Всероссийская проверочная работа по биологии
5 класс, УМК любой
Вариант 17
Подготовила:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с. Карагай, Пермский край
Инструкция к выполнению заданий
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Для выполнения задания 3 используйте линейку и карандаш.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Задание 1
Рассмотрите изображение лимона и выполните задания.
1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке лист, цветок, семя и плод лимона.
1.2. Какой орган лимона даёт начало новому организму?
Ответ: ______________________________________________________
1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения лимон. Все они, за исключением одного, выполняют функцию семенного размножения. Выпишите название органа растения, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Лист, цветок, семя, плод.
Ответ: ________________________
Задание 2
Если поместить растение лимон в тёмное помещение, то он сначала станет светлее, а затем может погибнуть. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, который происходит только при наличии освещения.
Дыхание, рост, размножение, фотосинтез, плодоношение.
Ответ: ____________________
Задание 3
Рассмотрите изображение и опишите лист мяты по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа: 1) Черешковый; 2) Сидячий
Б. Жилкование листьев
1)А - параллельное
2)Б - дуговидное
3)В - пальчатое
4)Г - перисто-сетчатое
Задание 3 (продолжение)
В. Форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части
Запишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами:
А
Б
В
Задание 4
Ель – хвойное дерево, широко распространённое в нашей стране. Ель применяется во многих сферах человеческой деятельности, например для производства бумаги (А) и изготовления эфирного масла (Б). Запишите названия органов растения, которые используют в каждом случае. А.
А ____________________ В ______________
Задание 5
Ученик рассматривал под микроскопом поперечный срез листа яблони и сделал соответствующий рисунок клетки листа. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
Ответ: _________________________________________
Задание 6
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.
МХИ
Мхи – это ______(А) растения. В отличие от водорослей, они имеют стебель и ______(Б). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ______(В) – ценного удобрения и топлива.
Список слов:
1) лист, 2) плод , 3) семенные, 4) уголь, 5) споровые, 6) торф
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Задание 7.1
7.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
Содержание органических веществ в плодах растений
В плодах какого растения содержится наибольшее количество витамина С?
Ответ: ______________________________________________________
Плоды какого растения самые сладкие?
Ответ: ______________________________________________________
В плодах каких растений содержится крахмал?
Ответ: ______________________________________________________
Задание 7.2
7.2. Ниже приведены фотографии плодов растений, указанных в таблице в задании 7.1. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.
А ________________ Б ________________
В ________________ Г ________________
Задание 7.3
7.3. Плоды этих растений употребляют в пищу в сыром виде, сушат, из них производят соки, уксус, из листьев заваривают чай, древесину используют для изготовления поделок и мебели. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.
А ____________________ Б ___________________ В ____________________
Задание 8.1
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Белый медведь обитает в Арктике и прекрасно приспособился к жизни на льду, суше и в море.
(2)У него густой мех и толстый слой подкожного жира, позволяющие выдерживать очень низкие температуры.
(3)Шерсть белого или кремового цвета скрывает медведя на фоне снега и льда.
(4)Белый медведь – один из самых крупных хищников на Земле.
(5)Он отличный пловец, его огромные стопы с пальцами, частично соединёнными оболочкой, напоминают ласты.
(6)Охотятся белые медведи на морских зверей, главной их добычей являются тюлени.
8.1. В каких предложениях текста приводятся признаки приспособления белого медведя к условиям среды обитания?
Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: ____________________________________________________
Задание 8.2
8.2. Сделайте описание рыси по следующему плану.
А) В сравнении с белым медведем рысь крупнее/мельче.
Ответ: _________________________
Б) Какой окрас шерсти у рыси?
Ответ: _________________________
В) Чем питается рысь?
Ответ: _________________________
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6, 7.2, 7.3, 8.1 оценивается 2 баллами.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Ответы
Номер задания
Правильный ответ
1.2
семя
2
фотосинтез
3
141
4
А – стебель/ствол / ветви
Б – листья/хвоя
5
Предметное стекло
6
516
7.2
А) груша; Б) апельсин;
В) виноград; Г) смородина чёрная
7.3
А) смородина чёрная; Б) виноград; В) груша
8.1
235
(в любой последовательности)
Ответ на задание 1.1.
Ответ на задание 1.3.
Ответ на задание 7.1.
Ответ на задание 8.2.
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна