Контрольно-измерительные материалы по биологии в 11 классе

6
0
Материал опубликован 23 February 2020 в группе

Описание промежуточной аттестации по биологии за курс 11 класса.


  1. Назначение промежуточной аттестации.


Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень усвоения обучающимися Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по биологии, изучавших биологию на базовом уровне.


  1.  Документы, определяющие содержание работы для промежуточной аттестации.  

Содержание  работы промежуточной аттестации определяется на основе следующих документов:

1)  Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.2.2012 года;

2) Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта
(ФК ГОС) среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)
(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
Федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»).


3.  Подходы к отбору содержания и разработке структуры работы для промежуточной аттестации.  

На основании ФК ГОС базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся  для проведения  промежуточной аттестации по биологии.
            Промежуточная аттестация  по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру базового биологического образования.
Проверяет инвариантное ядро содержания курса биологии, которое отражено в Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Промежуточная аттестация  конструируются, исходя из необходимости оценки уровня овладения обучающимися всех основных групп планируемых результатов по биологии за  среднее общее образование на базовом уровне. Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями базового курса биологии
и проверяют сформированность  практико-ориентированной биологической компетентности.
           Объектами контроля служат знания и умения обучающихся, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии основного общего и среднего общего образования: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье».  
           В работе преобладают задания общебиологического и практико-ориентированного содержания, поскольку это прямо вытекает из целей, поставленных перед базовым курсом биологии в среднем общем образовании. Поэтому в содержание проверки включены прикладные знания из области правил здорового образа жизни человека.
           Приоритетным при конструировании работы  является необходимость проверки у
обучающихся сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также при решении элементарных биологических задач. Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

4. Структура и содержание работы для промежуточной аттестации.  

            Каждый вариант работы включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения, являющиеся основанием для поиска верного ответа или объяснения.
Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагают выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания.
Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 требуют от выпускников умений работать с графиками, схемами и таблицами.
Задания 6, 8, 9, 10, 12 представляют собой элементарные биологические задачи.
        

  Работа состоит из шести содержательных блоков. Содержание блоков направлено на проверку сформированности базовых биологических представлений и понятий, правил здорового образа жизни. В работе контролируется также сформированность у обучающихся различных общеучебных умений и способов действий: использовать
биологическую терминологию; распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни.   В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса биологии.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным                             разделам курса биологии

Содержательные разделы

Количество заданий

Биология как наука. Методы научного познания

3

Клетка

2

Организм

1

Вид

2

Экосистемы

2

Организм человека и его здоровье

4

ИТОГО

14


          Работа разрабатывается, исходя из требований к уровню обучающихся по биологии. В таблице 2 приведено распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество
заданий

1

Знать/понимать основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез

3

2

Знать/понимать строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура)

1

3

Уметь объяснять и устанавливать взаимосвязи

2

4

Уметь решать элементарные биологические задачи

5

5

Уметь распознавать и описывать

2

6

Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах

1


ИТОГО

14


        В работе содержатся задания базового и повышенного уровней сложности. В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.

                      Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень
сложности
заданий

Количество
заданий


Максимальный
первичный
балл


Процент максимального первичного
балла за выполнение заданий данного
уровня сложности от максимального
первичного балла за всю работу,
равного 32

Базовый

11

20

63

Повышенный

3

12

37

ИТОГО

1

32

100


5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 32 баллами.
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 3, 4, 6.1, 6.2, 8, 10.1, 10.2, 11.1, 12.1–12.3 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 5, 7, 9 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Правильный ответ на задания 2.3, 11.2, 13 и 14 оценивается 2 баллами, на задание 13 оценивается 3 баллами в соответствии с критериями оценивания.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания. К каждому заданию с развёрнутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от 0 до максимального балла.
Полученные обучающие баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл  переводится в отметку по пятибалльной шкале с учётом шкалы перевода, которая приведена в таблице 4.

Таблица 4. Шкала перевода суммарного балла за выполнение работы                                                 в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по
пятибалльной шкале

«2»

 «3»

 «4»

 «5»

Суммарный балл

 0–10

11–17

 18–24

25–32


6. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).

7. Условия выполнения работы

Ответы на задания  работы записываются в бланке ответов. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.

8. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не используются. Разрешено использование калькулятора.

9. Обобщённый план варианта

             Коды элементов содержания (КЭС) представлены в соответствии с разделом 1, а коды требований – в соответствии с разделом 2 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Формы задания: КО – задание с кратким ответом; РО – задание с развёрнутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения –60–90%); П – повышенный (40–60%).


зада-
ния

Проверяемый элемент
содержания

Уровень
сложности
задания


КЭС

Тип
задания

Максимальный
балл за
выполнение
задания

1

Биология как наука.
Методы научного
познания

Б

1.1

КО

2

2

Экосистемы

П

 5.1 – 5.2

КО + РО

6

3

Экосистемы

Б

 5.1 – 5.2

КО

1

4

Биология как наука.
Методы научного
познания

Б

1.1

КО

1

5

Биология как наука.
Методы научного
познания

Б

1.1

КО

2

6

Организм человека и его здоровье

Б

 6.1 – 6.2

 КО

2

7

Организм человека и его здоровье

Б

 6.1 – 6.2

 КО

2

8

Организм человека и его здоровье

Б

 6.1 – 6.2

 КО

1

9

Организм

Б

 3.6 – 3.7

 КО

2

10

Организм человека и его здоровье

Б

 6.1 – 6.2

 КО

2

11

Клетка, организм

П

 2.1 – 2.3;
3.1 – 3.3

КО + РО

3

12

Клетка

Б

2.1 – 2.3

КО

3

13

 Вид

П

 4.1 – 4.2

РО

3

14

 Вид

П

 4.1 – 4.2

РО

2


ИТОГО

Базовых – 11
Повышенных – 3


КО – 10
КО+РО – 2
РО – 2


32




Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Кодификатор состоит из двух разделов:
– раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых заданий»
– раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся».


                  Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых заданий
        В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки
содержания. Во втором столбце приведён код элемента содержания, для которого
создаются задания.

Код
элемента

Элементы содержания

1


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ


1.1

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой
природы.

2


КЛЕТКА


2.1

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и
Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении
современной естественнонаучной картины мира.


2.2

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических
веществ в клетке и организме человека


2.3

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции;
доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной
информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в
клетках. Ген. Генетический код.

3


ОРГАНИЗМ


3.1

Организм – единое целое. Многообразие организмов


3.2

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов


3.3

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение


3.4

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных


3.5

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека


3.6

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме


3.7

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор


3.8

Биотехнология, её достижения. Этические аспекты развития
некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

4


ВИД


4.1

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы


4.2

 Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека

5


ЭКОСИСТЕМЫ


5.1

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структуры экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем


5.2

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде

6


ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ


6.1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека


6.2

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приёмы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы,
гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

Код требования

Основные умения и способы действий

1


ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:


1.1

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости


1.2

строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и
экосистем (структура)


1.3

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере


1.4

вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки


1.5

биологическую терминологию и символику

2


УМЕТЬ:


2.1

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, сохранения ногообразия видов


2.2

решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)


2.3

описывать особей видов по морфологическому критерию


2.4

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),  антропогенные изменения в экосистемах своей местности


2.5

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения


2.6

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде


2.7

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях


2.8

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать

3


ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЁТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:


3.1

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде


3.2

для оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами


3.3

для оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)



КИМ (контрольно-измерительные материалы) по биологии, 11 класс.


Инструкция по выполнению работы
Работа включает в себя 14 заданий. На выполнение работы отводится 1 час 30 минут (90 минут). Ответами к заданиям являются последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через
непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.

t1583930305aa.pngt1583930305ab.gif


Направление движения амёб
1.1. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?
Ответ: ________________________
1.2. Приведите пример подобного явления у растений.
Ответ: ________________________
2. На опушке леса живёт и взаимодействует множество растений, животных, грибов
и микроорганизмов. Рассмотрим группу, в которую входят гадюка, орёл, ежа сборная,
живородящая ящерица, кузнечик обыкновенный. Выполните задания.
2.1. Подпишите изображённые на фотографиях и рисунке объекты, входящие в указанную
выше группу.

t1583930305ac.jpgt1583930305ad.jpg
1. ___________________ 2. ___________________

t1583930305ae.jpgt1583930305af.jpg
3. ___________________ 4. ___________________
t1583930305ag.jpg
5. ______________________

2.2. Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку
запишите номер или название одного из объектов группы.
Пищевая цепь:







2.3. Как скажется на численности орлов сокращение количества ежи сборной? Ответ
обоснуйте.
Ответ: _________________________________________________________________________


3. Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе.
Укажите название вещества, обозначенного вопросительным знаком.

t1583930305ah.gif
t1583930305ai.jpg

Ответ: _____________________________________________

4. Пётр смешал в 25 пробирках равные количества фермента и его субстрата. Пробирки
оставлялись на одинаковое время при различных температурах, измерялась скорость
реакции. По результатам эксперимента Пётр построил график (по оси
х отложена
температура (в °С), а по оси
у – скорость реакции (в усл. ед.).

t1583930305aj.gif
Опишите зависимость скорости ферментативной реакции от температуры.
Ответ: _______________________________________________________________
5. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная
с наибольшего.
Пропущенные элементы:
1) человек
2) бицепс
3) мышечная клетка
4) рука
5) аминокислота
6) белок актин
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Ответ:








6. Белки выполняют множество важных функций в организмах человека и животных:
обеспечивают организм строительным материалом, являются биологическими
катализаторами или регуляторами, обеспечивают движение, некоторые транспортируют
кислород. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо
100–120 г белков.

Продукты

Содержание белков,
г/100 г продукта

Продукты

Содержание белков,
г/100 г продукта

Сыр твёрдый

20,0

Хлеб

7,8

Мясо курицы

20,5

Мороженое

3,3

Треска

17,4

Варёная колбаса

13,0

Простокваша

5,0

Сливочное масло

1,3

Сметана

3,0

Творог нежирный

18,0


6.1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество белков, которое человек получил
во время ужина, если в его рационе было: 20 г хлеба, 50 г сметаны, 15 г сыра и 75 г трески.
Ответ округлите до целых.
Ответ: __________________________________
ИЛИ
6.1. Человек выпил чашку крепкого кофе, содержащую 120 мг кофеина, который полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л. Рассчитайте, через какое время (в ч) после приёма кофеин перестанет действовать на этого человека, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижается за час на 0,23 мг. Ответ округлите до десятых.
Ответ: ________________________________________


6.2. Назовите один из ферментов, вырабатываемый железами пищеварительной системы.
Ответ: ________________________________________


7. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из
болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) гемофилия
2) ветряная оспа
3) цинга
4) инфаркт миокарда
5) холера

Наследственное
заболевание (генное)

Приобретённое заболевание

Инфекционное

Неинфекционное





8. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на
составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака.
В подобных исследованиях используются определённые обозначения
. Изучите фрагмент
родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой сросшаяся мочка уха.
t1583930305ak.png

Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является
данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.
Ответ: _____________________________________________________________


9. Владимир всегда хотел иметь жёсткие волосы, как у его папы (доминантный признак (А)).
Но волосы у него были мягкие, как у мамы. Определите генотипы членов семьи по
признаку качества волос.
Ответы занесите в таблицу.

Мать

Отец

Сын





10. Екатерина решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови выяснилось, что у
Екатерины III группа. Екатерина знает, что у её матери I группа крови.

t1583930305al.png

10.1. Какой группы может быть кровь у отца Екатерины?
Ответ: ______________________________________

10.2. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Екатерина
быть донором крови для своего отца.
t1583930305am.png

Ответ: _________________________________________

11. Функцией изображённого на рисунке органоида является окисление органических веществ и запасание энергии при синтезе АТФ. В этих процессах важную роль играет внутренняя
мембрана этого органоида.

t1583930305an.png

11.1. Как называется этот органоид?
Ответ: __________________________________________
11.2. Объясните, как упаковка внутренней мембраны в органоиде связана с выполняемой
им функцией.
Ответ: ___________________________________________

12. Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:
УГЦГААУГУУУГЦУГ
Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой
молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК.
При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей
генетического кода.
t1583930305ao.png

Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего
горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии,
идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Ответ:
12.1. ДНК: ___________________________________________
12.2. Белок: __________________________________________
12.3. При расшифровке генома томата было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля тимина составляет 20%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с цитозином.
Ответ: ________________________________________________


13. Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.



t1583930305ap.png
Объясните, руководствуясь этой схемой, образование длинной шеи у предков современного жирафа.
Ответ: _________________________________________________________

14. На рисунке изображён кордаит – вымершее древесное голосеменное растение, обитавшее
370–250 млн лет назад.

t1583930305aq.png
Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и периоды, в которых
обитал данный организм. Какие растения были их возможными предками?

Эра: _______________________________________________
Периоды:___________________________________________
Возможные предки:__________________________________


t1583930305ar.png
t1583930305as.png

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 3, 4, 6.1, 6.2, 8, 10.1, 10.2, 11.1, 12.1–12.3 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 5, 7, 9 оценивается 2 баллами.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Задания 2.3, 11.2, 13 и 14 оцениваются в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный балл за работу – 32.

задания

Ответ

Баллы

1.1

раздражимость

1

1.2

рост растения по направлению к свету
ИЛИ открывание и закрывание венчика цветка
ИЛИ закрывание ловчего аппарата у хищных растений
Может быть приведён любой корректный пример

1

2.1

1 – живородящая ящерица
2 – гадюка
3 – ежа сборная
4 – кузнечик обыкновенный
5 – орёл

2

2.2

34125

2

3

углекислый газ ИЛИ СО2

1

4

При повышении температуры скорость реакции растёт до
определённого предела (до 30 усл. ед.), а затем снижается

1

5

142365

2

6.1

19 г ИЛИ 4,3 часа

1

6.2

липаза ИЛИ амилаза ИЛИ пепсин ИЛИ трипсин

1

7

1

25

34

2

8

признак рецессивный, не сцеплен с полом

1

9

Мать – аа; отец – Аа; сын – аа

2

10.1

III или IV

1

10.2

да (может)

1

11.1

митохондрия

1

12.1

ДНК: АЦГЦТТАЦАААЦГАЦ

1

12.2

Белок: цис-глу-цис-лей-лей

1

12.3

30%

1


Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Задание 2.3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: численность орлов будет снижаться;
2) объяснение, например: количество всех перечисленных животных,
расположенных в пищевой цепи до орла, уменьшится.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке


Правильно дан ответ на вопрос, дано объяснение

2

Правильно дан только ответ на вопрос

1

Ответ на вопрос дан неправильно независимо от наличия/отсутствия объяснения

0

Максимальный балл

2



Задание 11.2


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) складки внутренней мембраны увеличивают площадь её поверхности в
небольшом объёме органоида;
2) большая поверхность позволяет одновременно окислять большее количество
органических веществ


Ответ включает в себя все названные выше элементы

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Задание 13

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) так как в популяции особи обладают изменчивостью, то изначально
предками жирафов были особи с разной длиной шеи; при этом выживали те из
них, кто дотягивался до верхних зелёных веток;
2) более приспособленные организмы чаще давали потомство, что приводило к
изменению генетического состава популяции;
3) в результате естественного отбора в каждом следующем поколении средняя
длина шеи увеличивается


Ответ включает в себя все названные выше элементы

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает
в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных
выше элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Задание 14

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) эра: палеозойская; 2) периоды: девон, карбон и пермь; 3) возможные предки: древовидные папоротники ИЛИ древовидные семенные папоротники.


Ответ включает в себя все названные выше элементы

2

Ответ включает в себя два из названных выше элементов

1

Ответ включает в себя один из названных выше элементов, ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2










БЛАНОК ОТВЕТОВ
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 3, 4, 6.1, 6.2, 8, 10.1, 10.2, 11.1, 12.1–12.3 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 5, 7, 9 оценивается 2 баллами.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Задания 2.3, 11.2, 13 и 14 оцениваются в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный балл за работу – 32.

Фамилия, имя ____________________________________ Класс ______ Дата ____________

задания

Ответ

Баллы

1.1



1.2






2.1






2.2



3



4






5



6.1



6.2




7




8




9




10.1



10.2



11.1



12.1




12.2




12.3

30%



Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Задание 2.3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы













Максимальный балл

2

Задание 11.2


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

















Максимальный балл

2



Задание 13

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы



















Максимальный балл

3



Задание 14

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

















Максимальный балл

2



Общее количество баллов ________ Оценка _______

Проверяющий ______________________________________

Шкала перевода суммарного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по
пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный балл

0–10

11–17

18–24

25–32


КИМ (контрольно-измерительные материалы) по биологии, 11 кла
ZIP / 725.84 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.