КИМ для подготовки к ОГЭ по биологии в 9 классе (вариант 3)
Ответы Вариант 3
DOCX / 21.2 Кб
Вариант 3
Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2
содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа
(180 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите
в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2–17 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 18–24 записываются в виде последовательности
цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных
символов.
К заданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ. Задания
выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене по биологии разрешается использовать линейку
и непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. |
1. Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?
Ответ: ____________________________
2. На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?
1) регулируют процессы жизнедеятельности
2) поглощают энергию солнечного света
3) хранят наследственную информацию
4) запасают воду
Ответ:
3. Поселяясь на пнях, опята используют их для
1) получения энергии из неорганических веществ
2) защиты от болезнетворных бактерий
3) получения готовых органических веществ
4) привлечения насекомых-опылителей
Ответ:
4. Какому числу кратно число частей цветка у растений семейства розоцветные?
1) 5 2) 4 3) 3 4) 6
Ответ:
5. У плоских червей в процессе эволюции появилась
| 1) | диффузная нервная система |
| 2) | кровеносная система |
| 3) | двусторонняя симметрия тела |
| 4) | брюшная нервная цепочка |
Ответ:
6. Какой из перечисленных органов относят к органам брюшной полости?
1) сердце 2) лёгкие 3) мочевой пузырь 4) печень
Ответ:
7. Как называется орган, объединяющий деятельность нервной и эндокринной систем?
1) спинной мозг 2) большие полушария
3) гипоталамус 4) печень
Ответ:
8. К механической функции костей скелета человека относят
1) движение 2) участие в иммунитете
3) обмен солей 4) кроветворение
Ответ:
9. Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за
1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды
2) выработку ими антител
3) способность поглощать и переваривать инородные частицы
4) выработку ими фибриногена
Ответ:
10. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
1) участвуют в образовании водорастворимых витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения стенки кишечника с пищей
Ответ:
11. Часть глаза, меняющая свою преломляющую способность в зависимости от степени удалённости рассматриваемого предмета, — это
1) хрусталик 2) передняя камера 3) роговица 4) зрачок
Ответ:
12. Что является примером врождённого рефлекса у человека?
1) остановка пешехода на красный сигнал светофора
2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение
3) выделение желудочного сока на запах пищи
4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом
Ответ:
13. Вероятность заболевания туберкулезом у человека возрастает при
1) избыточном весе
2) контакте с животными
3) повышенной освещённости
4) проживании в помещении с повышенной влажностью
Ответ:
14. Какое животное ведёт паразитический образ жизни?
1) дождевой червь 2) малый прудовик
3) широкий лентец 4) ланцетник
Ответ:
15. К какому виду эволюционных приспособлений относят сезонные миграции птиц?
1) морфологическому 2) биохимическому
3) поведенческому 4) физиологическому
Ответ:
16. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Кролик | Лягушка |
Жираф | Паук |
Слон | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) источник питания
2) способ размножения
3) характер передвижения
4) органы кровообращения
Ответ:
17. Укажите, какие из приведённых суждений верны.
A. Корневое давление не влияет на транспорт воды к листьям растения.
Б. Транспорт воды по стеблю снизу вверх обеспечивается регулируемым испарением воды (транспирацией).
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Ответ:
18. Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, по которой бежит легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — интенсивность обмена веществ (в кВт)).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Чем длиннее дистанция, тем ниже интенсивность обмена веществ.
2) Интенсивность обмена веществ равномерно снижается на протяжении всей дистанции.
3) Наблюдается резкий спад интенсивности обмена веществ в диапазоне 200–400 м.
4) Максимальных значений интенсивность обмена веществ достигает на длинных дистанциях.
5) Интенсивность обмена веществ никогда не падает ниже 5 кВт.
Ответ:
19. Что из перечисленного образует внутреннюю среду организма человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) органы брюшной полости
2) кровь
3) содержимое пищеварительного канала
4) лимфа
5) тканевая жидкость
6) кровеносная и дыхательная системы
Ответ:
20. Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
Ответ:
21. Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ЖИВОТНОЕ |
А) кровеносная система не замкнута Б) имеет внешний скелет В) имеет фасеточные глаза Г) ведёт паразитический образ жизни Д) не имеет конечностей Е) не имеет вторичной полости тела |
| 1) стрекоза большое коромысло 2) аскарида человеческая |
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
22. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Цветковые
2) царство Растения
3) порядок Злаковые
4) семейство Злаки
5) класс Однодольные
6) род Рожь
Ответ:
23. Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Ламаркизм
Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии».
В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) стабилизирующий
2) движущий
3) наследство
4) упражнение
5) прогресс
6) Ламарк
7) Линней
8) Дарвин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
24. Классификация бактерий — очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.
А. Форма клеток:
Б. Окраска по Граму:
1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)
2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мёртвых
В. По связи клеток друг с другом:
1. одиночные
2. колониальные
Г. По наличию жгутиков:
1. без жгутиков
2. с одним жгутиком
3. с двумя и более жгутиками
Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Escherichia coli и классифицируйте их по приведённым выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (25–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
25.Рассмотрите рисунок с изображением схемы опыта. Почему данный опыт называли мнимым кормлением?
Что исследовалось в данном опыте?
26. Учёные изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?
27. Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) В чём особенность внутривидовой борьбы за существование?
2) Что является результатом межвидовой борьбы за существование?
3) Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.
Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.
Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – чёрного таракана.
Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.
Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.
28. Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
Размеры яйцеклеток животных
Животные | Размеры яйцеклеток (в мм) |
Аскарида | 0,04 |
Курица | 30 |
Моллюски, иглокожие | 1,4 |
Лягушка | 1,5 |
Корова | 0,15 |
Лососевые рыбы | 6–9 |
Страус | 80 |
Крокодил | 50 |
Кошка | 0,13 |
Человек | 0,1 |
1) Назовите размеры яйцеклетки у представленного в таблице земноводного.
2) Почему размеры яйцеклеток у аскариды так малы?
29. 17-летняя Татьяна завтракала в ресторане быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: двойной МакМаффин, мороженое с шоколадным наполнителем и «кока-колу».
1) Каково количество белков в заказанном обеде?
2) Какова рекомендуемая калорийность первого завтрака, если Татьяна питается четыре раза в день?
3) Как называются аминокислоты, которые человек может получить только с пищей?
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) | 425 | 39 | 33 | 41 |
Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | 380 | 19 | 18 | 35 |
Чикен Фреш Маффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | 355 | 13 | 15 | 42 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) | 250 | 14 | 12 | 15 |
Картофель по-деревенски | 315 | 5 | 16 | 38 |
Маленькая порция картофеля фри | 225 | 3 | 12 | 29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
«Кока-Кола» | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7−10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11−15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
Литература: https://bio.reshuoge.ru/