Автор презентации:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с.Карагай, Пермский край
Всероссийская
проверочная работа
по биологии
5 класс, 16 вариант,
УМК любой
Инструкция к выполнению заданий
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Для выполнения задания 3 используйте линейку и карандаш.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Задание 1
Рассмотрите изображение картофеля и выполните задания.
1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке клубень, лист, цветок и плод картофеля.
1.2. Какой орган картофеля выполняет функцию запасания питательных веществ и служит для вегетативного размножения растения?
Ответ: ______________________________
1.3. В приведённом ниже списке перечислены органы растения. Все они, за исключением одного, имеются и у голосеменных, и у покрытосеменных растений. Выпишите название органа растения, который «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Корень, лист, цветок, семя.
Ответ: ______________________________
Задание 2
Благодаря хлорофиллу и солнечному свету в листьях растений происходит соединение углекислого газа и воды, при этом образуются сахар и крахмал. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, развитие, рост, фотосинтез, размножение.
Ответ: _________________
Задание 3
Рассмотрите изображение и опишите внешнее строение собаки породы далматинец по следующему плану: окрас тела собаки, форма головы, форма ушей.
А - окрас
Б – форма головы
Запишите в таблицу выбранные номера ответов под соответствующими буквами:
А
Б
В
В – форма ушей
Задание 4
Кедровая сосна – величественный хвойный долгожитель Сибири. С давних времён она используется человеком. Из неё изготавливают музыкальные инструменты (А), получают ценное масло (Б). Запишите названия органов растения, которые используют в каждом случае.
А ____________________________ Б ________________________
Задание 5
Для приготовления микропрепарата кожицы лука ученик стал изучать инструкцию. Что на рисунке в инструкции обозначено буквой А?
Ответ: ________________________________________________
Задание 6
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.
ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Растения имеют множество одинаковых органов: корней, стеблей, ______(А), цветков, плодов. Количество новых органов у растения за год может увеличиваться в несколько раз, таким образом происходит постоянный ______(Б) растения. У животных количество органов, как правило, ограничено и постоянно. Например, у собак, кошек, слонов – по ______(В) ноги, по два глаза, по одному желудку. Органы животных формируются один раз и выполняют свою работу в течение всей жизни.
Список слов:
1) рост, 2) развитие, 3) лист, 4) два, 5) четыре, 6) побег
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Задание 7.1
7.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
Содержание органических веществ в зерне культурных растений
В зерне какого растения содержится наибольшее количество клетчатки?
Ответ: __________________________________________________
Какое органическое вещество содержится в наибольшем количестве в зёрнах всех культурных растений?
Ответ: __________________________________________________
В зёрнах каких растений содержится одинаковое количество белков?
Ответ: __________________________________________________
Задание 7.2
7.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице к заданию 7.1. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.
А _______________ Б _______________
В ________________ Г _______________
Задание 7.3
7.3. Из этих растений производят продукты питания, а также разнообразные плетёные изделия. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.
А ________________ Б ____________________ В ___________________
Задание 8.1
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Сосна является вечнозелёным древесным растением и достигает 35–45 м в высоту.
(2)В умеренном климате эти деревья образуют леса на равнинах, а в субтропиках и тропиках произрастают в горах.
(3)Игловидные листья – хвоинки – плотные, кожистые и жёсткие, располагаются пучками на побеге.
(4)Семена развиваются открыто на чешуе шишки.
(5)Цветков и плодов у сосны нет.
(6)Сосна – светолюбивое растение, хорошо растёт на открытых освещённых местах.
8.1. В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сосну относят к группе голосеменных растений? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: _____________________________________________________
Задание 8.2
8.2. Сделайте описание черёмухи обыкновенной по следующему плану.
А) В сравнении с сосной у черёмухи цветы: имеются/отсутствуют.
Ответ: ___________________________
Б) Где у черёмухи развиваются семена?
Ответ: ___________________________
В) Какая жизненная форма характерна для черёмухи?
Ответ: ___________________________
Ответы
Номер задания
Правильный ответ
1.2
клубень
2
фотосинтез
3
212
4
А – стебель/ствол, крупные ветви ;
Б – семена
5
пинцет
6
315
7.2
А) рис; Б) кукуруза;
В) горох; Г) пшеница
7.3
А) кукуруза; Б) пшеница/рис;
В) рис
8.1
345
(в любой последовательности)
Ответ к заданию 1.1
Ответ к заданию 1.3
Ответ к заданию 7.1
Ответ к заданию 8.2
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Зинаида Павловна