ВПР по биологии
5 класс
6 вариант, УМК любой
Подготовила:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с. Карагай, Пермский край
Инструкция к работе
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Для выполнения задания 3 используйте линейку и карандаш.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему.
Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Задание 1
Рассмотрите изображение лещины обыкновенной и выполните задания.
1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке лист, цветок (соцветие), стебель, плод лещины обыкновенной.
1.2. Как называется плод лещины обыкновенной?
Ответ: ______________________________________________
1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию семенного размножения. Выпишите название органа растения, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Цветок, лист, плод, семя.
Ответ: ___________________________________________________________________________
Задание 2
2. Боковой побег лещины укладывают в ямку глубиной 12–15 см и длиной 50 см, верхушку выводят наверх и привязывают к деревянному колышку. Ямку засыпают землёй и обильно поливают.
Постепенно происходит образование корней, и появляется новое растение.
Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Размножение, развитие, питание, дыхание, рост.
Ответ: ________________________________________________
Задание 3
3. Рассмотрите изображение и опишите лист подорожника по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) А - параллельное
2) Б - дуговидное
3) В - пальчатое
4) Г - перисто-сетчатое
Задание 3
В. Форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части.
Запишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами:
А
Б
В
Задание 4
Сосна – вечнозелёное хвойное дерево. На протяжении многих веков люди широко используют его в хозяйстве: из него изготавливали мачты и корпуса парусных судов (А),
извлекали эфирные масла, используемые при лечении разных заболеваний (Б). Запишите названия органов растения, которые используют в каждом случае.
А ____________________
Б ___________________
Задание 5
Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?
Ответ: ___________________
Задание 6
Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ______(А), которые у старых клеток сливаются и вытесняют ядро клетки из её центра к оболочке.
В клеточном соке могут находиться ______(Б), которые придают синюю, фиолетовую, малиновую окраску.
Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ______(В).
Список слов:
1) крахмал 2) вакуоль 3) пигмент
4) митохондрия 5) целлюлоза 6) витамин
Запишите в таблицу
выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А
Б
В
Задание 7
7.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
В плодах какого растения содержится наибольшее количество витамина С?
Ответ: __________________________________________________________________________________
Плоды какого растения содержат больше всего воды?
Ответ: __________________________________________________________________________________
В плодах каких двух растений меньше всего содержится каротина и витамина В1 ?
Ответ: __________________________________________________________________________________
Содержание витаминов и воды в плодах растений
Растения
Содержание в 100 г продукта
Вода, г
Витамин С , мг
Каротин, мг
Вит. В1, мг
Земляника садовая
91
60
0,03
0,03
Смородина чёрная
83
200
0,1
0,03
Яблоня
86
8
0,02
0,02
Груша
84
10
0,01
0,01
Задание 7
7.2. Ниже приведены фотографии плодов растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой из них название соответствующего растения.
7.3. Эти растения имеют различный внешний вид (облик), отражающий их приспособленность к условиям среды. Под каждой из приведённых ниже фотографий растений подпишите характерную для каждого из них жизненную форму.
А___________ Б __________ В__________ Г___________
А___________ Б_____________ В___________
Задание 8
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Большая синица – самая крупная из синиц нашей страны. (2)Оперение её довольно яркое: крылья и хвост голубовато-серые, брюшко жёлтое, а щёчки белые.
(3)Синица устраивает гнёзда в дуплах либо глубоких расщелинах старых деревьев.
(4)Кладку насиживает только самка, птенцы вылупляются из яиц через две недели.
(5)Появившиеся птенцы очень прожорливы, поэтому их кормят оба родителя, подлетая с кормом к гнезду до 400 раз в день.
(6)Взрослые синицы питаются разнообразной пищей: помимо насекомых и пауков, они едят ягоды, семена, плоды, а также хлеб, крупы и сало, которыми их подкармливают люди.
8.1. В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что большая синица относится к группе птиц? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: __________________________
Задание 8
8.2. Сделайте описание серой вороны по следующему плану.
А) В сравнении с большой синицей ворона
крупнее/мельче.
Ответ: ________________________________ Б) Какую окраску оперения имеет ворона?
Ответ: ________________________________
В) Чем питается ворона?
Ответ: ________________________________
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6, 7.2, 7.3, 8.1 оценивается 2 баллами.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания
Правильный ответ
1.2
орех
2
размножение
3
121
4
А – стебель/ствол; Б – листья/хвоя
5
окуляр
6
235
7.2
А) смородина чёрная; Б) яблоня; В) земляника садовая; Г) груша
7.3
А) дерево; Б) травянистое растение; В) кустарник
8.1
245 (в любой последовательности)
Ответ 1.1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Верно подписаны четыре органа растения
2
Верно подписаны только два-три органа растения
1
Верно подписан только один орган растения.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Ответ 1.3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название «выпадающего» из логического ряда органа растения: лист;
2) объяснение, например: лист обеспечивает фотосинтез/дыхание/испарение.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
Правильно указан орган растения, дано объяснение
2
Правильно указан только орган растения
1
Орган растения указан неправильно независимо от наличия/отсутствия объяснения.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Ответ 7.1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса:
1) в плодах смородины чёрной;
2) плоды земляники садовой;
3) в плодах яблони и груши
Правильно даны ответы на три вопроса
2
Правильно даны ответы на любые два вопроса
1
Правильно дан ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Ответ 8.3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана:
А) крупнее (ворона крупнее большой синицы);
Б) голова, крылья и хвост чёрные, туловище серое;
В) насекомые/яйца/мелкие грызуны/семена/пищевые отходы.
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке
Правильно даны ответы по трём пунктам плана
2
Правильно даны ответы по двум любым пунктам плана
1
Правильно дан ответ только по одному любому пункту плана.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Ольга
Колышкина Елена Владимировна