Кинезиология как метод развития координационных способностей в работе инструктора по физической культуре в дошкольном учреждении
Каменская Ирина Алексеевна
Инструктор по физической культуре высшая категория
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»
Ленинградская область, город Кировск, ул. Молодежная д.4а
Кинезиология как метод развития координационных способностей в работе инструктора по физической культуре в дошкольном учреждении.
Аннотация: в статье рассматривается понятие кинезиология, место кинезиологии в системе физического воспитания, а также как с помощью этой науки можно развивать координационные способности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: кинезиология, наука, движения, координационные способности, художественная гимнастика.
Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом.
Кинезиология – это не так сложно, как может показаться. Простые упражнения помогают развивать связь между полушариями и значительно влияют на развитие мозга в целом.
В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
Общими задачами координационных способностей и кинезиологии являются:
- систематическое освоение новых двигательных действий;
- развитие специфических КС к ориентированию в пространстве; к точности пространственных, временных и силовых параметров движений, к ритму, равновесию и др.;
- совершенствование психофизиологических функций анализаторов, связанных с управлением и регулированием двигательной деятельности.
Для развития двигательно – координационных способностей и для формирования межполушарных связей следует вырабатывать:
- способность целесообразно координировать движения (согласовать, соподчинять, организовать их в единое целое) при воспроизведении двигательных действий;
- способность перестраивать координацию движения, при необходимости изменять знакомое действие или переключаться на другое в зависимости от изменившихся условий.
Кроме этого координация движения зависит от развития вестибулярного аппарата (равновесия) и от «чувства пространства», «чувства времени», «мышечного чувства», за счет которого осуществляется статистическое и динамическое равновесие.
Основным средством развития координации является систематическое освоение новых, более сложных по координации движений. Особенно ценны разнообразные комбинации движений гимнастики, акробатики, элементы спортивных и подвижных игр.
Координация движения — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными и разноименными. Одноименные - движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименные — движения выполняются в разных направлениях (например, во время подскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).
Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего для дошкольников согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные, а вот более трудны дошкольникам поочередные движения. Одними из сложных, доступных лишь детям старшего дошкольного возраста - разноименные и разнонаправленные движения.
В свете ориентиров ФГОС ДО и выше описанных проблем в обществе, метод кинезиологии стал очень актуален. Мне он стал очень интересен, так как близок моей работе.
На своей практике в дошкольном учреждении я убедилась, что детям для развития координации и формирования межполушарных связей нужны упражнения для рук и ног с нарастанием сложности. С детьми нужно разучивать такие упражнения по частям, где изолированно тренируются руки, ноги, или туловище, а затем постепенно вводить объединяющие упражнения, с движением частей тела. На своих занятиях я широко применяю такие упражнения. Например, вот одно упражнение из моих комплексов:
1. и.п. ноги вместе, руки опущены вниз
2. 1-2 поднимаем руки вверх и поднимаемся на носки
3. 3-4 наклон туловища, отводим руки в стороны и выставляя вперед ногу (можно руки не в стороны, а одна вверх, другая вниз или вперед и назад, также ногу выставить назад или в сторону)
4. 5-6 принимаем и.п.
В начале обучения детям сложно выполнить эти задачи, поэтому кинезиологические упражнения на развитие координационных способностей, равновесия (вестибулярный аппарат) я включаю на каждом своем занятии уже на протяжении года. Такие элементы развивают быстро у детей пространственные ориентировки, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами инструктора. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.
В течении 2018 – 2019 года я провела наблюдение с детьми старшего дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении с целью получения информации об особенностях методики проведения занятий по физической культуре с применением кизеологических упражнений способствующих развивать координационные способности.
Моя цель наблюдения была для определения эффективности использования комплексов с кинезиологическими упражнениями в различных частях занятия с целью развития координационных способностей у дошкольников.
В начале 2018 учебного года было проведено первое тестирование для оценки уровня развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Тестирование состояло из 4 – х тестов. Оно показало нам 64% - низкого уровня и 36% -среднего, высокого уровня 0 %.
После внедрения комплексов с кинезиологическими упражнениями в конце 2019 учебного года, было проведено второе тестирование, оно показало 18% - низкого уровня, 38% - среднего и 44% - высокого уровня.
Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре, а именно, это упражнения развивающие координационные способности, дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются, а так же улучшают вестибулярный аппарат.
Литература:
1. А.В. Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие 11-е издание – Москва: 2018г.
2. В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие в 2-х частях/ В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова – Москва: Айрис – пресс, 2019г.
3.В.А. Иванов Развитие физических качеству детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие/В.А.Иванов – СПб: 2014г.
4. Иванов В.А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3 – 7 лет в режиме дошкольных учреждений. Методическое пособие для педагогов и воспитателей/ В.А. Иванов – Красноярск: Производственно – издательский комбинат «Офсет», 1997