Статья «Особенности развития координационных способностей в физической подготовке юных борцов»
Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями: способность к реагированию; способность к равновесию; ориентационная способность; дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.
Основными задачами координационной подготовки в спорте являются следующие:
1. Систематическое овладение новыми двигательными действиями (обще и специально-подготовленными координационными упражнениями), совершенствование и адекватное применение их в вариативных условиях тренировки и соревнований.
2. Развитие общих и специфических проявляемых координационных способностей.
3. Развитие психофизиологических функций (сенсорных, нерцептивных, интеллектуальных) связанных с развитием общих и специфических координационных способностей;
4. Совершенствование координационных способностей в сочетании с развитием координационных способностей.
Для развития координационных способностей используются методы:
1. стандартно-повторного упражнения и вариативного упражнения;
2. игровой и соревновательный;
3. исходных и конечных положений, и изменение способов изменение выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком);
4. зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках, выполнение спортивных элементов не ведущей конечностью и т.п.) и выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат;
5. выполнение упражнений с исключением зрительного контроля (с закрытыми глазами).
Координационные способности только в том случае существенно возрастают, если они будут целенаправленно развиваться совместно с кондиционными способностями, то есть с быстротой, силой, выносливостью. Тренировочные средства должны подразделяться на: 1. общие, посредством которых совершенствуя общий уровень координационных способностей, 2. специальные, способствующие совершенствованию координационных способностей борца.