошу выполнить задание на доске. Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, покажите их графически. Докажите, почему определения являются однородными/неоднородными. 1.Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета. 2.Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной верной истинной дружбы. 3.Огромное родовое имение было почти расстроено его предками. 4.На старом стершемся и посеревшем от времени переплете вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности. Поменяйтесь, пожалуйста, заданием с соседом по парте и проверьте его работу. Поставьте оценку за выполнение задания. Возьмите свою работу. Давайте проверим работу ребят у доски и оценим их ответы. Сравните ответы со своими, самооценку зафиксируйте после Задания 2. Продолжаем работу по подготовке к экзамену. Задание № 15 ЕГЭ звучит следующим образом: «Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую». Задание предлагает нам проанализировать структуру простого предложения с различными типами осложнения. Давайте проверим, насколько вы компетентны в этом задании. Выполняем Задание 3 раздаточного материала: Задание 3 «Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую». 1. Она достала из своего ручного мешка маленькую записную книжку в удивительном переплете. 2. Вера вынула из вазочки две маленькие розы, розовую и карминную. 3.Аносов нагнул голову к борту шинели, понюхал цветы и вдруг улыбнулся славной старческой улыбкой. 4. Была какая-то уютная прелесть в его неторопливом и наивном повествовании. 5. Навстречу ей вышла сероглазая старая женщина, очень полная, в серебряных очках. 6. Море меня волнует, и радует, и поражает. Знаки препинания вы можете расставлять прямо на листах. Ваш ответ? Верный ответ -2,3. Так ли у вас? Давайте проверим правильность ваших рассуждений. Проанализируем каждое предложение с точки зрения осложненности.(Предложения вывожу на слайдах.) Поставьте самооценку за выполнение этого задания.
Скажите, пожалуйста, рассмотренные нами ранее однородные и неоднородные определения являются согласованными или нет? В чем проявляется согласование? Как называется несогласованное определение, выраженное именем существительным, относящееся к другому существительному? Для того чтобы актуализировать знания о приложении, выполним Задание 4. Задание 4. Найдите в предложениях приложение, обозначьте его графически. Расставьте необходимые знаки препинания. 1.Обитатели пригородного морского курорта-большею частью греки и евреи-спешно перебирались в город. 2. Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи. 3.Анна унаследовала монгольскую кровь отца татарского князя. 4. Генерал Аносов, тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки. 5. Сейчас увидите, господа, краткое жизнеописание вашей возлюбленной сестры Людмилы Львовны. Давайте проверим вашу работу. Зачитываем предложение, называем в нем приложение, комментируем необходимость постановки знаков препинания. Попутно можно делать необходимые исправления. Поставьте в лист с заданиями самооценку. |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Выполняют упражнение. 3-БСП При выборе знака препинания учитываем строение предложения, его структуру. Один ученик отвечает, остальные ведут записи в тетради. Ученик показывает презентацию, комментирует слайды, остальные ведут записи в тетради. Это предложение с однородными сказуемыми. Эпитеты. Эпитеты являются однородными определениями. Задание 24. Выставляют самооценку. Работают на местах. Двое учащихся у доски записывают предложения, дают устные ответы, анализируя структуру предложений. Анализируют структуру предложений, определяют однородность/неоднородность определений. Дают комментарий, озвучивают оценки. Выставляют самооценку. Работают на листах с раздаточным материалом. Проверяют выполнение задания. Комментируют знаки препинания или их отсутствие. 2,3 Выставляют самооценку. Они являются согласованными. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Приложение. Работают в раздаточном материале. Отвечают, аргументируя свою точку зрения. |
Р: контроль, оценка, коррекция; П: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Постановка домашнего задания |
Перечитайте 13 главу рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», напишите сочинение, соответствующее заданию 25 ЕГЭ по русскому языку. |
||
7. . Рефлексия деятельности (итог урока)
|
Цель этапа: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности. Как вы считаете, чем был полезен сегодняшний урок? Для того чтобы подвести личный итог, заполните таблицу, предложенную вам после заданий. Поставьте самооценку за урок. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отработали материал, который поможет нам в подготовке к ЕГЭ. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
8. Оценивание |
Спасибо за урок. Итог работы учащегося на уроке - его оценка. Рейтинг оценок я озвучу на следующем уроке. |
Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Приложение
Индивидуальное задание
Расскажи об однородных членах предложения, опираясь на предложенные вопросы):
С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
Зависят ли они друг от друга?
На какой вопрос отвечают?
Как связаны между собой?
Сколько ОЧП может быть в предложении?
Какую роль играют в речи?
Задание 1.Прочитайте предложения и проанализируйте их структуру.
1.У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом.
2.Доцветали разноцветные махровые гвоздики.
3.Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины.
Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, покажите их графически. Докажите, почему определения являются однородными/неоднородными.
1.Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета.
2.Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной верной истинной дружбы.
3.Огромное родовое имение было почти расстроено его предками.
4.На старом стершемся и посеревшем от времени переплете вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности.
5.На обсохших сжатых полях на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина.
Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, покажите их графически. Докажите, почему определения являются однородными/неоднородными.
Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета.
Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной верной истинной дружбы.
Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, покажите их графически. Докажите, почему определения являются однородными/неоднородными.
Огромное родовое имение было почти расстроено его предками.
На старом стершемся и посеревшем от времени переплете вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности.
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Она достала из своего ручного мешка маленькую записную книжку в удивительном переплете.
2. Вера вынула из вазочки две маленькие розы, розовую и карминную.
3.Аносов нагнул голову к борту шинели, понюхал цветы и вдруг улыбнулся славной старческой улыбкой.
4. Была какая-то уютная прелесть в его неторопливом и наивном повествовании.
5.Вот тут-то со мною и случилось страшное приключение.
6. Навстречу ей вышла сероглазая старая женщина, очень полная, в серебряных очках.
7. Море меня волнует и радует и поражает.
Задание 4. Найдите в предложениях приложение. Расставьте необходимые знаки препинания.
1.Обитатели пригородного морского курорта большею частью греки и евреи спешно перебирались в город.
2. Вера Николаевна Шеина жена предводителя дворянства не могла покинуть дачи.
3. Сестра Вера пошла в мать красавицу англичанку.
4.Анна унаследовала монгольскую кровь отца татарского князя.
5. Генерал Аносов тучный высокий серебряный старец тяжело слезал с подножки.
6. Сейчас увидите господа краткое жизнеописание вашей возлюбленной сестры Людмилы Львовны.
Однородные и неоднородные определения
Однородные |
Неоднородные |
1.Характеризуют предмет с одной стороны |
1. Характеризуют предмет с разных сторон |
2.Объединяются общим признаком |
2.Не объединяются общим признаком |
3.Относятся в предложении к одному слову |
3.Могут относиться как к одному слову в предложении, так и к разным |
4.Могут связываться отношениями причины-следствия |
4.Часто наблюдаем сочетание качественного и относительного прилагательного |
5.В одном ряду могут быть причастие или прилагательное с зависимыми словами |
5.Нельзя объединить сочинительными союзами |
6.Произносятся с перечислительной интонацией(можно вставить сочинительные союзы) |
Союзы при однородных членах
Запятая ставится между однородными членами |
Запятая не ставится между однородными членами |
1. Если однородные члены связаны только интонацией: [ O , O ]. |
1.Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: и, или. [ O и O ]. |
2. Перед противительными союзами: а, но, зато. [ O , а O ]. |
2.Перед союзом, которой объединяет однородные члены в пары: [ O и O, O и O ]. |
3. Перед повторяющимися союзами: [и O, и O, и O ]. |
3. Если два однородных члена предложения, соединенные повторяющимися союзами и или ни – ни, образуют устойчивое сочетание (и день и ночь, ни рыба ни мясо). |
4. Перед второй частью составных союзов: не только – но и, как так и [как O, так и O]. |