12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фунтова Ирина Геннадьевна364
Учитель биологии МАОУ "СОШ №78" города Кемерово
Россия, Кемеровская обл., Кемерово

КИМ для проведения контрольной работы по биологии за 1 четверть 10 класса


Проверяемые темы:

Номер задания

Проверяемый элемент

1-2

Общебиологические понятия по теме «Биохимия клетки»

3-5

Биология как наука. Разделы биологии

5-6, 20

Методы исследования в биологии

7-8

Уровни организации живой природы

9-12

Реализация генетической информации в клетке

13-15

Клетка как биологическая система. Метаболизм в клетке.

14-16

Химический состав клетки

17

Энергетический обмен, Пластический обмен

18

Анализ текстовой и графической информации по теме «Химический состав клетки», «Строение клетки»

19

Метаболизм. Химический состав клетки


Инструкция по выполнению заданий:

Внимательно прочтите задания, внесите ответы в бланк ответов.

Задания 1-8 в ответе указать соответствующий термин (понятие)

Задания 11-12 – в ответе указать соответствующую последовательность нуклеотидов;

Задания 13-15 – в ответе указать последовательность цифр, соответствующую последовательности верных ответов, расположив в порядке возрастания;

Задания 16-17 – в ответе указать верную последовательность цифр;

Задания 18 - дать развернутый ответ на вопросы;

Задания 19-20 – указать номера предложений с ошибками и переписать предложения, внеся соответствующие исправления.


Ответы:

1 вариант

2 вариант

1 – гликолиз (бескислородное окисление)

1 – кислород

2 - пептидная

2 – хемотрофный (хемоавтотрофный)

3 - рибосомная (рибосомальная)

3 – физиология

4 – анатомия

4 – систематика

5 – статистический

5 – цитогенетический (цитологический)

6 – наблюдение

6 – центрифугирование

7 – биосферный

7 – молекулярный

8 – клеточный

8 - клеточный

9 – 300

9 – 30

10 - 40

10 – УГА

11 – УУА

11 – АЦГ

12 – ЦГА

12 - ЦГА

13 – 246

13 – 346

14 – 456

14 – 236

15 – 34

15 – 245

16 – 212112

16 – 122133

17 – 52413

17 - 2413

18 –

1) Митохондрия.

2) 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы, внутренняя мембрана.

3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.


18 –

1) На ри­сун­ке изображён нук­лео­тид РНК (рибонуклеотид).

2) Рибонуклеотид входит в состав РНК (рибонуклеотид - мономер, РНК - полимер). РНК бы­ва­ет рибосомной, ин­фор­ма­ци­он­ной и транспортной.

3) РНК участ­ву­ет в био­син­те­зе бел­ков – в про­цес­сах тран­скрип­ции и трансляции.

19 –

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения выполняет строительную (или структурную) функцию - образует клеточную стенку (резервную, запасающую функцию выполняет крахмал).

2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом запасающую или энергетическую функцию.

7. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом целлюлозой.

19 –

2 - Цинк относится к микроэлементам.

3 - Азот и сера входит в группу макроэлементов.

5 - В свёртывании крови участвует кальций, а не фосфор

20 –

3 — эффективен при исследовании генных мутаций, (хромосомные мутации можно исследовать цитогенетическим методом);

4 — близнецовый метод не прогнозирует рождение близнецов, а позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды обитания (влияние факторов среды на развитие фенотипа);

7 — характер наследования гемофилии был установлен генеалогическим методом (биохимический метод изучает заболевания, в основе которых лежит нарушение обмена веществ).

20-

2- Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака;

5 – Цитологический (цитогенетический) метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества;

7 - характер наследования гемофилии был установлен генеалогическим методом (биохимический метод изучает заболевания, в основе которых лежит нарушение обмена веществ).

Итого: 31 балл

31 балл

Критерии оценивания:

Максимум – 31 баллов

Задания 1- 12 – максимум 1 балл за верный ответ

Задания 13 -17 – максимум 2 балла за верный ответ

Задания 18-31 – - максимум 3 балла за верный ответ


Оценивание:

31-28 – баллов – «отлично»

27-20 баллов – «хорошо»

19-15 баллов – «удовлетворительно»

14 баллов и менее – «неудовлетворительно»



Задания для проведения контрольной работы

1 вариант

Задание 1. Рассмотрите предложенную схему и запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

t1605695742aa.gif


Задание 2. Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

t1605695742ab.gif


Задание 3. Рассмотрите предложенную схему виды РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

t1605695742ac.gif


Задание 4. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742ad.gif


Задание 5. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742ae.gif


Задание 6. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742af.gif


Задание 7. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742ag.gif


Задание 8. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742ah.gif

Задание 9. Сколь­ко ами­но­кис­лот ко­ди­ру­ет 900 нук­лео­ти­дов? В ответ за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Задание 10. Какой про­цент нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном со­дер­жит ДНК, если доля её аде­ни­но­вых нук­лео­ти­дов со­став­ля­ет 10% от об­ще­го числа. В ответ за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Задание 11. Какой три­плет в мо­ле­ку­ле ин­фор­ма­ци­он­ной РНК со­от­вет­ству­ет ко­до­во­му три­пле­ту ААТ в мо­ле­ку­ле ДНК?


Задание 12. Какой три­плет в тРНК ком­пле­мен­та­рен ко­до­ну ГЦУ на иРНК?


Задание 13. Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит

1) в хлоропластах

2) на рибосомах

3) с использованием энергии солнечного света

4) в реакциях матричного типа

5) в лизосомах

6) с участием рибонуклеиновых кислот


Задание 14. Что ха­рак­тер­но для кис­ло­род­но­го этапа энер­ге­ти­че­ско­го про­цес­са?

1) про­те­ка­ет в ци­то­плаз­ме клет­ки

2) об­ра­зу­ют­ся мо­ле­ку­лы ПВК

3) встре­ча­ет­ся у всех из­вест­ных ор­га­низ­мов

4) про­те­ка­ет про­цесс в мат­рик­се ми­то­хон­дрий

5) на­блю­да­ет­ся вы­со­кий выход мо­ле­кул АТФ

6) име­ют­ся цик­ли­че­ские ре­ак­ции



Задание 15. Все при­ведённые ниже хи­ми­че­ские эле­мен­ты, кроме двух, яв­ля­ют­ся ор­га­но­ге­на­ми. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) во­до­род

2) азот

3) маг­ний

4) хлор

5) кис­ло­род


Задание 16. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:


ОСОБЕННОСТИ

 

ВИДЫ

А) мономер

Б) полимер

В) растворимы в воде

Г) не растворимы в воде

Д) входят в состав клеточных стенок растений

Е) входят в состав клеточного сока растений

 

1) целлюлоза

2) глюкоза


Задание 17. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих при фо­то­син­те­зе.

1) ис­поль­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа

2) об­ра­зо­ва­ние кис­ло­ро­да

3) син­тез уг­ле­во­дов

4) син­тез мо­ле­кул АТФ

5) воз­буж­де­ние хло­ро­фил­ла


Зt1605695742ai.gif адание 18. Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?


Задание 19. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.


Задание 20. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании хромосомных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (5)Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен биохимическим методом исследования.



2 вариант


Задание 1. Рассмотрите схему взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

t1605695742aj.gif


Задание 2. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

t1605695742ak.gif


Задание 3. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742al.gif


Задание 4. Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742am.gif


Задание 5. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742an.gif


Задание 6. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742ao.gif

Задание 7. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742ap.gif

Задание 8. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

t1605695742aq.gif


Задание 9. В мо­ле­ку­ле ДНК ко­ли­че­ство нук­лео­ти­дов с гу­а­ни­ном со­став­ля­ет 20% от об­ще­го числа. Сколь­ко нук­лео­ти­дов в % с ти­ми­ном в этой мо­ле­ку­ле. В ответ за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.



Задание 10. Какой ан­ти­ко­дон транс­порт­ной РНК со­от­вет­ству­ет три­пле­ту ТГА в мо­ле­ку­ле ДНК?


Задание 11. Какой три­плет на ДНК со­от­вет­ству­ет ко­до­ну УГЦ на и-РНК?


Задание 12. Какой три­плет в иРНК ком­пле­мен­та­рен ко­до­ну ГЦУ на тРНК?


Задание 13. Реакции под­го­то­ви­тель­но­го этапа энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на про­ис­хо­дят в

1) хло­ро­пла­стах растений

2) ка­на­лах эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети

3) ли­зо­со­мах кле­ток животных

4) ор­га­нах пи­ще­ва­ре­ния человека

5) ап­па­ра­те Голь­д­жи эукариот

6) пи­ще­ва­ри­тель­ных ва­ку­о­лях простейших



Задание 14. Вы­бе­ри­те осо­бен­но­сти стро­е­ния мо­ле­кул бел­ков.

1) со­сто­ят из жир­ных кис­лот

2) со­сто­ят из ами­но­кис­лот

3) мо­но­ме­ры мо­ле­ку­лы удер­жи­ва­ют­ся пеп­тид­ны­ми свя­зя­ми

4) со­сто­ят из оди­на­ко­вых по стро­е­нию мо­но­ме­ров

5) пред­став­ля­ют собой мно­го­атом­ные спир­ты

6) чет­вер­тич­ная струк­ту­ра мо­ле­кул со­сто­ит из не­сколь­ких гло­бул


Задание 15. Какие признаки характерны для молекулы ДНК?

1) состоит из одной полипептидной нити

2) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль

3) имеет нуклеотид, содержащий урацил

4) имеет нуклеотид, содержащий тимин

5) сохраняет наследственную информацию

6) переносит информацию о строении белка из ядра к рибосоме


Задание 16. Установите соответствие между признаками и видами нуклеиновых кислот.

ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

 

ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

A) хранит наследственную информацию

Б) копирует наследственную информацию и передаёт её к месту синтеза белка

B) является матрицей для синтеза белка

Г) состоит из двух цепей

Д) переносит аминокислоты к месту синтеза белка

Е) специфична по отношению к аминокислоте

 

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК


Задание 17. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.

1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов

3) образование углекислого газа и воды

4) образование молекул глюкозы


Задание 18. Схема стро­е­ния ка­ко­го ве­ще­ства изоб­ра­же­на на рисунке? Какие раз­но­вид­но­сти этого ве­ще­ства существуют? В чём со­сто­ит его уча­стие в об­ме­не веществ?

t1605695742ar.gif

Задание 19. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте их.

1. В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в периодическую таблицу Д.И. Менделеева. 2. Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод, цинк, фосфор. 3. Группу микроэлементов составляют бром, азот, сера, железо, йод и другие. 4. Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани. 5. Кроме того, фосфор – элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови. 6. Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов. 7. Калий и натрий необходимы для проведения нервных импульсов.


Задание 20. Задание 20. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Цитогенетический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании генных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды обитания (влияние факторов среды на развитие фенотипа); (5)Метод центрифугирования основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы





Список использованных источников:

https://bio-ege.sdamgia.ru

































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.